Теракт в «Крокус Сити Холле»

14:09Еще один пострадавший в «Крокус Сити Холле» умер в больнице

13:42Reuters: В Таджикистане задержали девять человек по делу о теракте в «Крокусе»

12:58Горелкин: После «Крокуса» зарубежные IT-площадки повели себя «омерзительно»

В России решили отойти от европейских образовательных стандартов

Болонскую систему хотят оставить в прошлом и вернуться к пятилетнему высшему образованию

25.05.2022 15:14

Автор: Дмитрий Литвинов

В России решили отойти от европейских образовательных стандартов
  © Игорь Самохвалов/ПГ

Университетская подготовка специалистов в течение пяти лет, как это было до начала 2000-х, позволит выпускать из вузов готовых профи, которых не нужно доучивать. А навязанные России единые европейские стандарты в образовании следует оставить в прошлом. Решение о выходе страны из Болонской системы поддержали все фракции, сказал 25 мая спикер Госдумы Вячеслав Володин. «Парламентская газета» разбиралась, как может вновь измениться система образования.

Никто не против — все за

К Болонской системе надо относиться как к прожитому этапу, считает глава Минобрнауки Валерий Фальков, комментарий которого 24 мая распространила пресс-служба ведомства.

«Будущее за нашей собственной уникальной системой образования, в основе которой должны лежать интересы национальной экономики и максимальное пространство возможностей для каждого студента», — сказал министр.

Ранее о целесообразности отказа от Болонской системы и возврату к «лучшей в мире отечественной образовательной модели» в интервью «Аргументам и фактам» сказал секретарь Совета безопасности Николай Патрушев.

Аналогичную позицию высказали в Госдуме, спикер которой Вячеслав Володин призвал поставить вопрос на особый контроль и рассмотреть его в июне.

«Если мы отменяем такую систему образования, то нам нужно поработать и над федеральным законом об образовании, и над федеральными государственными стандартами», — добавил спикер.

Вячеслав Володин © пресс-служба Госдумы

Главная проблема Болонской системы — отсутствие равного и непрерывного, а значит, качественного образования, считает вице-спикер Госдумы Ирина Яровая. По ее словам, ежегодно более 60 процентов выпускников бакалавриата становятся перед выбором: или учиться платно, или остаться с образованием бакалавра.

Восстановить порушенное

О необходимости вернуть специалитет по большинству направлений подготовки не раз говорили и сенаторы. Два месяца назад Комитет Совфеда по науке, образованию и культуре выступил с инициативой возвращения специалитета по направлениям, востребованным российской экономикой, напомнила его глава Лилия Гумерова. По ее словам, основные цели присоединения России к Болонской системе не были реализованы.

«Наши дипломы так и не признаются. Более того, была разрушена уникальная система касательно специалитета, особенно нефтегазовое дело, медицина и целый ряд других направлений», — добавила сенатор.

Как отметила Гумерова, предложение о возвращении специалитета созвучно с подготовленным комитетом законопроектом и провозглашает поэтапный переход к новой системе образования. Сначала — по приоритетным направлениям, например, в горной отрасли и медицине, затем — по другим. Учиться в вузах будущие профи будут пять лет, а по некоторым специальностям возможна и более длительная подготовка. А для тех, кто решит связать жизнь с наукой, будет возможность продолжить обучение в аспирантуре.

Будущим врачам — шесть лет

По Болонской системе обучение в вузе длится четыре года, а выпускник получает степень бакалавра. Далее при желании можно поступить в магистратуру и учиться еще, чтобы углубить полученные знания. Но и диплом бакалавра позволяет начать работать по специальности — формально это законченное высшее образование, однако претендовать на некоторые должности такой выпускник не сможет. Так, например, юрист-бакалавр не имеет перспектив стать судьей, а может только «перебирать бумажки в каком-нибудь департаменте», сказал ранее «Парламентской газете» сенатор Айрат Гибатдинов.

Читайте также:

• Школьников и студентов ждет «Большая перемена»

В СССР во всех вузах обучали пять лет, это называлось специалитетом. В некоторых вузах он существует до сих пор: например, так учатся будущие оборонщики, специалисты горного дела, а обучение на врача и вовсе длится сначала шесть лет по специальности «Лечебное дело», затем два года — ординатура по выбранному направлению.

Болонскую декларацию о создании единого европейского пространства высшего образования подписали в 1999 году, в 2003-м начали ее внедрять в России. Полностью на систему «бакалавриат — магистратура» наша страна перешла в 2011 году. Считалось, что это позволит признавать дипломы российских вузов на Западе, а выпускникам после бакалавриата поступать в магистратуру за границей. Но полноценного признания дипломов так и не произошло, сказал «Парламентской газете» главный научный сотрудник Института проблем развития науки РАН Сергей Максимов.

«Несмотря на то, что образовательные программы в России максимально сблизили с европейскими, наши выпускники отнюдь не всегда равны их», — прокомментировал эксперт.

Для признания дипломов часто требуется сложная процедура установления соответствия, добавил Максимов, и лишь по небольшому количеству профессий, в специалистах по которым особенно заинтересован Запад, это можно сделать относительно беспроблемно.