Казалось бы, есть спрос, должно быть и предложение. Но внутренний туризм развивается у нас пока еще очень неуверенно. Немаловажная причина тому — отсутствие внятного правового регулирования этой деятельности на региональном уровне. Палата регионов обобщила проблемы и предложения с мест и воспользовалась своим правом законодательной инициативы.
О нелегкой судьбе законопроекта и о том, что сулит его принятие регионам, наш разговор с заместителем председателя Комитета Совета Федерации по социальной политике Юрием СМИРНОВЫМ.
— Юрий Валентинович, что подтолкнуло сенаторов выступить с инициативой практически сразу же после принятия федерального закона?
— Коротко история такова: Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» № 296, принятый в 2010 году, был, бесспорно, важным шагом. Субъектам Федерации предлагалось «создавать условия» для развития туризма на своих территориях. Но этой размытой формулировки для конкретной деятельности оказалось недостаточно, поэтому мы, группа членов Совета Федерации, подготовили и внесли в Госдуму в ноябре 2011 года законопроект о внесении изменений в существующий закон. В нем мы подробно прописали полномочия федеральных, региональных и муниципальных органов власти в этой сфере. Несмотря на то, что на него получены положительные отзывы практически всех субъектов Федерации, которые настаивают на том, чтобы эти очень важные для них изменения были как можно скорее приняты, закон с самого начала шел очень тяжело. Крайне непростым было его согласование с федеральными органами власти.
— Кто ставил палки в колеса?
— Федеральное агентство по туризму было полностью согласно с необходимостью предложенных изменений. Поддерживает нас и Министерство регионального развития РФ. Нет возражений у Министерства юстиции. Против выступало Министерство финансов. Там опасались, что наделение регионов дополнительными полномочиями вызовет увеличение расходных обязательств, и они станут требовать в Минфине денег. Соображения, в принципе, понятные. Минфин призван считать и экономить государственные денежки, а в условиях надвигающегося кризиса тем более. На 2014 год уже, как вы знаете, планируется корректировка принятого ранее бюджета на 575 миллиардов рублей в сторону уменьшения…
Мы пытались объяснить, что новых расходов законопроект не несет. По сути, мы просто узакониваем то, что есть. Например, регионы уже и так давно участвуют в международных и общероссийских выставках, чтобы продвигать свой туристический продукт. Они вынуждены заниматься созданием информационной системы, решать вопросы безопасности туристов на своих территориях. Но делая это сегодня, в отсутствие правового регулирования, в случае возможной проверки они могут иметь неприятности со стороны надзорных органов, прежде всего прокуратуры.
— За нецелевое использование бюджетных средств?
— Я объяснял: так или иначе регионы вынуждены закладывать эти расходы в свои бюджеты. Тем же законом «Об основах туристской деятельности» туризм отнесен к приоритетным направлениям развития экономики страны. А как развивать важнейшую отрасль, ни копейки туда не вкладывая? Нонсенс! Казалось бы, все очевидно. Тем не менее, продвижение закона шло очень тяжело. Полтора года понадобилось, чтобы добиться его рассмотрения Государственной Думой в первом чтении. Этому поспособствовало то, что, видя, как затягивается процесс, удалось добиться обсуждения этого законопроекта на совещании у Председателя Совета Федерации с участием вице-премьера правительства, где я выступил основным докладчиком. Мои доводы прозвучали убедительно, были даны соответствующие поручения. В канун нового 2013 года на согласительном совещании в Ростуризме мы согласовали проект закона с присутствующими там представителями Министерства финансов и Минэкономразвития. Казалось бы, все. Как только закончились зимние каникулы, мы повторно внесли законопроект в Государственную Думу. И совершенно неожиданно опять получили массу замечаний от Минфина. Начинаем выяснять, в чем дело. Все было согласовано с их представителем, участвовавшем в согласительном совещании. Или нам прислали недостаточно правомочного специалиста?
— Так или иначе, все же в первом чтении закон уже принят?
— 14 июня, после того, как в ходе очередных согласительных процедур мы сумели получить положительное заключение правительственной Комиссии по законотворческой деятельности, Минэкономразвития и, наконец, Минфина. Что интересно, закон принят Государственной Думой в первом чтении не просто большинством голосов, а единогласно.
