Все о пенсиях в России

вчераПенсионные баллы предлагают покупать и дарить

28.04.2024Порядок назначения пенсий изменится для некоторых россиян

28.04.2024Минтруд уточнил, какие документы нужны для назначения повышенной пенсии

Возьмите нас с собой, туристы!

Интерес к историческим ценностям, архитектурным и природным красотам нашей необъятной Родины неуклонно растет в стране и за рубежом.

Казалось бы, есть спрос, должно быть и предложение. Но внутренний туризм развивается у нас пока еще очень неуверенно. Немаловажная причина тому — отсутствие внятного правового регулирования этой деятельности на региональном уровне. Палата регионов обобщила проблемы и предложения с мест и воспользовалась своим правом законодательной инициативы. 

10.07.2013 15:56

Возьмите нас с собой, туристы!
Малый туристский город Плёс ждет гостей

О нелегкой судьбе законопроекта и о том, что сулит его принятие регионам, наш разговор с заместителем председателя Комитета Совета Федерации по социальной политике Юрием СМИРНОВЫМ.

Юрий Валентинович, что под­толкнуло сенаторов выступить с инициативой практически сра­зу же после принятия федераль­ного закона?

— Коротко история такова: Феде­ральный закон «Об основах турист­ской деятельности в Российской Фе­дерации» № 296, принятый в 2010 году, был, бесспорно, важным шагом. Субъектам Федерации предлагалось «создавать условия» для развития ту­ризма на своих территориях. Но этой размытой формулировки для конкрет­ной деятельности оказалось недоста­точно, поэтому мы, группа членов Со­вета Федерации, подготовили и внесли в Госдуму в ноябре 2011 года законо­проект о внесении изменений в суще­ствующий закон. В нем мы подробно прописали полномочия федеральных, региональных и муниципальных орга­нов власти в этой сфере. Несмотря на то, что на него получены положитель­ные отзывы практически всех субъек­тов Федерации, которые настаивают на том, чтобы эти очень важные для них изменения были как можно ско­рее приняты, закон с самого начала шел очень тяжело. Крайне непростым было его согласование с федеральны­ми органами власти.
 
—  Кто ставил палки в колеса?
— Федеральное агентство по туриз­му было полностью согласно с необхо­димостью предложенных изменений. Поддерживает нас и Министерство ре­гионального развития РФ. Нет возра­жений у Министерства юстиции. Про­тив выступало Министерство финансов. Там опасались, что наделение реги­онов дополнительными полномочиями вызовет увеличение расходных обяза­тельств, и они станут требовать в Мин­фине денег. Соображения, в принципе, понятные. Минфин призван считать и экономить государственные денежки, а в условиях надвигающегося кризиса тем более. На 2014 год уже, как вы зна­ете, планируется корректировка приня­того ранее бюджета на 575 миллиардов рублей в сторону уменьшения…
Мы пытались объяснить, что но­вых расходов законопроект не несет. По сути, мы просто узакониваем то, что есть. Например, регионы уже и так давно участвуют в международных и общероссийских выставках, чтобы продвигать свой туристический про­дукт. Они вынуждены заниматься соз­данием информационной системы, ре­шать вопросы безопасности туристов на своих территориях. Но делая это сегодня, в отсутствие правового регу­лирования, в случае возможной про­верки они могут иметь неприятности со стороны надзорных органов, пре­жде всего прокуратуры.
 
— За нецелевое использование бюджетных средств?
— Я объяснял: так или иначе реги­оны вынуждены закладывать эти рас­ходы в свои бюджеты. Тем же законом «Об основах туристской деятельно­сти» туризм отнесен к приоритетным направлениям развития экономики страны. А как развивать важнейшую отрасль, ни копейки туда не вклады­вая? Нонсенс! Казалось бы, все оче­видно. Тем не менее, продвижение за­кона шло очень тяжело. Полтора года понадобилось, чтобы добиться его рассмотрения Государственной Думой в первом чтении. Этому поспособство­вало то, что, видя, как затягивается процесс, удалось добиться обсуждения этого законопроекта на совещании у Председателя Совета Федерации с уча­стием вице-премьера правительства, где я выступил основным докладчи­ком. Мои доводы прозвучали убеди­тельно, были даны соответствующие поручения. В канун нового 2013 года на согласительном совещании в Ростуризме мы согласовали проект закона с присутствующими там представителя­ми Министерства финансов и Минэ­кономразвития. Казалось бы, все. Как только закончились зимние каникулы, мы повторно внесли законопроект в Государственную Думу. И совершенно неожиданно опять получили массу за­мечаний от Минфина. Начинаем выяс­нять, в чем дело. Все было согласовано с их представителем, участвовавшем в согласительном совещании. Или нам прислали недостаточно правомочного специалиста?
 
