В поисках потерянного здоровья
Свыше 70 процентов россиян не довольны лекарственным обеспечением
Публикации о доступности и качестве лекарств («Перестали кошмарить бизнес — аукнулось населению», «РФ сегодня», № 15 и «Здоровье не купишь — не по карману» «РФ сегодня», № 16 — ссылки в конце статьи), как убеждают отклики на редакционном сайте, заинтересовали. И это естественно — свыше 70 процентов россиян не довольны лекарственным обеспечением.
Правда, некоторые комментарии грешат непарламентскими выражениями, которые не могу повторить в парламентском журнале. Но предостаточно и откликов, «пригодным» для цитирования. «Правильная статья. Положение страшное — неизвестно, что покупаем в аптеках. И это выгодно тем, кто производит разные подделки, и тем, кто допускает их в реализацию…Героям шахтинской истории нужно дать максимальные сроки. Они фактически пошли на массовое убийство». (В городе Шахты была вскрыта массовая подделка онкологических препаратов и дорогостоящих антибиотиков. — Прим. автора)
Есть и отклик более радикальный. «Героям из Шахтинска — высшая мера. Умрут не своей смертью и будут в аду…» Читатель, подписавшийся «Доктор», чувствуется, знаком с ситуацией. «Кому-то надо было разрушить контроль над очень важной отраслью. Теперь лечиться — все равно что играть в русскую рулетку… Росздравнадзор способен справляться с поставленными задачами, другое дело, какие задачи ему ставили». Читатели единодушны в оценке ситуации. Но единодушны они и в том, что публикации ничего не изменят. Те, кто принимает решения, статьи просто не заметят, и тем более ничего не будут менять.
Честно о прошлом
— Пессимизм ваших читателей объясним, хотя и преувеличен. В здравоохранении и лекарственном обеспечении как его части все-таки в последние годы были сдвиги к лучшему.
Но оно само в таком разоренном состоянии, что нуждается в интенсивной терапии. При хроническом безденежье медицина не способна развиваться. Бюджет страны формируется так, что в нем нет средств на самое необходимое — на лекарства, как убедительно рассказал журнал. На более или менее нормальные пенсии — вот и приходится их сжимать, а сроки дожития растягивать. — Заметил Анатолий Потапов, доктор медицинских наук, академик РАМН, отдавший более полувека медицине. Начинал сельским врачом в сибирской глубинке, и не минуя ни одной профессиональной ступеньки, дошел до министра здравоохранения РСФСР. Так уж распорядилась судьба, что он стал 15-м и последним главой российской советской медицины. С 1990 года до последних дней возглавлял Федеральный научный центр гигиены имени Ф. Эрисмана. С огромным сожалением вынужден писать «возглавлял». Как это чаще всего происходит с людьми огромной работоспособности и ответственности, он внезапно ушел из жизни… Знаю Анатолия Ивановича более полувека — с сибирских времен. Почти 17 лет он был весьма строгим, порою, на мой взгляд, излишне придирчивым, но верным читателем нашего журнала. Был и автором «РФ сегодня».
Встретились за 10 дней до его неожиданной кончины. Анатолий Иванович собирался в отпуск и пригласил поговорить о проблемах отечественного здравоохранения. Не знаю, чем было вызвано это намерение — годами не мог уговорить его на интервью, а тут вдруг такое инициативное предложение. Беседа затянулась, словно Анатолий Иванович где-то сознавал, что она последняя. Попросил прислать ему текст интервью — изучу на отдыхе, пригрозил в шутку. Но так вышло, что не успел я всего на 1 день. В этом материале использую часть нашей беседы.
— Журнал, несомненно, прав, выступив в защиту ветеранов. («Формула дожития», «РФ сегодня», № 17) Если сможете, постарайтесь доказать эту правоту по крайней мере своим учредителям, депутатам Госдумы и сенаторам. Но все-таки первична сама жизнь, а не ее завершение. Жили бы подольше россияне — успевали бы сполна воспользоваться средствами, накопленными в Пенсионном фонде. Правда, «обидно за державу» — наши мужчины живут на 15-18 лет меньше, чем немцы, американцы, канадцы, англичане, норвежцы. Да и женщинам 8-10 лет дополнительно тоже не помешали бы. Почему они должны жить меньше, чем женщины в западных странах?
— И почему?
