Теракт в «Крокус Сити Холле»

14:48Джабаров считает, что попытка США скрыть угрозу теракта делает их соучастниками

13:56Арестованный по делу о теракте в «Крокусе» обжаловал решение суда

13:24Напавшие на «Крокус Сити Холл» были под воздействием наркотиков

«Великий Немой» заговорил

90 лет назад в Нью-Йорке состоялся первый звуковой киносеанс

23.10.2017 12:19

Автор: Олег Дзюба

 «Великий Немой» заговорил

1927 год. Премьера звукового фильма «Певец джаза» стала одним из самых громких событий ХХ века 

Евангелие от Иоанна гласит, что сначала было слово. Кинематографисты смирились с этой истиной применительно к себе далеко не сразу. Два с лишним десятилетия, начиная с короткометражек братьев Люмьер, первопроходцы синема-целины прекрасно обходились экранным безмолвием. Им и зрителям вполне хватало таперов, неистово наяривавших во время сеансов самые немыслимые попурри вкупе с импровизациями для звукового сопровождения всесословных прелестей, мелькающих на мерцающем экране.

ЧАПЛИН ОКАЗАЛСЯ РЕТРОГРАДОМ

«Век растет, как из пеленок, из наивных кинолент», — писал много позднее Павел Антокольский. А возмужание подразумевает и поиск новых методов самовыражения творцов, многие из которых, тем не менее, были пламенно убеждены, что прославивший их пантомимный кинематограф останется таковым надолго, если и не навсегда.

Строго говоря, «Певец джаза», с которым связывают рождение звукового кино, не был стопроцентным дебютантом в этой сфере. Первые кинокартины, при демонстрации которых из динамиков в зал понеслись уличные шумы и музыка, появились немного раньше. Но в отличие от них в признанной первопроходческой ленте наличествовали реплики и вокальные номера. Потому-то она и считается первой звуковой кинокартиной, хотя выпустившая ее компания «Братья Уорнер» создала до нее, по крайней мере, два фильма со звуковым сопровождением действия.

Минкультуры предложило пускать в кино по паспорту
По ним еще трудно было судить, куда поведет киноиндустрию новое чудо техники. В этом смысле к основателям и поныне знаменитой киностудии вполне применимы горьковские слова о «безумстве храбрых». Расходы на съемки «Певца джаза» оказались таковы, что один из кинобратьев заложил драгоценности жены, а семью переселил в квартиру поскромней.

Звук прозвучал, но виднейшие теоретики и практики того времени все еще отвергали вероятность полной победы кинозвука, хотя фонографы и грамзапись уже стали привычными. В 1927 году — практически одновременно с первой в мире аудиокинопремьерой Виктор Шкловский заявлял: «Кино не хватает сейчас не голоса, а «образа»-иносказания». Даже Чаплин — безусловный киногений всех времен и народов — оказался чуть ли не ретроградом, признавшись впоследствии, что после первого знакомства с сенсационной новинкой «…вернулся с просмотра в полной уверенности, что дни звукового кино сочтены». Но всего через месяц он с грустью понял: «Наступали сумерки немого кино, и это было грустно, потому что оно начало достигать совершенства… Хороший немой фильм говорил на языке, одинаково понятном и интеллигентному, и массовому зрителю всего мира. Теперь все это должно было погибнуть!»

Любая революция — что в обществе, что в искусстве — немыслима без трагедий. Мартти Ларни в популярном у нас с полвека назад романе «Четвертый позвонок» описал актера-звезду «Великого Немого», не пришедшегося ко двору в кино звуковом и превратившегося из кумира публики в мелкого гангстера. У нас смена киноэпох проходила ничуть не легче. Из кумиров первого ряда устоял разве что Игорь Ильинский, равно успешно выступавший и в звуковом кино, и на телевидении. Не сложилась «звуковая судьба» Ивана Мозжухина, пробовавшего себя и в Германии, и в Голливуде… Творческим жертвам технической новинки просто несть числа!

Обратной дороги, однако же, не было. Отдельные удачные попытки обыграть «немоту», вроде отмеченных фестивальными призами франко-итальянского фильма «Бал» режиссера Этторе Скола и советской короткометражной кинокартины «Двое» Михаила Богина, так и не стали ласточками, вернувшими «безмолвную киновесну».

