Ликвидацию унитарных предприятий отложат до 2023 года

В Совете Федерации считают, что сокращать число МУПов следует постепенно, с учётом мнения регионов

Ликвидацию унитарных предприятий отложат до 2023 года

ФотО: Геннадий Михеев / ПГ

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) настаивает, что унитарные предприятия сегодня абсолютно неэффективны и приносят региональным бюджетам одни убытки. Именно поэтому в Правительстве разработали законопроекте, в котором предлагается такие предприятия реорганизовать. Однако с этим согласны далеко не все. В Совете Федерации призывают доработать законопроект с учётом мнения регионов. Ведь создавались унитарные предприятия при участии региональных правительств и муниципалитетов для решения прежде всего социальных задач. О том, какие поправки подготовили ко второму чтению сенаторы в законопроект, шла речь на «круглом столе» 9 октября.

Количество подвело

На вопрос, что такое муниципальные унитарные предприятия, сможет ответить далеко не каждый. Картина становится более ясной, если вспомнить, какими видами деятельности в основном занимаются МУПы. Это сельские аптеки, доставка продуктов в отдалённые северные районы, транспортное сообщение с небольшим пассажиропотоком, банно-прачечные услуги населению, хлебопекарни, обслуживающие дома престарелых и социальные учреждения, и многое другое, без чего невозможно прожить в российской глубинке.

Очевидно, что все эти виды деятельности, являясь крайне важными в плане социальном, не могут быть прибыльными просто по определению. Для выполнения этой нужной и неблагодарной работы и создавались МУПы, согласно принятому в 2003 году закону. Их учредителями выступали муниципалитет или правительство региона, при этом имущество (соответственно, государственное или муниципальное) самому предприятию не принадлежало (отсюда — унитарное), в его функции входило только управление. В законе о таких предприятиях шла речь и о ряде преференций для них.

Сегодня МУПы могут претендовать на целевое финансирование (сюда относятся дотационные отчисления, субсидирование, а также субвенции). Госзакупки они также делают по особым правилам — без конкурсов. Однако преференции — вещь заманчивая. Вот и начали расти по стране унитарные предприятия как на дрожжах.

По сравнению с 2013 годом их количество увеличилось на 40 процентов и составило 624 тысяч. Чего греха таить, пользуясь преимуществами, отдельные руководители МУПов стремились избежать конкурсных процедур, нарушая антимонопольное законодательство. И в ФАС, разрабатывая законопроект о реорганизации МУПов, решили рубануть с плеча — проект документа предполагает не только запрет на создание новых предприятий, но и прекращение деятельности  уже существующих.

«Такой формы собственности как МУП и ГУП больше нет нигде в мире, поскольку она давно доказала свою неэффективность. Созданные в переходный период, эти предприятия свою задачу выполнили и должны освободить место для малого и среднего бизнеса», — считает замглавы федеральной антимонопольной службы Сергей Пузыревский.

Однако по мнению председателя Комитета Совета Федерации по экономической политике Андрея Кутепова, к процессу сокращения МУПов следует подходить вдумчиво. Особенно внимательно относясь к тем организациям, которые выполняют чётко выраженные социальные функции.

Андрей Кутепов. Фото: Пресс-служба Совета Федерации

Реорганизации поддаются не все

Андрей Кутепов обращает внимание и на то, что имеющиеся сегодня механизмы реорганизации вовсе не гарантируют, что возникшие на месте МУПов новые хозяйствующие субъекты будут работать эффективнее. Предлагаемая процедура акционирования унитарных предприятий не выглядит панацеей. Например, процесс акционирования такого монстра, как «Почта Россия», оказался столь сложным, что потребовал отдельного закона, и это ничуть не улучшило почтовое сообщение. То же самое можно сказать и об акционировании автобусных парков, которые в большинстве своём МУПы.

В Подмосковье сегодня все они превращаются в акционерные общества, при этом количество жалоб от пассажиров на качество перевозок не уменьшается. Они всё те же — нарушение графика движения, грязь в салоне, грубость водителей.

Сенатор Юрий Важенин опасается, что приход частников на место МУПов в транспортной сфере вызовет рост тарифов. «Можно, конечно, ломать через колено и заставить всех акционироваться. Можно даже навязать частнику заведомо убыточные маршруты, которые сегодня выполняет МУП. Но тогда он будет компенсировать убытки за счёт повышения тарифов на других направлениях», — полагает парламентарий.

По его мнению, очень важно, чтобы Правительством в согласовании с регионами был установлен перечень областей, куда целесообразно допускать частный бизнес. Впрочем, и без этого списка очевидно, что заниматься сельскими библиотеками или доставкой лекарств, поскольку дело это заведомо не прибыльное, бизнес не станет.

Ещё большую тревогу вызывает ситуация в коммунальной сфере, где также немало МУПов. «Передача в частные руки энергетики или теплоснабжения может обернуться катастрофой», — отмечает сенатор Алексей Кондратьев. Он напоминает, что по закону о местном самоуправлении за тепло в домах отвечает глава муниципалитета. «Если на месте подотчётных мэрии МУПов возникнет частная компания, то возникает вопрос, кто будет отвечать за тепло в домах граждан, за электроснабжение больниц и детсадов», — поделился сомнениями законодатель.

С ним согласна и сенатор Ирина Рукавишникова. «Процесс реорганизации МУПов не может происходить без участия регионов, и это должно быть обязательно отражено в законе. В конце концов с мест виднее, в каких областях в регионе может работать частный бизнес, а в какие предпринимателей не заманишь», — отметила она.

Граждане не должны проиграть

«В поправках к законопроекту нужно руководствоваться основным принципом: с уходом МУПов граждане не должны проиграть», — считает полномочный представитель Правительства в Совете Федерации Андрей Яцкин. Очевидно, что для решения этой задачи в подготовке поправок ко второму чтению законопроекта потребуются компромиссные решения. Некоторые из таковых уже приняты.

В конце концов с мест виднее, в каких областях в регионе может работать частный бизнес, а в какие предпринимателей не заманишь.

Так, замглавы федеральной антимонопольной службы Сергей Пузыревский сообщил, что МУПы не будут реорганизовывать в районах Крайнего Севера, в сфере культуры (сельские дома культуры, библиотеки и т.д.), а также в ряде областей, где невозможно организовать конкурентную среду.

На реорганизацию МУПов (в частности, на постановку на кадастровый учёт земельных участков) регионы получат деньги из бюджета. Кроме того, сроки самой реорганизации унитарных предприятий, согласно поправкам Правительства, внесённым после первого чтения документа в Госдуме, продлеваются до 1 января 2023 года.

Вместе с тем полного взаимопонимания в отношении МУПов между Правительством и сенаторами пока нет. «В поисках диалога мы будем работать и дальше», — подчеркнул сенатор Андрей Кутепов.