Зинаида Драгункина: Над повышением профессионализма учитель работает всю жизнь

Без профессиональных учителей невозможно обеспечить достойное образование и поступательное развитие нашей страны

Зинаида Драгункина: Над повышением профессионализма учитель работает всю жизнь

Фото: пресс-служба Совета Федерации

Какие проблемы в сфере образования находятся в приоритете у сенаторов? Для чего потребовался пилотный проект по передаче школ от муниципальных властей региональным? Как могут повлиять родители на качество преподавания в школах? Об этом «Парламентской газете» рассказала председатель Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре, заслуженный учитель РФ Зинаида Драгункина.

- Зинаида Фёдоровна, какие проблемы будут в центре внимания возглавляемого вами комитета в эту парламентскую сессию?

- Одно из самых важных направлений деятельности комитета — поддержка учителей, совершенствование педагогического образования, исполнение поручения Президента РФ по итогам Послания Федеральному Собранию по формированию и развитию отечественной системы учительского роста. Без профессиональных учителей невозможно обеспечить достойное образование и поступательное развитие нашей страны. Наша общая задача — вернуть былую глубину и фундаментальность отечественного педагогического образования, подкрепить этот процесс соответствующими законодательными решениями.

Наша общая задача — вернуть былую глубину и фундаментальность отечественного педагогического образования».

Отдельного внимания заслуживают вопросы подготовки вожатых. Студенты педвузов — наш кадровый резерв, в том числе в качестве вожатых. Неоднократно нами на разных уровнях ставился вопрос о специальной подготовке вожатых, а также о том, чтобы их работа в детских лагерях засчитывалась как студенческая практика. Отрадно, что в ряде педагогических вузов уже запущена эта работа. Так, Московский педагогический государственный университет начал работу над пилотным проектом «Всероссийская школа вожатых». Этот проект позволит вожатым «нового типа» получить уникальный опыт выстраивания общения и управления детским коллективом в рамках курса «Основы вожатской деятельности». По результатам апробации проекта планируется представить комплексную программу подготовки вожатых для тиражирования в других педагогических вузах. Радует, что сами студенты — изначально наши единомышленники в этом.

Вместе с коллегами из Госдумы на заседании Совета законодателей намерены обсудить ход реализации Послания Президента РФ по вопросам образования. Планируется рассмотреть, в том числе, вопросы закупки учебников в регионах, выполнение программы строительства новых и реконструкции старых школьных зданий. 

Кроме того, среди первоочередных задач — обеспечение доступности и качества дошкольного образования детям до трёх лет, усиление внимания к здоровью детей, особенно с ограниченными возможностями, с первых дней жизни, совершенствование законодательной базы, касающейся детей из многодетных семей, детей-сирот, детей, родители которых неизвестны, то есть подкидышей. По-прежнему в центре нашего внимания вопросы эффективного партнёрства с социально ориентированными НКО, институтами гражданского общества.

Готовимся к «правительственному часу» с министром образования Ольгой Васильевой о приоритетных направлениях развития отечественного образования, на котором она ответит на вопросы сенаторов, в том числе прозвучавших на августовских педсоветах в регионах России.

- Сейчас активно обсуждается инициа­тива главы Минобрнауки о передаче школ от муниципальных властей региональным. Каково ваше отношение к данному вопросу?

- Самое положительное. Во время «Прямой линии» 2017 года президент затронул темы единого образовательного пространства. Считаю, что данная инициатива напрямую касается этих вопросов. Министерство будет реализовывать пилотный проект по предлагаемой модели пока в 16 регионах страны. Как представитель Москвы в Совете Федерации считаю, что накопленный опыт столицы по управлению школьным образованием можно было бы активнее распространять в регионах.

- Стоит ли вовлекать родителей в экспертизу качества образования?

- Конечно. На необходимость формирования образовательного запроса, вовлечения родителей в управляющие советы школ указывают и общество, и государство. Эта тема поднималась и в преддверии нового учебного года на состоявшемся по инициативе Национальной родительской ассоциации (НРА), сопредседателем которой я являюсь, Общероссийском родительском собрании с участием Ольги Васильевой. Очевидно главное — успех диалога заключён в готовности государственных органов, педагогических коллективов и родительского сообщества слушать и слышать, уважать друг друга. Сегодня родители — наши полноправные партнёры в работе по повышению качества образования. А НРА - весомый голос родительского сообщества. Мы не стремимся подменять собой госорганы, но находимся с ними в активном диалоге. Мы не претендуем на монополию, унификацию общественных объединений, подчёркивая ценность и самостоятельность каждой организации-партнёра.

- Вы являетесь секретарём Координационного совета при Президенте РФ по реализации Национальной стратегии действий в интересах детей, действие которой завершается в этом году. Что дальше?

- Действительно, в 2017 году завершается реализация Стратегии. Документа, если вдуматься, по своему характеру новаторского, поскольку ничего подобного в истории новой России не создавалось. Сегодня можно с уверенностью сказать, что цели Стратегии достигнуты. Естественно, надо идти дальше. Не должно быть никаких пауз, не должно быть остановки на этом пути. Вот почему Валентина Матвиенко выступила с инициативной с 1 января 2018 года объявить в стране «Десятилетие детства». Президент эту идею поддержал своим указом.

На предстоящем осенью завершающем заседании Координационного совета подведём итоги реализации Стратегии за 2012-2017 годы. Мы готовим сейчас серьёзный системный доклад, основанный на данных из всех регионов России. В них не только информация о сделанном, но и конкретные предложения по дальнейшей работе, которые учитываются при формировании Плана основных мероприятий «Десятилетия детства» на предстоящие три года.

Считаем проект «Десятилетие детства» продолжением Стратегии в новых условиях. Это подтверждает приоритетность вопросов защиты и обеспечения прав и интересов семьи и детей в государственной политике нашей страны.

 

 



Автор: Ольга Шульга

Ещё материалы: Зинаида Драгункина

Просмотров 839

29.09.2017

Популярно в соцсетях