Законопроект о штрафах за шумную езду готовят к внесению в Госдуму

Московские парламентарии рассмотрят инициативу 23 ноября

23.11.2022 00:00

Автор: Дмитрий Литвинов

Законопроект о штрафах за шумную езду готовят к внесению в Госдуму
  © pxhere.com

Любителей громкой езды по ночам могут начать штрафовать на крупные суммы — в зависимости от мощности двигателя. Выявлять нарушителей будут автоматические шумомеры, а сами транспортные средства планируют помещать на спецстоянки. Законопроект о поправках в КоАП планируют обсудить в Мосгордуме 23 ноября, после чего инициативу хотят направить на рассмотрение федерального парламента. Получится ли у законодателей заглушить рев моторов, разбиралась «Парламентская газета».

От пяти до тридцати

Решить проблему лихачей с мощными глушителями столичные законодатели намеревались еще год назад: прошлой осенью они приняли в первом чтении поправки в региональный КоАП, а проект изменений в федеральное законодательство направили на экспертизу в Правительство РФ. В кабмине идею в целом одобрили, предложив ряд уточнений, например, о максимальном размере штрафа за ночной шум от транспортных средств: он не должен превышать 30 тысяч рублей. Минимальную планку столичные законодатели предложили зафиксировать на уровне пяти тысяч рублей, поскольку существующая сейчас ответственность в размере всего полутысячи рублей, по их мнению, мало кого останавливает.

Власти российских регионов, согласно законопроекту, смогут самостоятельно устанавливать штрафы за нарушение тишины с использованием машин и мотоциклов. Кроме того, предусмотрена возможность фиксации таких нарушений с помощью шумомеров, работающих в автоматическом режиме и совмещенных со средствами фото- и видеофиксации, то есть дорожными камерами. Помещать транспортные средства нарушителей будут на спецстоянки.

В Мосгордуме готовы согласиться с замечаниями кабмина и продолжить работу по изменению федерального законодательства, привела пресс-служба парламента комментарий главы комиссии по законодательству, регламенту, правилам и процедурам Александра Семенникова.

Расширяя составы

Универсальное решение для защиты горожан от шумных водителей, стритсрейсеров, любителей рассекать по спальным районам без глушителя ищут не первый год, но пока так и не могут найти, напомнил «Парламентской газете» замглавы Комитета Госдумы по безопасности Анатолий Выборный. Инициативу столичных законодателей он назвал крайне актуальной, однако для ее реализации потребуется дополнить статьи законов, касающиеся автоматической фиксации нарушений ПДД.

«В КоАП есть ряд статей, посвященных фиксации правонарушений работающими в автоматическом режиме дорожными камерами, — отметил депутат. — Эти нормы необходимо развивать и дополнять положениями о фиксации уровня шума. И, безусловно, стоит пересмотреть размер штрафа за нарушение тишины водителями, так как сейчас они мизерные и никого не пугают».

В Москве уже больше года тестируют автоматические шумомеры — их устанавливают как дополнение к уже привычным дорожным камерам, но штрафы с них водителям пока не приходят, рассказал «Парламентской газете» специалист по дорожным камерам Григорий Шухман. Зафиксировать нарушение конкретного авто или мотоцикла в движущемся потоке, по словам эксперта, непросто, и дело здесь не в несовершенстве техники. «Во-первых, отсутствуют конкретные нормативы по шуму — они лишь определяются техрегламентом транспортного средства, — объяснил эксперт. — Во-вторых, по правилам фиксировать уровень шума нужно на расстоянии полуметра от выхлопной трубы и не в условиях постороннего шума».

Как защититься от ошибок

Слишком громкий звук мотора чаще всего является рукотворным, то есть это не поломка, а некий вид тюнинга, который устанавливают на свои машины и мотоциклы любители особого вида лихачества. Иногда они любят порычать в потоке, чтобы их пропустили, — вместо сигнала, рассказал «Парламентской газете» автоюрист Сергей Радько. При этом оштрафовать их, даже не пресловутые полтысячи, очень сложно: для этого инспектору нужно иметь сертифицированный прибор и, по сути, провести мини-экспертизу на месте. «То есть водитель должен еще раз извлечь из своего транспортного средства тот же громкий звук, а если не захочет, то может этого не делать», — привел пример эксперт.

Читайте также:

• Кто и когда может бесплатно парковаться в Москве, Петербурге и в Крыму

Попробовать привлечь к ответственности шумных водителей можно по закону о тишине: часы, когда государство охраняет покой граждан, как и допустимый уровень звука в этот период, установлены в каждом регионе, отметил Григорий Шухман. Правда, и здесь придется действовать в ручном режиме, то есть вызывать наряд и ловить нарушителя буквально за руку.

Автоматическая фиксация громкого звука возможна, но для этого нужно разработать методику определения ошибок — чтобы водители не получали штрафов ни за что, добавил Шухман. «При видеофиксации возможен визуальный способ проверки — пристегнут или не был водитель, пересекал ли он в неположенном месте разметку. Что касается звука, то здесь мы полагаемся только на математическую модель, поэтому водителей нужно защитить от ошибок системы», — сказал эксперт.