Валентина Матвиенко призвала провести ревизию контрактной системы

В Совете Федерации наметили планы по дальнейшему совершенствованию закона о госзакупках

Валентина Матвиенко призвала провести ревизию контрактной системы

Валентина Матвиенко. Фото: пресс-служба Совета Федерации

В отношении госзакупок в сфере соцпитания необходимо предусмотреть особые «фильтры», которые позволили бы обеспечить поставки в школы и детсады только качественных продуктов, а создание рейтинга деловой репутации исполнителей госконтрактов даст возможность отсеять недобросовестных подрядчиков ещё на подступах к аукционам. При этом перевод всего документооборота конкурсных процедур в электронный формат упростит контроль исполнения победителей торгов взятых обязательств. О том, что ещё необходимо предусмотреть в законе о контрактной системе (№44-ФЗ), помимо уже подготовленных Минфином к внесению в Госдуму поправок, законодатели и эксперты обсудили в ходе парламентских слушаний в Совете Федерации 24 октября.

Сделано много, но нужно идти дальше

В апреле текущего года обе палаты российского парламента одобрили поправки в №44-ФЗ, значительно упрощающие конкурсные процедуры и сокращающие их сроки, однако заявленные к достижению высокие темпы развития экономики и более оперативное выполнение поставленных задач в социальной сфере требуют дальнейшей шлифовки контрактной системы, отметила председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко.

Спикер напомнила, что по итогам 2018 года общий объём закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд составил 8,3 триллиона рублей, или восемь процентов ВВП, а с учётом корпоративных закупок сумма достигла 30 триллионов рублей. При этом количество нарушений в этой сфере также растёт. По данным Генпрокуратуры, в прошлом году таких было выявлено 150 тысяч.

Что касается уровня исполнения госконтрактов, то, по словам главы Комитета палаты по бюджету и финрынкам Николая Журавлёва, в 2018 году 40 процентов от общего числа закупок было признано несостоявшимися, в 65 процентов случаях из-за того, чтобы была подана одна заявка. Полный перевод закупок в конкурентную цифровую среду, по его мнению, повысит состязательность и снимет большую часть проблем, которые сегодня мешают исполнению важных национальных целей и задач. В том числе и по причине излишнего надзорного давления.

Конечно, с одной стороны, борьба с коррупцией — это важный элемент государственной политики, но с другой — она не должна препятствовать выполнению нацпроектов. «Складывается впечатление, что задача повышения эффективности контрактной системы ушла на второй план», — отметила Валентина Матвиенко, добавив, что с момента принятия №44-ФЗ в текст закона 60 раз вносились изменения, а количество дополнительных нормативных актов достигло 130.

По её мнению, пришла пора провести ревизию, оставив на уровне закона всё самое полезное, а технические детали перевести в сферу подзаконных актов. В рамках такого подхода профильный комитет Совета Федерации совместно с Минфином уже подготовил поправку по сокращению способов закупок в рамках №44-ФЗ.

Кроме того, для поставщиков детского питания при выполнении госконтрактов следует предусмотреть дополнительные механизмы контроля, чтобы уберечь школы и детсады от некачественных продуктов. Как пояснил председатель Комитета палаты регионов по экономической политике Андрей Кутепов, по итогам 2018 года было составлено 42 тысячи протоколов, а каждое четвёртое школьное блюдо было признано не соответствующим установленным законом требованиям.

С момента принятия №44-ФЗ в текст закона 60 раз вносились изменения, а количество дополнительных нормативных актов достигло 130.

Предложенная председателем Совета Федерации мера по усилению требований к поставщикам еды в школы и детсады, по словам вице-губернатора Санкт-Петербурга Евгения Елина, более чем актуальна. Он напомнил, что недавно в регионе 22 ребёнка по причине недобросовестной поставки попали в больницу с дизентерией. Он также предлагает исключить закупку продуктов питания для социальных учреждений на аукционах без дополнительных квалификационных требований к участникам конкурса.

