Все о пенсиях в России

два дня назадДепутаты СРЗП предложили снизить возраст для досрочного выхода на пенсию

11.06.2024Володин предложил назвать «законом Путина» решение об индексации пенсий

11.06.2024Депутат Жуков объяснил, почему пенсии работающих пенсионеров можно снова индексировать

За что китайцы полюбили русскую балалайку

В стране возрождают производство музыкальных инструментов, но играть на них пока хотят не все

12.10.2022 19:02

Автор: Юлия Сапрыгина

За что китайцы полюбили русскую балалайку
  © Сергей Коньков/ТАСС

В России производят менее одного процента объема мирового рынка музыкальных инструментов. Нарастить выпуск гитар, барабанов и пианино решили еще год назад, когда приняли стратегию развития отрасли. План был рассчитан до 2030 года, однако введенные против России санкции заставляют власти поторопиться. Импортозамещение в культуре обсудили в профильном комитете Госдумы 12 октября.

Износ 70 процентов и более

По данным Минпромторга, сегодня музыкальные инструменты в России делают 250 предприятий. Еще шесть лет назад в реестре ведомства их было всего 48. Причем более половины тогда специализировались на народных инструментах. А вот рояли и пианино в России в 2016 году вообще не делали. К этому времени с рынка их полностью вытеснили европейские и азиатские аналоги. На это еще тогда обратил внимание народный артист России Денис Мацуев.

«Сегодня мы возрождаем производство пианино и роялей в России», — рассказал в Госдуме директор департамента развития промышленности социально значимых товаров Минпромторга Дмитрий Колобов. Первые новые отечественные пианино уже поступили в музыкальные школы.

«Также в России расширили производство ударных инструментов», — сообщил Колобов. А на днях в Нижнем Новгороде открылось предприятие, производящее фаготы, гобои и тромбоны.

Сконцентрироваться на выпуске именно этих музыкальных инструментов заставил их дефицит в музыкальных школах. Ранее власти заявляли, что износ пианино в учреждениях культуры и образования составил 81 процент. Износ других музыкальных инструментов в среднем — 70 процентов.

Для композиторов разработали профессиональный стандарт

Наши рожки для Поднебесной

Качество российских музыкальных инструментов уже оценили и в других странах, рассказали в Госдуме представители Ассоциации производителей музыкальных инструментов. Так, по данным Федеральной таможенной службы, в Китай в 2021 году экспортировали музыкальных инструментов, их частей и принадлежностей на 183 тысячи долларов США, что почти в семь раз больше, чем годом ранее.     

Так, китайские оркестры закупают рожки российского производства. Но все же большинство инструментов, на которых играют профессиональные музыканты в Поднебесной, — пока европейские или американские.

«Китайские оркестры не играют даже на китайских инструментах, хотя китайцы намного раньше стали заниматься изготовлением тех же роялей», — сказал в Госдуме директор Московской государственной академической филармонии Алексей Шалашов. Дело в том, что лидерами по производству такой продукции по-прежнему остаются Европа и США, отметил он. России тоже важно сохранить качество звучания своих оркестров, так как «это всегда было нашей гордостью и нашей мягкой силой», отметил Шалашов.

Российские рояли качественнее китайских, парировал директор Фабрики театрального и концертного оборудования Борис Рожанский. «Наши рояли — это, конечно, не Steinway (признанный лидер на рынке роялей. — Прим. ред.), но делаем лучше, чем Индонезия и тот же Китай», — сказал он. Правда, признал, что «до Европы Россия в этом вопросе пока не дотягивает».

При этом эксперты говорили о нехватке специалистов для производства музыкальных инструментов. Кроме того, необходимо выработать новые стандарты такой продукции, чтобы в будущем она могла конкурировать с мировыми лидерами. На это уже обращали внимание и в кабмине, где в 2021 году приняли стратегию развития индустрии музыкальных инструментов. В ней отмечено, что сейчас в России действуют девять государственных стандартов, принятых с 1975 по 1989 год, и во многих из них указаны материалы, которые уже не используют в современном производстве.

Читайте также:

• Как в России защищают авторские права

Да будет свет — пока вопрос

Проблемы есть и со звуковым и световым оборудованием, без которого невозможно ни одно крупное шоу, будь то спектакль, концерт или цирковая программа, рассказал народный артист России Эдгар Запашный. «Сейчас у нас оборудование исключительно производства США и Канады. Теперь стоит вопрос — на что менять?» — поделился своими переживаниями в Госдуме генеральный директор Большого Московского государственного цирка.

Сложности есть и с переводом учреждений культуры на российское программное обеспечение, сообщили в Госдуме представители Минцифры. Этот вопрос решается уже не первый год, но пока большинство программ по-прежнему импортные. Для разработки отечественных аналогов надо минимум 3-5 лет. При этом, например, сложный графический редактор типа фотошопа разрабатывается больше 10 лет, отметили представители ведомства.

Поэтому приступать к разработке такого программного обеспечения нужно уже сейчас. Также надо прорабатывать параллельный импорт инструментов, техники и оборудования, которые пока заменить нельзя, отметили участники встречи.

Сбор предложений об импортозамещении в культуре продолжится. Прошедшая встреча — только первая в череде таких мероприятий, отметила председатель профильного комитета Госдумы Елена Ямпольская. «Мы не хотим рубить топором по живому. Мы не должны идти на принцип», — сказала она. Где-то замена импортных компонентов на российские оправданна, а где-то нет, подчеркнула депутат. Задача экспертов — в этом разобраться.