—Тем не менее, до конца этой сессии всю процедуру принятия он не прошел. Есть вероятность, что его, как это порой случается, отложат на дальнюю полку?
—Искренне надеюсь, что в осеннюю сессию законопроект пройдет второе и третье чтения и будет принят. В регионах его ждут с нетерпением. Хорошо уже то, что Дума успела его рассмотреть — он выпадал из проекта повестки дня, на который планировался. Мы не только настояли на рассмотрении, но и просили дать возможность выступить на пленарном заседании. Результат, как я уже говорил, — единогласно «за». В прениях проект, опираясь на опыт своих регионов, активно поддержал ряд депутатов.
—Чего конкретно не хватало в существующем законодательстве?
—Не хватало правового закрепления за регионами ряда важнейших полномочий по организации туризма на их территориях. Даже таких очевидных, как разработка и реализация программ развития туризма. То есть разработать такую программу в принципе они могли, но вот с ее финансированием могли возникнуть проблемы. После принятия соответствующей поправки они смело смогут делать это, не опасаясь, что к ним предъявят претензии проверяющие структуры.
Не было закреплено такое полномочие, как обеспечение безопасности туристов. Региональным властям приходится осуществлять целый комплекс мер безопасности, требующих определенных финансовых затрат, но опять-таки на свой страх и риск. Другое важное направление- создание условий для доступа туристов к средствам связи, к медицинской помощи. На то, чтобы организовать такую систему доступа, у регионов, даже если и есть возможность финансировать это направление деятельности, должно быть соответствующее право. А его нет. Дальше — создание в дополнение к федеральной системе собственной информационной системы для развития туризма. Как и аккредитация организаций, осуществляющих классификацию отелей — так называемую «звездность».
—А зачем регионам это делать самим, ведь есть центральная система? Не получится ли, что у нас все замшелые «профсоюзники» получат звездочки?
—В предложенных нами поправках есть четкое разделение полномочий. Федеральные органы устанавливают порядок классификации объектов туристской индустрии, в частности, отелей. А регион проводит аккредитацию организаций, имеющих право осуществлять классификацию. То есть организация будет не обязательно местная. Скорее всего, это будут столичные специалисты, и объективность оценки никак не пострадает. Аттестацию экскурсоводов, гидов, инструкторов, проводников, специалистов туристской отрасли тоже удобнее проводить на местах, но строго в соответствии с едиными требованиями, которые устанавливают федеральные органы. Далее — продвижение туристских продуктов как на внутреннем, так и на международном уровне, право ездить на выставки, участвовать в форумах, ярмарках и т. д. Еще в законопроекте появилась очень важная норма — организация экскурсионных и туристских поездок школьников. Нет сейчас такого полномочия, хотя, конечно, во всех регионах этим занимаются, начиная с простейших поездок, например, в областной центр. Но эта деятельность выпадала из правового поля.
— Закон не запрещал, но и не разрешал. И тут, как говорится, вопрос на усмотрение прокурора
можно, но до поры до времени. И это отнюдь не стимулирует регионы к расширению деятельности?
—Так же, как и к организации и проведению различных межрегиональных и международных туристских мероприятий. Это нужно делать, чтобы рассказать о своих предложениях в сфере туризма, показать, как говорится, товар лицом. Не было отражено в законодательстве и многое другое, что приходится делать на местах, чтобы полноценно развивать сферу туризма. Надзорные органы в любой момент могут не согласиться с правом регионов тратиться на проведение таких мероприятий.
—Долгое время считалось, что подобные частные моменты могут регулироваться региональным законодательством. Сейчас позиция надзорных органов четко определилась — региональным законом нельзя закрепить ни одно полномочие, если оно не прописано на федеральном уровне. Отсюда — нескончаемый поток поправок и дополнений, необходимых регионам в самых различных отраслях, в частности, в сфере туризма?
—Наш законопроект предусматривает только самые насущные дополнения. Регионы готовы идти дальше. На последнем заседании экспертного совета по туризму Комитета Совета Федерации по социальной политике представитель из правительства Краснодарского края, опираясь на практику своего, одного из самых продвинутых в сфере туризма региона, предложил значительно расширить предложенный нами перечень полномочий. Он привел примеры, как непросто приходится работать с другими департаментами своего же правительства, отстаивая интересы развития туризма. Как часто приходится натыкаться на непрошибаемую стену ответа «Раз этого нет в федеральном законе, значит, не положено!»