— Нет особого желания «купить» им, и мужчинам, разумеется, тоже, достаточно здоровья? Оно дорого, но и дорогого стоит. Вопрос в том, кто заплатит за него. В разных странах ищут свой ответ. Но одно должно быть ясно — медицина бесплатной не бывает. Она всегда платная, и формы оплаты определяют ее модель. Бюджетная, страховая, частная. Но в конечном счете все оплачивает население — через налоги, страховые взносы или напрямую лечебным организациям, если доходы позволяют. Советская модель, или, как чаще говорят, «Модель Семашко, была бюджетной».
— Но ведь ее нередко обвиняют во всех прошлых грехах и нынешних бедах?
— Это совершенно пустое политическое мифотворчество. ВОЗ, а в авторитете Всемирной организации здравоохранения сомневаться не приходится, признавала советскую первичную и детскую медицину одной из лучших в мире. И в целом по эффективности затраты—результат, модель Семашко не уступала любым западным системам здравоохранения, и бюджетным, и страховым.
В рейтинге справедливости финансирования медицины населением ВОЗ поставил Россию на 185 место из 191 страны."
Главное все-таки не форма, а содержание — как организована, финансируется, контролируется деятельность медицинской службы. И сегодня страховую модель нигде, кроме разве России, не воспринимают вершиной медицины. Бюджетная в Великобритании, Канаде, Австралии, Швеции не менее эффективна, чем страховая в Германии или Австрии. В последние годы Италия, Дания, Финляндия, Норвегия, некоторые другие страны перешли от страховой модели к бюджетной.Не согласен и с обвинениями в том, что здравоохранение финансировалось по остаточному принципу. Когда я начинал министром, на медицину шло 5,1 процента ВВП. Это меньше, но не в разы, как сейчас, бюджетов западных стран. И результаты имели соответствующие. Где-то с 1987 года коэффициент смертности не превышал 10,5—10,7 (столько людей умирало на 1000 жителей в год), а средняя продолжительность жизни превысила 70 лет, 64—65 лет у мужчин, 74—75 у женщин. И что не менее важно, шел устойчивый естественный прирост населения. Это основные критерии деятельности любой власти. Доступность и качество медицинской помощи — гарантия основного права человека — права на жизнь. В 80-е нам удалось по основным показателям догнать благополучные европейские страны. Увы, ненадолго.
Уже к концу «эры Горбачева» финансирование здравоохранения упало до 2,8 процента ВВП. Тогда мы и попытались использовать страховую медицину, дополнить бюджет страховыми взносами отраслей и предприятий. Но государство повело себя противоправно — постоянно уменьшало финансирование ровно на ту сумму, которая поступала от страховых сборов. Мечтали о 2 источниках, остались ни с чем. Поэтому я опасаюсь и ускоренного перехода на одноканальное финансирование медицины из Фонда ОМС. Многие эксперты видят в этом желание правительства уйти из здравоохранения. Переложить все расходы на страховую систему и регионы.
Берегите мужчин и детей
Структура оплаты лекарств |
— С разорения медицины и началась демографическая катастрофа 90-х?
— В том числе. Одновременно рухнули фарминдустрия, промышленность, сельское хозяйство. Российский бюджет сократился в 12 раз, хотя нефть и газ непрерывно шли в Европу, и цена на них была приличной. Безработица, обнищание, алкоголь, наркотики. В декабре 1922 года Н. Семашко, первый нарком здравоохранения, писал в «Известиях»:
— Необходимо оздоровление страны, чтобы избавиться от последствий Гражданской войны и разрухи. От «Черного триумвирата» социальных болезней — туберкулеза, венеризма, алкоголизма.
Нам невозможно даже представить ту Россию, в 1922 году рождаемость составляла 33, смертность 33,4 человека на 1000 жителей. На 10 000 приходилось 188 больных тифом, 17,5 — холерой, 11,7 — натуральной оспой. Страну тогда спасли единое государственное здравоохранение, выстроенное на модели Семашко, и самоотверженность всех медицинских работников. Во время ВОВ и сразу после нее здравоохранение не допустило ни одной эпидемии. Это к вопросу об эффективности бюджетной медицины.
— Но по иронии судьбы последний нарком здравоохранения Потапов через 70 лет писал о такой же угрозе «Черного триумвирата». Могу вам вас же процитировать: «Если вчера о таких явлениях, как безработица, голод, национальная дискриминация, мы знали лишь по литературе, то сегодня они стали прискорбной явью. Если вчера мы говорили о проституции, наркомании, бродяжничестве или в прошедшем времени, или указывали рукой за кордон, то сегодня это наша трагическая реальность. Если вчера мы были уверены, что наше здравоохранение, пусть и небогатое, но в целом неплохо организованное, находится на бюджете государства, то сегодня взят курс на переход к платной, в том числе и частной, медицине».