Так или иначе, все же в первом чтении закон уже принят?
— 14 июня, после того, как в ходе очередных согласительных процедур мы сумели получить положительное заключение правительственной Ко­миссии по законотворческой деятель­ности, Минэкономразвития и, нако­нец, Минфина. Что интересно, закон принят Государственной Думой в пер­вом чтении не просто большинством голосов, а единогласно.
 
Тем не менее, до конца этой сессии всю процедуру принятия он не прошел. Есть вероятность, что его, как это порой случает­ся, отложат на дальнюю полку?
—Искренне надеюсь, что в осен­нюю сессию законопроект пройдет второе и третье чтения и будет при­нят. В регионах его ждут с нетерпени­ем. Хорошо уже то, что Дума успела его рассмотреть — он выпадал из проекта повестки дня, на который планировался. Мы не только настояли на рассмотрении, но и просили дать возможность выступить на пленарном заседании. Результат, как я уже гово­рил, — единогласно «за». В прениях проект, опираясь на опыт своих регио­нов, активно поддержал ряд депутатов.
 
Чего конкретно не хватало в существующем законодатель­стве?
—Не хватало правового закрепле­ния за регионами ряда важнейших полномочий по организации туризма на их территориях. Даже таких оче­видных, как разработка и реализация программ развития туризма. То есть разработать такую программу в прин­ципе они могли, но вот с ее финанси­рованием могли возникнуть пробле­мы. После принятия соответствующей поправки они смело смогут делать это, не опасаясь, что к ним предъявят пре­тензии проверяющие структуры.
Не было закреплено такое полно­мочие, как обеспечение безопасности туристов. Региональным властям при­ходится осуществлять целый комплекс мер безопасности, требующих опреде­ленных финансовых затрат, но опять-таки на свой страх и риск. Другое важ­ное направление- создание условий для доступа туристов к средствам связи, к медицинской помощи. На то, чтобы организовать такую систему доступа, у регионов, даже если и есть возмож­ность финансировать это направление деятельности, должно быть соответ­ствующее право. А его нет. Дальше — создание в дополнение к федеральной системе собственной информационной системы для развития туризма. Как и аккредитация организаций, осущест­вляющих классификацию отелей — так называемую «звездность».
 
А зачем регионам это делать самим, ведь есть центральная система? Не получится ли, что у нас все замшелые «профсоюзни­ки» получат звездочки?
—В предложенных нами поправках есть четкое разделение полномочий. Федеральные органы устанавливают порядок классификации объектов ту­ристской индустрии, в частности, оте­лей. А регион проводит аккредитацию организаций, имеющих право осущест­влять классификацию. То есть организа­ция будет не обязательно местная. Ско­рее всего, это будут столичные специ­алисты, и объективность оценки никак не пострадает. Аттестацию экскурсово­дов, гидов, инструкторов, проводников, специалистов туристской отрасли тоже удобнее проводить на местах, но строго в соответствии с едиными требования­ми, которые устанавливают федераль­ные органы. Далее — продвижение ту­ристских продуктов как на внутреннем, так и на международном уровне, право ездить на выставки, участвовать в фору­мах, ярмарках и т. д. Еще в законопроек­те появилась очень важная норма — ор­ганизация экскурсионных и туристских поездок школьников. Нет сейчас такого полномочия, хотя, конечно, во всех ре­гионах этим занимаются, начиная с про­стейших поездок, например, в област­ной центр. Но эта деятельность выпада­ла из правового поля.
 
Закон не запрещал, но и не раз­решал. И тут, как говорится, во­прос на усмотрение прокурора
можно, но до поры до времени. И это отнюдь не стимулирует регионы к расширению деятель­ности?
—Так же, как и к организации и проведению различных межрегио­нальных и международных туристских мероприятий. Это нужно делать, что­бы рассказать о своих предложениях в сфере туризма, показать, как говорит­ся, товар лицом. Не было отражено в законодательстве и многое другое, что приходится делать на местах, чтобы полноценно развивать сферу туризма. Надзорные органы в любой момент могут не согласиться с правом регио­нов тратиться на проведение таких ме­роприятий.
 