—Туризм в России в новых экономических отношениях стали относить к сфере чисто рыночного регулирования. Между тем, и в самых «рыночных» странах он не обделен вниманием государства. Причем поддержка там, и часто весьма серьезная, осуществляется на самых разных уровнях. Ваш законопроект как раз и призван развернуть государственную власть лицом к туризму?
—Прежде всего, на региональном уровне. Кроме того, мы четко прописали и права муниципального уровня власти.
— Так устраняются законодательные препоны на пути развития туризма. Выездной у нас растет. Хотелось бы, чтобы и внутренний стал не менее популярным, ведь в России есть что посмотреть, есть где расширить свой кругозор и просто хорошо отдохнуть?
—Серьезным толчком к развитию внутреннего и не менее важного для отечественной экономики въездного туризма стало принятие в 2011 году федеральной целевой программы на 2011-2018 годы, предусматривающей выделение из федерального бюджета 96 миллиардов рублей на развитие туристской инфраструктуры, а это — дороги, обеспечение электричеством, газом, водоснабжение и водоотведение. У нас в России множество красивейших мест, но туда трудно добраться. А если и есть дорога, то не подведено электричество. Есть электричество, но нет воды и газа — то есть бизнес сюда строить гостиницу не заманишь. А вот когда за счет первоначальных государственных средств мы создадим необходимую инфраструктуру, инвестор не заставит себя ждать, и деньги пойдут. И со временем окупятся сторицей. Мы рассчитываем, что на каждый вложенный в развитие отельного бизнеса бюджетный рубль придет по три рубля частных инвестиций.
—Регион и Федерация вкладываются в пропорции 50 на 50?
—Нет, соотношение разное, обычно объем региональных средств составляет 20—25 процентов от объема федеральных. Яркий пример заработавшего благодаря федеральной программе механизма государственно-частного партнерства — развитие туристского городка Плёс в нашей Ивановской области. Обратили внимание на возможности Плёсского кластера задолго до принятия ФЦП. Были построены, а точнее, восстановлены мини-отели — купеческие избы с «пятизвездочной» начинкой на берегу Волги. Но это были, конечно, условные «пять звезд» — в городе как таковая отсутствовала канализация. Стоки шли прямо в реку. С увеличением потока туристов появились проблемы с водоснабжением. Были вопросы с энергообеспечением. К тому же городок в частном секторе отапливался по старинке — печами, а котельные работали на мазуте и угле. Так что зимой снег чернел от копоти, по весне шлаки попадали опять-таки в Волгу.
—В схожей ситуации, знаю, многие малые города. Чем больше туристов, тем больше загрязнений. И своими силами проблему им не решить.
Сегодня в рамках федеральной программы поддержки внутреннего и въездного туризма Плёс полностью перешел на газ, построено пять новеньких котельных, и грязи, которая была от дыма и шлака, не стало. Создается современная канализационная система. Другие малые города, расположенные вдоль рек и в лесных массивах, также могут получить возможность создания полноценной коммунальной инфраструктуры и безбоязненно заниматься развитием туризма.
— Существуют международные нормативы туристских маршрутов — вплоть до числа автозаправок и закусочных на определенное количество километров дороги. Есть ли какие-то подобные требования у нас в стране?
— Как нас сравнивать с той же Европой? В России — другие масштабы. Естественно, в каждом конкретном случае регионы должны просчитывать, стоит ли тащить дорогу за многие десятки километров к туристскому объекту, если ясно, что инвестора для его обустройства никогда не найдется. Подходить по-хозяйски и деньги на развитие туристской инфраструктуры направлять в первую очередь в те точки, где можно уверенно рассчитывать на отдачу.
—Эта федеральная программа стала большим шагом вперед. Ведь, скажем честно, в течение последних лет двадцати даже то, что досталось от советской эпохи, по большей части разрушалось. Когда отрасль отпустили в плаванье по волнам рынка, внутренний туризм стал угасать. Профсоюзы перестали им заниматься. Не стало молодежного туризма в рамках «Спутника». Сошел на нет мощный когда-то «Интурист»… Многие объекты были приватизированы, распроданы, перепрофилированы. Как пела группа «Дюна»: «В местах, где был наш пионерский лагерь, гуляют с телками деляги.» Сейчас приходится все воссоздавать, но на качественно ином, соответствующем требованиям времени, уровне.