— Это из доклада «Современное состояние и дальнейшие перспективы социально-гигиенических исследований в Сибири и на Дальнем Востоке», который вместе подготовили с Н.В. Васильевым. Не забыл его?
— Конечно, не забыл. Н. Васильев — член-корреспондент АМН СССР, один из организаторов Томского академического медицинского научного центра. Ученый-энциклопедист, известный работами широчайшей тематики, — от микро- до макромира. Первый исследователь и организатор изучения Тунгусского метеорита.
— К сожалению, наш прогноз сбылся. «Черный триумвират» — от педикулеза до туберкулеза, от алкоголизма до венеризма, — пошел по республике. Особенно тяжелая ситуация была в сибирских, северных, восточных регионах страны. О грядущих негативных последствиях мгновенного слома опор и скреп страны ее руководителей и политиков предупреждало большинство демографов, экономистов, медиков, гигиенистов. Их предупреждения, как и сама наука, рекомендации которой не соответствовали официальному курсу, не пригодились… Есть универсальная зависимость — уровень доходов — качество — продолжительность жизни. Ее истинность Россия подтвердила чисто русской, страшной трагедией.
— А если конкретнее?
— Могу и конкретнее. Россия встретила 1992 год с населением 148,7 млн человек. К распаду СССР она подошла с демографическим бумом — это был ее исторический пик развития. Сегодня нас 142 млн. Даже с учетом тех 6-8 миллионов переселенцев из ближнего зарубежья. В 1992 году умерли почти 2 млн россиян, почти на 207 тысяч больше, чем родилось. По коэффициенту смертности страна опустилась на 50 лет назад, а по смертности в трудоспособном возрасте — на 100 лет.
— Недавно министр Вероника Скворцова заявила на Госсовете, обсуждавшем вопросы здравоохранения, о том, что Россия по смертности и рождаемости находится на перекрестке 1992 года. Сказала она об этом как о достижении.
— Прервать падение — тоже, наверное, достижение. Но возвращение на 20 лет назад особо не радует. Мы потеряли те 20 лет, за которые европейские страны совершили прорыв в медицине, укреплении здоровья, повысили продолжительность и качество жизни своих граждан. Есть такой показатель — количество мужчин на 1000 женщин в возрасте 60+. Россия — 526, США — 739, Германия — 670. Эта структура пожилого населения — в какой-то мере эхо Второй мировой. В России же оно резко усилено десятилетием радикальных социальных реформ. Трудно в это поверить, но в 30-е годы прошлого века, после революции, Гражданской войны, интервенции, соотношение это было 1020-1000. Мужское население преобладало. В конце прошлого века его словно выбило. И оно продолжает выбывать в самом трудоспособном возрасте. Из-за преждевременной смертности и низкой рождаемости Россия ежегодно недополучает миллион работников. Все 90-е годы финансирование здравоохранения неуклонно понижалось. Сегодня по экономике бьют беды и провалы медицины 90-х. И на завтра прогноз не лучше. Россияне болеют чаще, живут меньше, чем граждане европейских стран, бывших республик соцлагеря, подушевые доходы в которых сопоставимы с нашими. Давно известно — болезнь входит пудами, а выходит золотниками. И чтобы ускорить этот исход, требуется гораздо больше средств, чем на поддержание здоровья. Есть графики, прогнозы роста доходов, конкурентоспособности государств при уменьшении смертности и заболеваемости населения.
Наш собственный опыт убеждает в этом. С 2005 года, с начала реализации нацпроекта «Здоровье» и программы дополнительного лекарственного обеспечения, финансирование здравоохранения росло на 10 процентов в год. Благодаря таким «инвестициям» средняя продолжительность жизни возросла на 2,2 года и снизился коэффициент смертности.
— Куда пойдет Россия с перекрестка-1992?
— Хотелось бы верить, к 1987 году. Будем догонять вначале сами себя, а потом, возможно, и других. В рейтинге здоровья ВОЗ поставила Россию на 97-е место из 145. Эта малоприятная, не подобающая для нашей страны1 позиция объективна. Мы продолжаем экономить на собственном благополучии и здоровье. Сравним общие подушевые расходы на здравоохранение в год (в долларах). Россия—549, Бразилия— 964, ЕС — 4160, Центральная и Восточная Европа — 607. Доля государства в этих затратах: Россия — 64 процента, ЕС — 75. Чтобы приблизиться по уровню здоровья к европейским странам, нужно расходовать на него столько же. То есть, по крайней мере удвоить финансирование медицины. Произойдет ли это когда-нибудь? Поживем — увидим.
К сожалению, Анатолий Иванович уже не увидит.
