Святейший показывает путь к духовному возрождению

Памятник Алексию II был от­крыт в 2012 году Патриар­хом Московским и всея Ру­си Кириллом на праздник Покрова Пресвятой Богородицы.

Авторы памятника Патриарху Алексию II, установленному у храма Всех Святых в Минске, — настоятель Всехсвятского прихода протоиерей Федор Повный, скульптор Владимир Слободчиков и архитектор Игорь Морозов — удостоены премии Союзного государства в области литературы и искусства за 2015-2016 годы. Высокая награда им вручена Президентом Беларуси Александром Лукашенко на прошедшем юбилейном Международном фестивале искусств «Славянский базар в Витебске»

Святейший показывает путь  к духовному возрождению Алексий II указывает дорогу к храму
Памятник Алексию II был от­крыт в 2012 году Патриар­хом Московским и всея Ру­си Кириллом на праздник Покрова Пресвятой Богородицы. Святейший предстает в образе одухотворенного и убежденного в своих деяниях пут­ника, совершающего символический путь духовного восхождения по мо­нолитным гранитным ступеням по­стамента. Скульптура уста­новлена по ходу движения прихожан, что создает эф­фект совместного шествия по общему пути к храму.
Идея создать в Минске памятник российскому па­триарху в знак благодарной памяти белорусского народа за его вклад в духовное воз­рождение и единение народов двух стран возникла в 2010 году. Решено было, что лучшим местом для монумента станет площадка перед храмом Всех Свя­тых, возведение которого во время своего первого посещения Белару­си в 1991-м благословил Алексий II и освятил закладной камень. Затем патриарх здесь бывал несколько раз, и свой последний визит в Минск в 2008-м, за месяц до кончины, за­вершил у строящегося храма.
Символично, что в возведении святыни, которая призвана стать мемориалом памяти всем без вины погибшим в войнах, активное уча­стие принимали и россияне. Так, иконостас главного храма выпол­нили из фаянса екатеринбургские умельцы. Один из приделов в честь Усекновения главы Иоанна Пред­течи расписали мастера из Палеха, они же создали иконы в традициях палехской живописи XV-XVII веков, деревянные киоты и различную резную утварь.
- Эта святыня — память о нашей общей истории, — говорит настоя­тель Всехсвятского прихода прото­иерей Федор Повный.
Именно он стал автором идеи памятника Алексию II, с которым лично общался долгие годы.
 

Скульптор — профессия штучная, ремеслу можно научить, а с творческими задатками надо родиться»

А вот скульптору Владимиру Слободчикову не довелось встре­чаться с предстоятелем Русской православной церкви, более того, для него это была первая работа над созданием образа духовной личности. Владимир Иванович го­ворит:
- Чтобы вылепить лицо, нуж­но заглянуть в душу. Когда созда­вал скульптуру, слушал проповеди Алексия II, а перед этим прочитал книгу о жизни патриарха, просмо­трел около трех тысяч фотографий. У него благостные черты, удиви­тельно чистое лицо. Оно буквально светится добротой и духовностью. Он не возвышал себя, был возвы­шенным.
И признается, что скульптура Святейшего далась ему нелегко.
Большую помощь в работе оказал протоиерей Федор Повный, кото­рый сам по светскому образованию художник, в свое время окончил Белорусский государственный теа­трально-художественный институт. Кстати, именно он автор архитек­турной концепции храма-памят­ника в честь Всех Святых и еще одного масштабного проекта Бело­русской православной церкви — До­ма милосердия. Владея знаниями в художественном проектировании, работал совместно с архитектора­ми, принимал участие в создании эскизов, лично следил за точностью их воплощения.
Федор Повный подсказывал Владимиру Слободчикову какие-то нюансы, которые не передает фото­графия и не описывают биографы патриарха. Кроме того, нужно бы­ло соблюсти определенные каноны при создании образа духовного ли­ца, тем более такой значимой лич­ности, как Алексий II.
- Мне ближе экспрессивный стиль в скульптуре. В монумен­тальной пластике работаю послед­ние лет десять. В небольших вещах можно позволить себе художественные поиски, а памятник требует другого подхода. Здесь нужно пока­зать не свое творческое «я», а идею, образ конкретной личности, — рас­суждает Владимир Слободчиков.
 
Вручение премии Союзного государства. Творческий коллектив авторов памятника в полном составе (слева)
Вручение премии Союзного государства. Творческий коллектив авторов памятника в полном составе (слева)
 
В театрально-777художественном институте он учился у народно­го художника Беларуси Анатолия Аникейчика, автора знаменитого памятника Янке Купале в Минске, за который тот получил Государ­ственную премию БССР. Диплом­ная работа его способного ученика была отмечена бронзовой медалью ВДНХ СССР. И так сложилось, что именно Владимир Слободчиков после кончины своего педагога возглавил кафедру скульптуры Бе­лорусской государственной акаде­мии искусств и находится на этом посту более 20 лет. За годы твор­чества он получал немало наград, ему присвоено звание заслужен­ного деятеля искусств Республики Беларусь, он член Королевского общества британских скульпторов и Российской академии художеств, но главными достижениями счита­ет реализованные художественные замыслы.
Произведения Владимира Слободчикова хранятся в Националь­ном художественном музее Бе­ларуси, Государственной Третья­ковской галерее, в музее Zimmerli (США), а также в ряде музейных и частных собраний в Турции, Ки­тае, ОАЭ, Германии, Швейцарии. Он автор памятников, установлен­ных в разных городах Беларуси, в частности российскому генера­лу, уроженцу Сербии графу Семену Зоричу, некогда владевшему Шкловым и внесшему огромный вклад в развитие этого белорусского местечка, а также уроженцу Мин­ской губернии, художнику, первым из белорусов окончившему Импе­раторскую академию художеств в Петербурге, Валентию-Вильгельму Ваньковичу.
- Это один из немногих бело­русских художников, творчество которого еще при жизни стало до­стоянием Европы. Ванькович был дружен с Адамом Мицкевичем, со многими русскими и польскими де­ятелями культуры первой полови­ны XIX века. Умер вдали от родных мест в расцвете творческих сил, оставив после себя галерею пре­восходных романтических портре­тов, в том числе Александра Пуш­кина, Петра Вяземского, Василия Жуковского. Лишь небольшая их часть сохранилась в музеях и част­ных собраниях Англии, Франции, Италии, Польши, Литвы, России. В Беларуси долгое время не было ни одной его картины, а недавно одно произведение возвращено на родину своего автора, — рас­сказывает Владимир Слободчиков, который работал над скульптурой живописца почти 20 лет. Сегод­ня композиция «Утро художника» украшает Дом-музей Ваньковичей в Минске, открытый в 2000 году как один из филиалов Национального художественного музея Респуб­лики Беларусь.
Владимир Слободчиков создал специальный приз Президента Бе­ларуси для Международного фести­валя искусств «Славянский базар в Витебске».
Монументальные композиции белорусского скульптора уста­новлены в России, Турции, Китае. В Архангельске стоит его памят­ник «Древо жизни». В течение трех лет Владимир Иванович работал в Швейцарии, где недавно откры­лась его персональная выставка. Он автор книги «Скульптура», которую сам оценивает как своеобразное подведение итогов творчества. Он также является автором мемори­альных знаков для бывших конц­лагерей «Заксенхаузен» и «Равенсбрюк» в Германии. В последнем погибло около ста тысяч женщин и детей, в том числе более двух ты­сяч из Беларуси.
-  Скульптор — профессия штуч­ная, ремеслу можно научить, а с творческими задатками надо родиться, — убежден мастер.
Кавычки  Во время церковных праздников к храму  Всех Святых приходит много людей, и детишки норовят стать на постамент памятника и пройти по ступенькам вместе с патриархом пару  шагов»
Сам он, можно сказать, начинал с нуля. Из белорусской деревни, без подготовки, четких представлений о будущей профессии поехал по­ступать в академию. Как поясняет, просто очень хотелось лепить. Эту жажду к творчеству привил отец, который был художником-самоуч­кой.
Помимо вузовских педагогов, Владимир Слободчиков своими учи­телями считает Микеланджело, Ро­дена, Джакометти, Бурделя, Майоля, Генри Мура.
-  Как-то я прочитал о скульп­торе эпохи Возрождения — Бенвенуто Челлини. Перед смертью ему поднесли распятие очень плохой работы, он посмотрел и сказал: «Я не умру до тех пор, пока это распятие не уберут отсюда». Тогда нашли другое, которое он поцело­вал и отдал Богу душу. Это пример того, что эстетический вкус у на­стоящего художника должен быть обостренным, — убежден Владимир Иванович.
Сам он очень требователен к своим работам. Создавая об­раз патриарха, старался пере­дать то, чем отличался Алексий II: возвышенностью, духовностью и одновременно простотой, от­крытостью людям. Памятник Свя­тейшему, подчеркивает скульп­тор, плод труда всего авторского коллектива, в том числе и архи­тектора, лауреата Государственной премии Республики Беларусь Игоря Морозова, который «вписал» скульп­туру в ландшафт, нашел для нее оп­тимальное место.
В основе композиции — памят­ный камень, освященный во время первого визита Алексия II в Бела­русь. От него идут три каменные ступени, знаменующие собой посе­щения Его Святейшеством строящегося храма-памятника. По задумке авторов, предстоятель поднимется к храму вместе с прихожанами. Его одеяния будто развеваются на ветру, взгляд направлен на главный фасад святыни.
- Заметно, что постамент не­высокий, его практически и нет. Фактически это восходящая доро­га. Так сделано умышленно, чтобы показать единение патриарха с на­родом, — поясняет Игорь Морозов.
Лицо владыки величественно и вдохновенно, он словно пребыва­ет в раздумьях, как он сам говорил, о «возрождении духовных нрав­ственных начал, без которых нельзя строить будущее».
А будущее само проявляет себя. Во время церковных праздников  к храму Всех Святых приходит много людей, и детишки норовят стать на постамент памятника и пройти по ступенькам вместе с патриархом пару шагов.
 
Татьяна Пастернак
Витебск
Фото автора
 
Храм Всех Святых стал мемориалом общей памяти белорусского и русского народов    Фото PHOTOXPRESS
Храм Всех Святых стал мемориалом общей памяти белорусского и русского народов    Фото PHOTOXPRESS

Просмотров 2404

06.09.2016

Популярно в соцсетях