—Часть из того, что было в советские времена в руках профсоюзов или государственных структур, удалось сохранить. Что-то бизнес взял в свои руки, реконструировал и эксплуатирует. Многое, к сожалению, утрачено. Особенно те места отдыха, которые принадлежали промышленным предприятиям. От них избавлялись как от непрофильного обременения. Вспомните, путевки полностью или в большей мере оплачивались профсоюзами. Двухнедельная курсовка на семью с двумя детьми в дом отдыха «Порошино» в Ивановской области стоила 14 рублей. Очереди, конечно, за такими путевками были колоссальные.
—Дешевый отдых, как и эти очереди, остались в прошлом. Старой системы оздоровительного отдыха больше нет. Попытки предложить ей на смену что-то новое пока не очень успешны. Большие надежды возлагались на особые туристско-рекреационные экономические зоны. За право ими стать боролись такие «жемчужины» России, как Байкал, Алтай, Калининград, Татарстан, да и Ивановская область, помнится, тоже? Но где-то застопорилось. Или деньги были не выделены, или до мест не дошли?
—Что об этом говорить… Надеюсь, рано или поздно все получится. Опыт показывает, там, где серьезно занимаются туризмом, он развивается. Пример тому — наша Ивановская область. Причем не только Плёс, но и другие муниципалитеты — Шуя, Юрьевец, Кинешма, Палех, Холуй. В этих городах бурно развивается так называемый «событийный» туризм. Туда едут не просто отдохнуть, но и поучаствовать в фестивалях, ярмарках, народных гуляниях. Таких, например, как Ярмарка лука в Лухе. Или «Льняная палитра» в Плёсе, где можно посмотреть демонстрацию модных коллекций моделей одежды из русского льна. Я назвал бы среди лучших и Алтайский край. Серьезные подвижки в Татарстане и Башкортостане, Рязанской и Псковской областях.
—Там успешно продвигается этнографический туризм и агро-туризм. Горожане едут на село, в глубинку, к истокам жизни народной, чтобы увидеть самим и показать детям, как растят скот, пекут хлеб, водят хороводы. А кто-то и сам с удовольствием проводит отпуск в крестьянских хлопотах.
—Понимание того, что развивать туризм выгодно, думаю, придет ко всем регионам. Он постепенно становится одной из важнейших отраслей экономики. Создаются новые рабочие места, дополнительные источники пополнения доходной части региональных и муниципальных бюджетов, оживает экономика. С улучшением коммуникационных связей идет оздоровление всего общества.
—Есть примеры, когда в тяжелейшие 90-е годы малые города, впавшие в депрессию, выжили и вновь пошли в рост именно благодаря туризму. Такие, как старинный русский город на Волге Углич. Когда там встал градообразующий часовой завод «Чайка» и другие промышленные предприятия, муниципалитет сделал ставку на то, что он находится в Золотом Кольце России, где причаливают на первую стоянку после Москвы экскурсионные теплоходы. Была принята целевая программа развития туризма и воспитания гостеприимства. Первым инвестором в нее стал сам город, позже подтянулся и частный бизнес. Безработица и безнадежность отступили. Город ожил, расцвел, заработали старые и были созданы новые предприятия. А туризм так и остался его главной «фишкой».
—Он обеспечивает работу и зарплату, снижает социальную напряженность, консолидирует горожан. Особенно это касается малых городов, и многие из них уже используют свой потенциал. Есть даже ассоциация малых туристских городов «Пять звезд российской провинции». Большие возможности в этой сфере и у крупных городов. Реализовать их не всегда удается именно из-за пробелов в законодательстве. Так что задача власти — создать полноценное правовое поле для развития в наших городах и весях этой перспективнейшей отрасли региональной экономики.
Беседовала Юлия ЗАХВАТОВА
ФОТО АНАТОЛИЯ ЮСОВА
В Плёсе можно хорошо отдохнуть и насладиться красотами русской природы