И снова вал реформ
Читатели, откликнувшиеся на публикации о лекарственном обеспечении, уверены — перемен к лучшему не будет. Опять же, время покажет, насколько оправдан их пессимизм. Пока ясно одно — перемены будут, и весьма скоро.
— Страна накануне серьезного реформирования здравоохранения. — утверждает председатель Комитета Госдумы по охране здоровья Сергей Калашников. Переломный момент переживает фармрынок. Будут внесены серьезные поправки в Закон об обращении лекарственных средств.
Подготовлены программы развития до 2020 года здравоохранения, фармпромышленности. С будущего года медицина переходит на одноканальное финансирование. Оно прошло проверку в 38 регионах. Выводы по пилотным проектам самые положительные. Пока Фонд обязательного медицинского страхования оплачивает лечение по программам государственных медицинских стандартов. С будущего года начнет оплачивать и «скорую помощь», а с 2016-го — высокотехнологичную медицину. Для этого федеральные, региональные, муниципальные бюджеты передадут в фонд ОМС свои «медицинские» деньги. Он и будет финансировать все затраты лечебных учреждений — от ЖКХ до приобретения томографов.
Во имя чего этот переход? Для изменения системы финансирования медицины или для повышения ее качества и доступности? Это не очень-то совпадающие цели. Пока главный аргумент участников пилотных проектов — возросла доля ОМС к бюджетным деньгам. Но нигде не говорится, лучше ли стало пациентам. Вопрос не праздный. Доходы поликлиник, больниц будут полностью зависеть от количества оказанных услуг. Значит, им и отрасли в целом нужно больше больных. Людям же нужно укрепление здоровья. Говорят, начнется конкуренция за пациента. Но насколько хорошо, что этот самый пациент вовремя не попадет на стационарное лечение из-за конкуренции поликлиники с больницей? Наверное, как всегда, со временем все утрясется. Это уже традиция — сперва принять закон, а потом разрабатывать механизмы его реализации. В ноябре прошлого года правительство приняло постановление «Об утверждении правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг». Документ получился настолько расплывчатым, что вся государственная медицина занялась зарабатыванием. Поэтому он был воспринят как конец бесплатной медицины. Пришлось вмешиваться Президенту. По мнению В. Путина, «70 процентов обращений за платными услугами происходят из-за того, что люди практически ничего не знают ни о программе госгарантий, ни об условиях предоставления бесплатной помощи».
— Формируется программа госгарантий на 2014-2016 годы. В ней будут жестко разграничены платность и бесплатность медуслуг — пообещала В. Скворцова.
Почему бы эти «разграничения» сразу не прописать в постановлении правительства? Не повторится ли что-то подобное и с переходом на одноканальное финансирование? Около 90 процентов регионов не выполняют программы госгарантий медпомощи из-за отсутствия денег. Общий их годовой дефицит превышает 360 млрд рублей. Три бюджета — федеральный, региональные, муниципальные — не способны профинансировать утвержденный объем медицинской помощи, и от того, что все долги «сольют» в один источник, он обильнее не станет.
— Бюджет федерального фонда ОМС 1,06 трлн рублей, или 1,7 процента ВВП. Но государственные расходы на медицину составляют 3,7 процента ВВП. То есть 2 процента — это расходы бюджетов всех уровней. У Фонда ОМС нет возможностей пополнять свой бюджет. И государство намерено сокращать расходы. Как быть? — недоумевает доктор экономических наук Е. Гонтмахер. Свою статью в «Коммерсанте» он так и назвал — «ОМС-казус…».
Одновременно запускаются пилотные проекты, чтобы отработать механизмы возмещения россиянам затраты на лекарства. И опять совершенно не понятно, из какого источника будет финансироваться это очень хорошее дело.
Политика государства в сфере охраны здоровья и принимаемые им меры зависят от общей социальной политики. Сейчас она направлена на рост индивидуальной социальной ответственности, введение адресной социальной помощи, увеличение роли и расходов населения в социальной сфере, что ведет к созданию государства, социального только по отношению к состоятельным людям, которые имеют доступ к высококачественной медицине, — пишет исследователь из Канады Ребекка Маннинг.
Примерно это же утверждает ректор НИУ ВШЭ Ярослав Кузьминов.
— С одной стороны, государство декларирует стремление к совершенствованию образования и здравоохранения. С другой — их финансирование не растет. Нет ресурсов исполнения социальных обязательств.
Но раз нет денег, не будет и песен. Тем более что с будущего года финансирование здравоохранения сокращается.
Леонид ЛЕВИЦКИЙ
Ранее опубликовано по теме: