Ворошиловский стрелок из Немчиновки
Имя Виктора Пронина в последнее время встречается все чаще в титрах фильмов и ток-шоу, нежели на обложках книг. Хотя миллионные тиражи говорят об устойчивой и заслуженной популярности…
Прогремел и остался в памяти фильм «Ворошиловский стрелок», зрители увлеченно следят за сериалами «Гражданин начальник» и «Женская логика», снятыми по произведениям Виктора Пронина. Среди авторов детективного жанра у него репутация человека, который пишет свои книги сам, без помощи наемных бригад литературных рабов и поденщиков, без слепой готовности идти на поводу у издателей, диктующих в угоду рынку различного рода расчлененки и беспредел. У него репутация большого художника, который показывает не поступки героев, а их помыслы, раскрывает не масштаб действия, а предпосылки к нему. А главное — доступным, понятным языком.
У писателя множество литературных наград. Все они, за малым исключением, отмечали его дар детективщика, судебного очеркиста, криминального журналиста, но не художника-творца, мастера-литератора с большой буквы. И вот долгожданная награда — «Лучшая книга го-да-2013», конкурса, проводимого Московской городской организацией Союза писателей России. И не за детектив с какой-нибудь ошеломляющей концовкой, а за простые «человеческие» записки, появлявшиеся в разное время и по разному поводу. Это и заслужило признание московских писателей. Книга, выпущенная мизерным тиражом издательством «У Никитских ворот», мгновенно стала легендарной, превратилась в раритет и, как в старые добрые времена, передается из рук в руки.
«И что же в ней так зацепило?» — спросит иной читатель. Ну записки-блокноты, похожие пишутся почти что всеми писателями, ну рассуждения о жизни, литературе, о самом себе, о близких, женщинах, о предназначении, непонимании, о стране, о друзьях. И что? О покаянии и предательстве, о восхищении и сожалении, о страхе и безрассудстве и бог знает еще о чем… Этим и зацепило. Искренностью, мыслями, которые вертятся у каждого в голове, но на бумагу выплескиваться почему-то опасаются. Мысли-то — о себе, а как поведет себя бумага, неизвестно.
У книги загадочное название, где-то даже детективное — «Кинжал для левой руки» (с подзаголовком: «Записки на полях криминальных романов»). Не блокноты, не дневники, не письма, а именно записки, рожденные на полях расследований и преступлений, но не несущие ни капли крови. Хотя кровь, как и пот, как и обнаженный нерв, незримо ощущается.
«Мне краткие записи иногда казались интересными, иногда забавными, а то и попросту пустыми. Часто они касались самого автора, что делать, и ему хочется пожаловаться на жизнь, на людскую несправедливость, тяжко вздохнуть по несчастной любви. А любовь, похоже, только несчастной и бывает, а если кому-то она покажется счастливой, то это уже нечто другое… И где это лучше сделать, как не на страницах собственного романа — на полях, на оборотной стороне листа, между строк, — рассказывает Виктор Пронин. — В Эрмитаже мне как-то довелось увидеть целый стенд с кинжалами для левой руки. В средние века получили распространение длинные дуэльные шпаги, иногда они достигали полутора метров. А поскольку люди тогда были невысокого росточка по сравнению с нами, нынешними, шпаги часто оказывались попросту бесполезными — когда дуэлянты сходились вплотную, они не могли поразить друг друга. Так появились короткие кинжалы для левой руки, чтобы можно было нанести смертельный удар врагу с близкого расстояния. Разнообразие их поражает: у некоторых от нажатия кнопки лезвие как бы раскалывалось на три жала, иногда на лезвии крепился небольшой ствол, и схватку можно было начать с выстрела, встречались кинжалы плоские, граненые, волнообразные…
И однажды я подумал: а почему бы мне не сравнить длинную шпагу с длинным романом, а эти короткие записки — с коротким кинжалом для левой руки… У них не меньшее разнообразие, нежели у тех же кинжалов… И автор, даже на короткое время соприкоснувшись с читателем этими текстами, всегда поймает секунду, чтобы нанести свой несмертельный удар острием из трех-пяти строк… Так возникло название книги. Надеюсь, мои кинжалы смогут царапнуть чью-то совесть, чью-то память, чью-то боль… Как постоянно они разят меня самого».
Виктору Алексеевичу уже за 70, но он по-прежнему, как говорится, «на высоте». На высоте своих замыслов, талантливых «придумок», удивительного трудолюбия. Когда садится за компьютер, перед ним нет никаких уголовных дел, следственных материалов — в его книгах почти все придумано. И когда на читательских конференциях он об этом говорит, то его почитатели огорчаются («Надо же, а так похоже на правду!»), не подозревая, что это и есть самая высокая оценка таланта писателя…
Когда-то давным-давно, работая корреспондентом на Сахалине, он из озорства написал небольшой детектив, отослал по почте в журнал «Человек и закон», который выходил тиражом пять миллионов экземпляров, а потом — девять миллионов… Детектив понравился, но его не взяли, зато взяли автора. в штат, редактором отдела литературы. Вот так и появился детективщик Пронин, проработавший в журнале около семи лет.
Его первая книга — «Слепой дождь» — вышла в Днепропетровске, в издательстве «Промнь». Маленькая, в три печатных листа, мягкая синяя обложка. К моменту ее выхода он уже был на Сахалине, там в это время свирепствовал тайфун, сугробы поднимались на уровень второго этажа, а тут посылка из Днепропетровска, прислали несколько экземпляров… Спустя годы был журнал «Огонек» и «Женщина по средам» (роман, по которому и сняли фильм «Ворошиловский стрелок»). На премьеру Станислав Говорухин пригласил всю Госдуму в полном составе. Так вот, когда главный герой в исполнении Михаила Ульянова начинает одного за другим отстреливать подонков, изнасиловавших его внучку, после каждого выстрела в зале раздавались аплодисменты, как писали раньше, переходящие в овации. Аплодировали депутаты всех фракций, независимо от политических и прочих пристрастий…
Часто задаешься вопросом, что же такое детектив — пособие для преступников, наука для выживания или все-таки литература. Хочется напомнить, что два гениальных писателя — Шекспир и Достоевский — писали… и детективы. А Конан-Дойль и не подозревал, что расследованиями Шерлока Холмса будет зачитываться весь мир, а толстенные книги о спиритизме, которым он отдал большую часть литературной жизни, безжалостно канут в Лету.
К слову, Виктор Алексеевич, как это ни смешно, не знает, сколько всего у него книг. Сознательно не считает. Ни книг, ни тиражей. Так, на всякий случай, из суеверия. Знает, что изданий где-то больше двухсот. Пятитомники, восьмитомники, четырехтомники, двухтомники… Но книга «Кинжал для левой руки» стоит особняком. И не только потому, что получил премию московских писателей, а еще и потому, что в том же издательстве готовятся к изданию очередные тома записок. Жизнь-то не закончена, проза пишется, а с ними и рождаются записки. Именно здесь Виктор Пронин предстал перед нами в совершенно неожиданном облике. А потому читать их не менее интересно, чем самый захватывающий его детектив. Также перехватывает дух, ощущаешь страх, страсть и величие обнаженной души.