Американский «Певец джаза» открыл новую эру мирового кинематографа

Американский «Певец джаза» открыл новую эру мирового кинематографа

 

НАША ПУТЕВКА ЗВУКА В ЖИЗНЬ

Отечественное звуковое кино, если не считать нескольких экспериментальных короткометражек, стартовало четырьмя годами позднее голливудского, зато бурно и практически без разбега. «Путевка в жизнь» Николая Экка способна растрогать даже сейчас, несмотря на то, что дважды проводившиеся реставрации фильма не смогли устранить вынужденное техническое несовершенство аппаратуры, пленки, да и архаичность самого метода звукозаписи. Современников брали за душу судьбы беспризорников, многим из которых перипетии и катаклизмы эпохи сулили безальтернативную «дальнюю дорогу в казенный дом». У фильма имелся высокий покровитель, что облегчало работу режиссера, — ведь местом действия стала подмосковная колония, по обыкновению того времени названная в честь того самого Генриха Ягоды, бурная карательная деятельность которого умножила и без того жутковатое после Гражданской войны обилие беспризорников и малолетних преступников. Многие юные актеры, по сути дела, играли самих себя, что придавало действию несказанную жизненность. В перестроечную пору и последовавшие за ней годы о трудовом «перевоспитании» первых двух десятилетий советской власти наговорено много всякого разного. Однако ни одному хулителю не удалось и не удастся напрочь очернить или хотя бы безоговорочно преуменьшить подвижнических заслуг прототипа начальника показанной Николаем Экком колонии в Болшеве Погребинского и его коллег — Макаренко, Сороки-Росинского (помните Викниксора из «Республики ШКИД»?)…

Появление «Путевки в жизнь» стало для СССР событием несравнимо более значимым, чем «Певец джаза» для американцев»

Сращение искусства с жизнью, о котором много говорили и заявляли впоследствии, в этой ленте было, пожалуй, наглядней, чем в «Чапаеве» братьев Васильевых — ведь события, отраженные в саге о легендарном герое, относились к эпохе совсем недавней, но все же минувшей, а бродяжек хватало в любом городе на каждом шагу.

С учетом всего этого смело можно сказать, что появление «Путевки в жизнь» стало для СССР событием несравнимо более значимым, чем «Певец джаза» для американцев. Оценили его и в Европе, обошедшейся почти без революций, но тоже натерпевшейся от мировой войны. Недаром же Николай Экк стал первым нашим режиссером, завоевавшим лауреатство на зарубежных кинофестивалях.

…Триумфальный захват звуком кинозалов, клубов и прочих очагов культуры сказался и на развитии техники. Примитивность аппаратуры поначалу сильно принижала достоинства новинки. Илья Ильф, вынужденный лечить больные легкие в Крыму, оставил характерное свидетельство в своих записных книжках: «За месяц в Кореизе я успел посмотреть больше картин, чем за три года в Москве. «Конец полустанка», «Хижина старого Лувена», «Джульбарс», «Подруги», «Партийный билет», «Веселые ребята», «Семеро смелых», «Счастливая юность». И все это не в обстановке премьер или просмотров, [а] в самых обыкновенных условиях, то есть при дрянной передвижке, плохо напечатанной копии и ужасающем звуке. Впечатление не важнец, как выражаются в Киеве…»

Соавтор Евгения Петрова по «Двенадцати стульям» и «Золотому теленку» ко времени этой записи успел совершить путешествие по Соединенным Штатам, бывал в Голливуде, так что имел все основания   привередничать. Однако же оснащение проката стремительно улучшалось, чему,   разумеется,   способствовало и особое внимание властей   к   кинематографу, основывавшееся на знаменитом тезисе Ленина о важнейшем из искусств. Во всяком случае,  к  началу  Великой Отечественной   войны кинопередвижки явно получшели. Сошлюсь на воспоминания   близкого мне   человека,   насмотревшегося   фильмов на фронте и в госпиталях.

Однажды немецкий снаряд рванул совсем неподалеку от палатки, оборудованной под кинозал. Времени на поиски укрытия в траншеях или в блиндажах не имелось, и все зрители просто залегли на землю, надеясь на прекращение обстрела. Киноаппарат между тем продолжал стрекотать и голос Марка Бернеса, исполнявшего по ходу фильма «Темную ночь», отчетливо звучал наперекор канонаде…

В 1931 г. вышел на экраны первый советский звуковой фильм «Путевка в жизнь»

В 1931 г. вышел на экраны первый советский звуковой фильм «Путевка в жизнь»

 

Грусть-тоска по немому кино со временем ушла или, скорее, затаилась. Во всяком случае, эпизодические появления забытых было лент в широком прокате неплохо заполняли залы. В конце 50-х годов вдруг прошествовали по нашим экранам чаплинские короткометражки, а позднее, с полувековым опозданием, появилась в кинотеатрах знаменитая «Золотая лихорадка», о прокате которой несколько десятилетий наши скуповатые кинозакупщики не могли никак договориться с уже ничего не снимавшим, но не сбавлявшим цены на старые свои ленты самим Чаплином. Правда, показали у нас эту ленту с дикторским текстом, что заметно нарушило немеркнущее, хотя и начинавшее отдавать нафталином очарование шедевра.

