За иностранных IT-гигантов могут ответить российские компании

Роскомнадзор назвал ресурсы, которые должны «приземлиться» в нашей стране

23.11.2021 17:47

Автор: Дмитрий Литвинов

За иностранных IT-гигантов могут ответить российские компании
  © EPA\TASS

Под действие так называемого закона о приземлении попали 13 иностранных компаний, их список 22 ноября опубликовал Роскомнадзор. Опрошенные «Парламентской газетой» эксперты считают, что все они рано или поздно создадут российские представительства, но путь к этому не будет простым, причём часть бремени могут понести отечественные ресурсы.

Кто следующий

В реестр компаний, на которые распространяется закон о приземлении, попали Google (Google Play, YouTube, YouTube Music, Google Chat, Gmail), Apple (iCloud, App Store, Apple Music), Meta Platforms (Facebook, Instagram, WhatsApp), Twitter, TikTok, Telegram, а также Zoom, Viber, Spotify, Likeme Pte.Ltd. (Likee), Discord, Pinterest и Twitch. Всего 22 ресурса.

Закон о приземлении IT-гигантов обязывает владельцев компаний создать филиалы, открыть представительства или учредить российские юрлица, которые должны будут представлять интересы головных организаций. Предполагается, что Роскомнадзор будет взаимодействовать с представителями компаний по вопросам соблюдения российского законодательства на своём сайте через специальный личный кабинет. Закон распространяется на ресурсы, ежесуточная российская аудитория которых составляет более 500 тысяч человек на протяжении как минимум трёх месяцев.

Представленный список компаний не является окончательным, сказал «Парламентской газете» глава Комитета Госдумы по информационной политике, информтехнологиям и связи Александр Хинштейн. «Регулярно появляются новые интернет-ресурсы, набирают аудиторию уже существующие, поэтому список будет обновляться», — отметил депутат.

Его коллега по IT-Комитету Антон Горелкин предположил, что следующим может стать поисковик Bing, разработанный компанией Microsoft. Сейчас этот ресурс набирает популярность.

Российские представительства IT-гигантов должны заработать с 1 января 2022 года. Но уже сегодня есть успешные примеры того, как международные компании обосновались в нашей стране, — ещё до появления закона филиалы открыли AliExpress, iHerb, Huawei Technologies, напомнил Александр Хинштейн. «Руководство этих популярных ресурсов говорит, что от открытия представительств выиграли обе стороны — и сами компании, и пользователи», — добавил депутат.

Не закрыть, а побудить

По закону о приземлении компании должны будут разместить на своём сайте электронную форму обратной связи с российскими пользователями и установить рекомендованный Роскомнадзором счётчик посещаемости. Их обяжут ограничивать доступ к информации, нарушающей российские законы, по требованию регулятора.

За нарушения требований закона компанию сначала предупредят, затем запретят размещать рекламу и ограничат выдачу в поисковиках, заблокируют финансовые переводы, в крайнем случае могут замедлить или вовсе приостановить работу ресурса. Как отметил соавтор закона Антон Горелкин, Роскомнадзор вправе использовать любую из этих мер и в любой момент. В то же время он надеется, что до блокировки популярных сайтов дело не дойдёт, а будут применяться в основном меры экономического характера.

«Задача — не закрыть, не запретить, а побудить IT-гигантов исполнять российские законы, — объяснил Горелкин. — Самой эффективной мерой я считаю запрет на рекламную деятельность в России, поскольку каждый из этих ресурсов откусывает солидную долю рекламного пирога».

Разрабатывая законопроект, его авторы ориентировались на диалог с иностранными игроками, надеясь, что санкции применять не потребуется, отметил Александр Хинштейн. По его мнению, предложенные правила работы просты, легко исполнимы и никак не ущемляют интересы компаний. Кстати, на этапе рассмотрения законопроекта речь шла о включении в реестр крупнейших иностранных ресурсов энциклопедии Wikipedia — она соответствует критериям по количеству посещений, однако не ведёт коммерческой деятельности, поэтому в перечень Роскомнадзора не попала.

За Google ответит «Яндекс»?

Среди других ресурсов — потенциальных кандидатов на приземление — могут оказаться иностранные онлайн-кинотеатры, но для них сейчас разрабатывают отдельное регулирование, напомнил Антон Горелкин.

А вот крупнейшим игрокам Google и Apple всё же придётся полноценно прописаться в России, хотя компании ООО «Гугл» и ООО «Эппл» в нашей стране уже есть. «Но на официальные запросы они неоднократно предоставляли сведения о том, что не являются официальными представительствами соответственно компаний Google и Apple», — рассказала «Парламентской газете» член Комиссии по правовому обеспечению цифровой экономики Московского отделения Ассоциации юристов России (АЮР) Александра Орехович. По её мнению, говорить об отсрочке открытия представительств уже поздно — у IT-гигантов было достаточно времени для подготовки.

Читайте также:

• Google и Facebook должны платить налоги там, где богатеют — в России • Горелкин уверен, что блокировок соцсетей в связи с законом о «приземлении» не будет • Из блогеров хотят выбить налоги

Александра Орехович обратила внимание на имеющиеся в законе санкции против компаний, которые не исполнят требования, — необходимость маркировки сайтов в поисковых системах информацией о неисполнении законодательства и их исключение из выдачи поисковиков. Эксперт усомнилась в практическом применении таких мер. «Создаётся ощущение, что бремя их исполнения ляжет на российские интернет-ресурсы, — отметила член АЮР. — Например, «Яндексу» запретят выдавать в поисковике Google или Apple. В итоге может получиться, что российские интернет-ресурсы станут исполнителями соответствующего регулирования».