Татьяна Яковлева: Промедление с инновациями может иметь критические последствия

Татьяна Яковлева: Промедление с инновациями может иметь критические последствия

По словам Татьяны Яковлевой, Россия всё ещё является рынком сбыта и поставщиком сырьевых ресурсов и интегрирована в глобальную экономику на самом нижнем уровне. Инновационное развитие, считает депутат, входит в число политических приоритетов государства. Реализуются новые инструменты поддержки инновационной активности, создаются технопарки и малые предприятия при вузах, особые экономические зоны. За несколько лет произошел четырёхкратный рост финансирования науки. В 2010 году принят пакет законов об инновационном центре «Сколково», среди направлений деятельности которого - медицинские технологии в области разработки оборудования, лекарственных средств.

Вместе с тем, в России существуют препятствия для развития инновационной сферы. Среди них - отсутствие единой общенациональной политики в сфере инновационного развития, недостаточно эффективное взаимодействие ответственных ведомств. «Наши ведомства не всегда взаимодействуют между собой и иногда принимают противоречивые решения, - уточнила Татьяна Яковлева. - Скажем, мы приняли закон, наделивший вузы и научные учреждения правом создавать малые инновационные предприятия. Им разрешено вносить в их уставной капитал свои средства. Но Бюджетный кодекс запрещает это делать, и многие вузы воспользоваться законом не могут. А после того, как они преобразуются в автономные учреждения, закон о малых инновационных предприятиях на них распространяться уже не будет».

Среди других проблем – подготовка кадров, архаичная структура науки, неэффективная система финансирования науки. По затратам на науку Россия сегодня опережает Канаду, Италию, страны большой восьмерки. Но при этом у нас крайне низкие показатели результативности научных исследований. Три четверти организаций, которые считаются инновационными, на самом деле занимаются воспроизводством уже существующих технологических решений. 30 процентов из них осуществляют технологические заимствования, приобретая за рубежом машины и оборудование. Еще 45 процентов имитируют инновации - покупают технологии в виде патентов или лицензий. Создают новые знания и пытаются конкурировать на российских рынках лишь 8 процентов компаний.

Инноваторов, которые ведут стратегию, позволяющую выходить на глобальный рынок, не более 7 процентов. «Необходимо менять структуру бюджета науки в пользу конкурсного финансирования», - уверена Татьяна Яковлева. - Нам жизненно необходимо изменение системы приоритетов в финансировании технологических и инновационных проектов». Депутат добавила, что ближайшие 7-8 лет – критический период для перестройки российской экономики и социальной сферы. По её словам, промедление с реформами и сохранение неэффективной инновационной инфраструктуры может иметь критические последствия, а переход к инновационной экономике носит безальтернативный характер.  

По словам Татьяны Яковлевой, Россия всё ещё является рынком сбыта и поставщиком сырьевых ресурсов и интегрирована в глобальную экономику на самом нижнем уровне. Инновационное развитие, считает депутат, входит в число политических приоритетов государства. Реализуются новые инструменты поддержки инновационной активности, создаются технопарки и малые предприятия при вузах, особые экономические зоны. За несколько лет произошел четырёхкратный рост финансирования науки. В 2010 году принят пакет законов об инновационном центре «Сколково», среди направлений деятельности которого - медицинские технологии в области разработки оборудования, лекарственных средств.
Вместе с тем, в России существуют препятствия для развития инновационной сферы. Среди них - отсутствие единой общенациональной политики в сфере инновационного развития, недостаточно эффективное взаимодействие ответственных ведомств. «Наши ведомства не всегда взаимодействуют между собой и иногда принимают противоречивые решения, - уточнила Татьяна Яковлева. - Скажем, мы приняли закон, наделивший вузы и научные учреждения правом создавать малые инновационные предприятия. Им разрешено вносить в их уставной капитал свои средства. Но Бюджетный кодекс запрещает это делать, и многие вузы воспользоваться законом не могут. А после того, как они преобразуются в автономные учреждения, закон о малых инновационных предприятиях на них распространяться уже не будет».
Среди других проблем – подготовка кадров, архаичная структура науки, неэффективная система финансирования науки. По затратам на науку Россия сегодня опережает Канаду, Италию, страны большой восьмерки. Но при этом у нас крайне низкие показатели результативности научных исследований. Три четверти организаций, которые считаются инновационными, на самом деле занимаются воспроизводством уже существующих технологических решений. 30 процентов из них осуществляют технологические заимствования, приобретая за рубежом машины и оборудование. Еще 45 процентов имитируют инновации - покупают технологии в виде патентов или лицензий. Создают новые знания и пытаются конкурировать на российских рынках лишь 8 процентов компаний.
Инноваторов, которые ведут стратегию, позволяющую выходить на глобальный рынок, не более 7 процентов. «Необходимо менять структуру бюджета науки в пользу конкурсного финансирования», - уверена Татьяна Яковлева. - Нам жизненно необходимо изменение системы приоритетов в финансировании технологических и инновационных проектов». Депутат добавила, что ближайшие 7-8 лет – критический период для перестройки российской экономики и социальной сферы. По её словам, промедление с реформами и сохранение неэффективной инновационной инфраструктуры может иметь критические последствия, а переход к инновационной экономике носит безальтернативный характер. 

Просмотров 15

27.03.2012

Популярно в соцсетях