Словом, несмотря на отдельные попытки обратить киновремя вспять, с прогрессом ничего не поделать. Собираясь взяться за эти заметки, я спросил известную киноактрису Елену Драпеко: представляет ли она кого-то из своих героинь, например, непреходящую Лизу Бричкину из фильма «А зори здесь тихие», в немом кино. Елена Григорьевна ответила, что если и представляет, то с трудом. Актерское искусство было другим, мимическим. В кино царили совсем другие ритмы. Да и как быть с интонациями, с особенностями речи, придающими кинообразам особый колорит. Нельзя сказать, что теперь стало хуже или лучше, просто кино стало другим. А звук принес совершенно фантастические возможности, связанные с музыкой, без него не появились бы «Веселые ребята», «Небесный тихоход», «Дети капитана Гранта», мелодии из которых звучат до сих пор.

КИНО В РАМКАХ ЗАКОНА

Остальные вопросы, заданные Елене Григорьевне, адресовались ей уже не только как актрисе, но и как депутату Государственной Думы, первому заместителю председателя Комитета по культуре. Нельзя было не затронуть скандальной ситуации, сложившейся в связи с предстоящим выходом в прокат «Матильды» Алексея Учителя. Я и спросил в этой связи, а нет ли необходимости вспомнить заокеанский опыт, когда Голливуд три десятилетия работал с оглядкой на «Кодекс Хейса», являвшийся фактически неофициальным стандартом для любого кинематографиста, желающего увидеть свой фильм в прокате.

Депутаты рассказали о «разрыве шаблона» после просмотра «Матильды»

Елена Драпеко тут же напомнила мне, что подобная идея рассматривалась при обсуждении возможности создания в России высшего совета по нравственности. К тому времени наша страна ратифицировала международную конвенцию о правах человека, в которой говорится и о возможности ограничения распространения информации в интересах защиты нравственности. Закон о подобном совете принят тогда не был, а реакцию определенных кругов можно выразить лозунгом, использовавшимся у нас в разное время по другим поводам: «Руки прочь!..» По мнению Елены Драпеко, к этой теме можно бы вернуться, поскольку общественная нравственность — это охраняемая ценность!

«Я считаю, — сказала Елена Григорьевна, — что если государство определило орган, который должен давать оценку — а это Министерство культуры России, — то Минкультуры и вправе давать рекомендации».

…Но отдельные эпизоды, пусть даже и столь будоражащие общественное сознание, все же далеко не исчерпывают всех тонкостей киноиндустрии, нуждающихся в законодательной регламентации. Елена Григорьевна напомнила, что депутатами Государственной Думы внесены многие поправки в Федеральный закон «О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации».

Скажем, в ранней редакции закона съемочная группа на семьдесят процентов должна была состоять из граждан РФ. Казалось бы, все верно и оправданно, но это положение, как выяснилось, осложняло совместные постановки со странами СНГ и искомый процент позднее был снижен более чем вдвое.

Немаловажна и норма о разрешении показа на фестивалях созданного не более года фильма без прокатного удостоверения. Двенадцати месяцев для определения будущности кинокартины мало, ведь лента по разным причинам может в прокат вообще не пойти и дорога на киносмотры окажется перекрыта. Разрешено показывать в публичном пространстве советские киноленты, хранящиеся в Госфильмофонде, причем он остается правообладателем…

«Формула кино» и «Синема Парк» вернули «Матильду» в прокат
Важнейшей и принципиальной новинкой стало введение единого электронного билета в кинотеатры. Из легко подделываемого фантика билет превратился в документ строгой отчетности, обязательно регистрируемый в государственной информационной системе. С появлением этого новшества правообладатели смогли четко отслеживать доходы от проката, порой уходившие прежде налево.

Немало споров вызвали ограничения на копирование фильмов в Интернете. Но предстоят и новые ужесточения в пользу правообладателей, иначе деньги, потраченные на кино, в кинопроизводство не вернутся.

Серьезный вопрос, который предстоит решить, связан с выбором оператора, которому доверено вести единый реестр билетов в кинотеатры. Сейчас он определяется на конкурсной основе каждый год, но, по мнению Елены Драпеко, необходимо закрепить эти обязанности за одним оператором и на длительное время, так как это связано с немалыми сложностями в программном обеспечении, составлением архивов…

…Вот как далеко ушло кино от «наивных лент» начала прошлого столетия. Ни Ханжонкову, ни Дранкову, как, впрочем, и никому другому из наших пионеров кино, ничего подобного и в голову не могло прийти. Перефразируя древнюю истину, можно сказать, что времена меняются и кино меняется вместе с ними. И зрители меняются тоже.

Фото с сайта wikipedia.org и из открытых источников

Опрос ВЦИОМ о посещении кинотеатров
Читайте нас в Telegram
Просмотров 8100

Ещё материалы: Елена Драпеко