Закупать мелочь — только в электронных магазинах

Матвиенко также обратила внимание, что в сферу госзакупок активно входят цифровые технологии — более половины регионов используют именно электронные площадки для совершения закупок небольших объёмов в электронной форме. «Пришло время на законодательном уровне закрепить порядок проведения закупок с использованием электронных магазинов», — сказала председатель палаты. Закрепление такого порядка, по её словам, «ни в коем случае не должно привести к монополизации рынка» — электронных магазинов, в том числе региональных, должно стать больше. Именно взвешенный подход к допуску электронных магазинов и поддержка здоровой конкуренции, по её мнению, станут стимулами для совершенствования закупочной деятельности.

Она также отметила, что система госзакупок призвана решать задачу поддержки спроса на продукцию и услуги малых и средних предприятий: нацпроектом «Малое и среднее предпринимательство» поставлена задача довести общий объём закупок крупнейших заказчиков у малого бизнеса до пяти триллионов рублей. «Для её решения необходимо расширять область электронных закупок, в том числе и на закупки у единственного поставщика, и особенно на малые закупки», — считает спикер Совфеда.

По словам Матвиенко, важно начать постепенный переход к цифровизации не только стадии заключения, но и стадии исполнения контрактов. Здесь пригодятся опыт и наработки регионов — в некоторых из них уже действуют системы, обеспечивающие цифровизацию закупочного цикла на стадии исполнения контракта. В то же время стоит уже сегодня планировать переход к смарт-контрактам.

Нужно усилить ответственность банков

Говоря о дальнейшей шлифовке №44-ФЗ, замминистра финансов Алексей Лавров отметил необходимость оптимизации конкурсных процедур, большинством из которых участники просто не пользуются так как их условия примерно схожи по смыслу и вполне взаимозаменяемы.

Также Минфин в подготовленных поправках к ФЗ предлагает ввести предквалификацию участников конкурсов, что позволит отсечь ещё на подступах к аукциону тех, кто не намерен участвовать полноценно, а лишь использовать своё право блокировать торги, подав жалобу в Федеральную антимонопольную службу. Из-за этого теряется время на выполнение контракта, да и материальные потери казна несёт при рассмотрении вала безосновательных претензий. Отсеять фирмы-однодневки в этом случае поможет установление определённых критериев для исполнителей контрактов на суммы свыше 20 миллионов рулей. Их опыт по выполнению аналогичных работ хотя бы на 20 процентов должен соответствовать установленным требованиям.

Парламентские слушания Комитета Совфеда по бюджету и финансовым рынкам. Фото: Тимур Ханов / ПГ

Другой вопрос, на который обратила внимание Валентина Матвиенко, — банковские гарантии, за качество предоставления которых российские банки, став в результате реформ полноценными участниками контрактной системы, никакой ответственности не несут. Из-за этого также нередко срываются закупки и, соответственно, сроки исполнения важных государственных задач. Минфин предлагает ввести ответственность для кредитных организаций, а ФАС — создать для банков единые стандарты предоставления гарантий, «которые не позволят им увильнуть от их исполнения».

Палата регионов рекомендует

Итогом парламентских слушаний в палате регионов стали рекомендации законодателей и экспертов кабмину по дальнейшему усовершенствованию контрактной системы. Участники отметили, что с 1 января текущего года большинство способов определения подрядчиков было переведено на электронный уровень, следующим шагом должен стать перевод всего документооборота на «цифру». 

Итогом парламентских слушаний в палате регионов стали рекомендации законодателей и экспертов кабмину по дальнейшему усовершенствованию контрактной системы.

Также следует законодательно закрепить механизм, позволяющий все действия в сфере госзакупок проводить только в электронном формате. Это сразу снимет множество вопросов. К примеру, при одностороннем расторжении заказчиком контракта. Сейчас заказчик по закону должен ожидать 30 дней с момента уведомления подрядчика о нежелании продолжать с ним деловые отношения. Такая длительность одностороннего отказа от услуг подрядчика не позволяет быстро провести повторную процедуру торгов. От этого страдают темпы выполнения нацпроектов. 

Участники слушаний считают, что в этой связи целесообразно уйти от бумажной волокиты и дать право заказчику возможность информировать исполнителя через его личный кабинет в единой информационной системе в сфере госзакупок (ЕИС).