В Минобрнауки объяснили, почему Россия больше не в Болонском процессе

06.06.2022 16:35

Автор: Юлия Сапрыгина

В Минобрнауки объяснили, почему Россия больше не в Болонском процессе
  © Игорь Самохвалов/ПГ

Говорить о том, что Россия в 2003 году присоединилась к Болонскому процессу, неверно — страна не брала на себя никаких международных обязательств. На это обратил внимание замминистра науки и высшего образования Дмитрий Афанасьев в ходе заседания в Совете Федерации 6 июня.

Ранее Афанасьев сообщал, что все российские вузы были исключены из Болонского процесса по решению Болонской группы еще 11 апреля. Участие России во всех органах и на всех площадках процесса было приостановлено.

Болонская группа наравне с Болонским Советом и Болонским Секретариатом — одна из структур, которая управляет Болонской системой. В нее входят представители всех-стран участниц договора. А председательствует, как правило, страна, которая в это время председательствует в ЕС.

По словам Афанасьева, Болонская система предполагала процесс синхронизации разных образовательных систем. «Если с нами никто не хочет синхронизироваться, соответственно, вопрос решен сам собой», — отметил замминистра. При этом он подчеркнул, что Болонская система — это не только двухуровневая модель подготовки кадров. Это целая группа инициатив: ведение единых зачетных единиц, взаимное признание университетами (не странами) академических квалификаций и так далее.

«Так вот, эти инструменты Россия никогда не внедряла в полной мере, — сообщил Афанасьев. — Во-первых, мы сохранили специалитет. Во-вторых, система зачетных единиц у нас используется, но в ограниченном плане. Наконец, европейское приложение к диплому не стало обязательным приложением к российскому диплому».

Он также подчеркнул, что говорить о присоединении России в 2003 году к Болонскому процессу неверно. «Тогда наша страна не взяла на себя никаких международных обязательств. Наше согласие с декларацией — это не договор. Его не нужно разрывать», — отметил Афанасьев.

Кроме того, чиновник призвал «разводить политический акцент участия в Болонской системе и вопрос перестройки высшего образования в России». Что же касается поисков новых подходов развития «вышки», то «речь не идет о возвращении в какое-то предшествующее состояние — к российской или советской системам высшей школы», заявил замминистра. Это должна быть новая, отвечающая времени стратегия.

Читайте также:

• Примаков: Число квот для иностранных студентов в следующем году вырастет до 30 тысяч • Фальков допустил быстрый выход из Болонской системы