Долгое время считалось, что подобные частные моменты мо­гут регулироваться региональ­ным законодательством. Сейчас позиция надзорных органов чет­ко определилась — региональным законом нельзя закрепить ни од­но полномочие, если оно не про­писано на федеральном уровне. Отсюда — нескончаемый поток поправок и дополнений, необхо­димых регионам в самых раз­личных отраслях, в частности, в сфере туризма?
—Наш законопроект предусматри­вает только самые насущные допол­нения. Регионы готовы идти дальше. На последнем заседании экспертного совета по туризму Комитета Совета Федерации по социальной политике представитель из правительства Крас­нодарского края, опираясь на практи­ку своего, одного из самых продвину­тых в сфере туризма региона, предло­жил значительно расширить предло­женный нами перечень полномочий. Он привел примеры, как непросто приходится работать с другими депар­таментами своего же правительства, отстаивая интересы развития туриз­ма. Как часто приходится натыкаться на непрошибаемую стену ответа «Раз этого нет в федеральном законе, зна­чит, не положено!»
 
Туризм в России в новых эконо­мических отношениях стали от­носить к сфере чисто рыночного регулирования. Между тем, и в самых «рыночных» странах он не обделен вниманием государства. Причем поддержка там, и часто весьма серьезная, осуществляет­ся на самых разных уровнях. Ваш законопроект как раз и призван развернуть государственную власть лицом к туризму?
—Прежде всего,  на региональном уровне. Кроме того, мы четко пропи­сали и права муниципального уровня власти.
 
— Так устраняются законода­тельные препоны на пути раз­вития туризма. Выездной у нас растет. Хотелось бы, чтобы и внутренний стал не менее попу­лярным, ведь в России есть что посмотреть, есть где расши­рить свой кругозор и просто хо­рошо отдохнуть?
—Серьезным толчком к развитию внутреннего и не менее важного для отечественной экономики въездного туризма стало принятие в 2011 году федеральной целевой программы на 2011-2018 годы, предусматривающей выделение из федерального бюджета 96 миллиардов рублей на развитие туристской инфраструктуры, а это — до­роги, обеспечение электричеством, га­зом, водоснабжение и водоотведение. У нас в России множество красивей­ших мест, но туда трудно добраться. А если и есть дорога, то не подведено электричество. Есть электричество, но нет воды и газа — то есть бизнес сю­да строить гостиницу не заманишь. А вот когда за счет первоначальных госу­дарственных средств мы создадим не­обходимую инфраструктуру, инвестор не заставит себя ждать, и деньги пой­дут. И со временем окупятся сторицей. Мы рассчитываем, что на каждый вло­женный в развитие отельного бизнеса бюджетный рубль придет по три рубля частных инвестиций.
 
Регион и Федерация вкладыва­ются в пропорции 50 на 50?
—Нет, соотношение разное, обычно объем региональных средств составля­ет 20—25 процентов от объема феде­ральных. Яркий пример заработавше­го благодаря федеральной программе механизма государственно-частного партнерства — развитие туристского городка Плёс в нашей Ивановской об­ласти. Обратили внимание на возмож­ности Плёсского кластера задолго до принятия ФЦП. Были построены, а точнее, восстановлены мини-отели — купеческие избы с «пятизвездочной» начинкой на берегу Волги. Но это были, конечно, условные «пять звезд» — в го­роде как таковая отсутствовала канали­зация. Стоки шли прямо в реку. С уве­личением потока туристов появились проблемы с водоснабжением. Были во­просы с энергообеспечением. К тому же городок в частном секторе отапливался по старинке — печами, а котельные ра­ботали на мазуте и угле. Так что зимой снег чернел от копоти, по весне шлаки попадали опять-таки в Волгу.
 
В схожей ситуации, знаю, мно­гие малые города. Чем больше туристов, тем больше загрязне­ний. И своими силами проблему им не решить.
Сегодня в рамках федеральной программы поддержки внутреннего и въездного туризма Плёс полностью пе­решел на газ, построено пять новень­ких котельных, и грязи, которая была от дыма и шлака, не стало. Создается современная канализаци­онная система. Другие малые города, расположенные вдоль рек и в лесных массивах, также могут получить воз­можность создания полноценной ком­мунальной инфраструктуры и безбояз­ненно заниматься развитием туризма.
 
Существуют международ­ные нормативы туристских маршрутов — вплоть до числа автозаправок и закусочных на определенное количество кило­метров дороги. Есть ли какие-то подобные требования у нас в стране?
—        Как нас сравнивать с той же Ев­ропой? В России — другие масштабы. Естественно, в каждом конкретном случае регионы должны просчиты­вать, стоит ли тащить дорогу за мно­гие десятки километров к туристскому объекту, если ясно, что инвестора для его обустройства никогда не найдется. Подходить по-хозяйски и деньги на развитие туристской инфраструктуры направлять в первую очередь в те точ­ки, где можно уверенно рассчитывать на отдачу.
 
Эта федеральная программа стала большим шагом вперед. Ведь, скажем честно, в течение последних лет двадцати даже то, что досталось от советской эпохи, по большей части разру­шалось. Когда отрасль отпусти­ли в плаванье по волнам рынка, внутренний туризм стал уга­сать. Профсоюзы перестали им заниматься. Не стало молодеж­ного туризма в рамках «Спут­ника». Сошел на нет мощный когда-то «Интурист»… Многие объекты были приватизирова­ны, распроданы, перепрофили­рованы. Как пела группа «Дюна»: «В местах, где был наш пионер­ский лагерь, гуляют с телками деляги.» Сейчас приходится все воссоздавать, но на качественно ином, соответствующем требо­ваниям времени, уровне.
—Часть из того, что было в совет­ские времена в руках профсоюзов или государственных структур, удалось сохранить. Что-то бизнес взял в свои руки, реконструировал и эксплуати­рует. Многое, к сожалению, утрачено. Особенно те места отдыха, которые принадлежали промышленным пред­приятиям. От них избавлялись как от непрофильного обременения. Вспом­ните, путевки полностью или в боль­шей мере оплачивались профсоюзами. Двухнедельная курсовка на семью с двумя детьми в дом отдыха «Порошино» в Ивановской области стоила 14 рублей. Очереди, конечно, за такими путевками были колоссальные.
 
Дешевый отдых, как и эти оче­реди, остались в прошлом. Ста­рой системы оздоровительного отдыха больше нет. Попытки предложить ей на смену что-то новое пока не очень успешны. Большие надежды возлагались на особые туристско-рекреационные экономические зоны. За право ими стать боролись такие «жем­чужины» России, как Байкал, Алтай, Калининград, Татарстан, да и Ивановская область, помнится, тоже? Но где-то застопорилось. Или деньги были не выделены, или до мест не дошли?
—Что об этом говорить… Надеюсь, рано или поздно все получится. Опыт показывает, там, где серьезно занима­ются туризмом, он развивается. При­мер тому — наша Ивановская область. Причем не только Плёс, но и другие муниципалитеты — Шуя, Юрьевец, Кинешма, Палех, Холуй. В этих городах бурно развивается так называемый «со­бытийный» туризм. Туда едут не просто отдохнуть, но и поучаствовать в фести­валях, ярмарках, народных гуляниях. Таких, например, как Ярмарка лука в Лухе. Или «Льняная палитра» в Плёсе, где можно посмотреть демонстрацию модных коллекций моделей одежды из русского льна. Я назвал бы среди луч­ших и Алтайский край. Серьезные под­вижки в Татарстане и Башкортостане, Рязанской и Псковской областях.
 
Там успешно продвигается эт­нографический туризм и агро-туризм. Горожане едут на село, в глубинку, к истокам жизни на­родной, чтобы увидеть самим и показать детям, как растят скот, пекут хлеб, водят хоро­воды. А кто-то и сам с удоволь­ствием проводит отпуск в кре­стьянских хлопотах.
—Понимание того, что развивать туризм выгодно, думаю, придет ко всем регионам. Он постепенно стано­вится одной из важнейших отраслей экономики. Создаются новые рабо­чие места, дополнительные источни­ки пополнения доходной части регио­нальных и муниципальных бюджетов, оживает экономика. С улучшением коммуникационных связей идет оздо­ровление всего общества.
 
Есть примеры, когда в тяже­лейшие 90-е годы малые города, впавшие в депрессию, выжили и вновь пошли в рост именно благо­даря туризму. Такие, как старин­ный русский город на Волге Углич. Когда там встал градообразую­щий часовой завод «Чайка» и дру­гие промышленные предприятия, муниципалитет сделал ставку на то, что он находится в Золо­том Кольце России, где причали­вают на первую стоянку после Москвы экскурсионные теплохо­ды. Была принята целевая про­грамма развития туризма и вос­питания гостеприимства. Пер­вым инвестором в нее стал сам город, позже подтянулся и част­ный бизнес. Безработица и без­надежность отступили. Город ожил, расцвел, заработали ста­рые и были созданы новые пред­приятия. А туризм так и остал­ся его главной «фишкой».
—Он обеспечивает работу и зар­плату, снижает социальную напряжен­ность, консолидирует горожан. Осо­бенно это касается малых городов, и многие из них уже используют свой потенциал. Есть даже ассоциация ма­лых туристских городов «Пять звезд российской провинции». Большие возможности в этой сфере и у круп­ных городов. Реализовать их не всегда удается именно из-за пробелов в за­конодательстве. Так что задача власти — создать полноценное правовое поле для развития в наших городах и весях этой перспективнейшей отрасли реги­ональной экономики.
 
Беседовала Юлия ЗАХВАТОВА
ФОТО АНАТОЛИЯ ЮСОВА
 
В Плёсе можно хорошо отдохнуть и насладиться красотами русской природы
 
 
 
Читайте нас в Одноклассниках
Просмотров 5100