Святейший показывает путь к духовному возрождению
Памятник Алексию II был открыт в 2012 году Патриархом Московским и всея Руси Кириллом на праздник Покрова Пресвятой Богородицы.
Авторы памятника Патриарху Алексию II, установленному у храма Всех Святых в Минске, — настоятель Всехсвятского прихода протоиерей Федор Повный, скульптор Владимир Слободчиков и архитектор Игорь Морозов — удостоены премии Союзного государства в области литературы и искусства за 2015-2016 годы. Высокая награда им вручена Президентом Беларуси Александром Лукашенко на прошедшем юбилейном Международном фестивале искусств «Славянский базар в Витебске»
Памятник Алексию II был открыт в 2012 году Патриархом Московским и всея Руси Кириллом на праздник Покрова Пресвятой Богородицы. Святейший предстает в образе одухотворенного и убежденного в своих деяниях путника, совершающего символический путь духовного восхождения по монолитным гранитным ступеням постамента. Скульптура установлена по ходу движения прихожан, что создает эффект совместного шествия по общему пути к храму.
Идея создать в Минске памятник российскому патриарху в знак благодарной памяти белорусского народа за его вклад в духовное возрождение и единение народов двух стран возникла в 2010 году. Решено было, что лучшим местом для монумента станет площадка перед храмом Всех Святых, возведение которого во время своего первого посещения Беларуси в 1991-м благословил Алексий II и освятил закладной камень. Затем патриарх здесь бывал несколько раз, и свой последний визит в Минск в 2008-м, за месяц до кончины, завершил у строящегося храма.
Символично, что в возведении святыни, которая призвана стать мемориалом памяти всем без вины погибшим в войнах, активное участие принимали и россияне. Так, иконостас главного храма выполнили из фаянса екатеринбургские умельцы. Один из приделов в честь Усекновения главы Иоанна Предтечи расписали мастера из Палеха, они же создали иконы в традициях палехской живописи XV-XVII веков, деревянные киоты и различную резную утварь.
- Эта святыня — память о нашей общей истории, — говорит настоятель Всехсвятского прихода протоиерей Федор Повный.
Именно он стал автором идеи памятника Алексию II, с которым лично общался долгие годы.
Скульптор — профессия штучная, ремеслу можно научить, а с творческими задатками надо родиться»
А вот скульптору Владимиру Слободчикову не довелось встречаться с предстоятелем Русской православной церкви, более того, для него это была первая работа над созданием образа духовной личности. Владимир Иванович говорит:
- Чтобы вылепить лицо, нужно заглянуть в душу. Когда создавал скульптуру, слушал проповеди Алексия II, а перед этим прочитал книгу о жизни патриарха, просмотрел около трех тысяч фотографий. У него благостные черты, удивительно чистое лицо. Оно буквально светится добротой и духовностью. Он не возвышал себя, был возвышенным.
И признается, что скульптура Святейшего далась ему нелегко.
Большую помощь в работе оказал протоиерей Федор Повный, который сам по светскому образованию художник, в свое время окончил Белорусский государственный театрально-художественный институт. Кстати, именно он автор архитектурной концепции храма-памятника в честь Всех Святых и еще одного масштабного проекта Белорусской православной церкви — Дома милосердия. Владея знаниями в художественном проектировании, работал совместно с архитекторами, принимал участие в создании эскизов, лично следил за точностью их воплощения.
Федор Повный подсказывал Владимиру Слободчикову какие-то нюансы, которые не передает фотография и не описывают биографы патриарха. Кроме того, нужно было соблюсти определенные каноны при создании образа духовного лица, тем более такой значимой личности, как Алексий II.
- Мне ближе экспрессивный стиль в скульптуре. В монументальной пластике работаю последние лет десять. В небольших вещах можно позволить себе художественные поиски, а памятник требует другого подхода. Здесь нужно показать не свое творческое «я», а идею, образ конкретной личности, — рассуждает Владимир Слободчиков.
В театрально-художественном институте он учился у народного художника Беларуси Анатолия Аникейчика, автора знаменитого памятника Янке Купале в Минске, за который тот получил Государственную премию БССР. Дипломная работа его способного ученика была отмечена бронзовой медалью ВДНХ СССР. И так сложилось, что именно Владимир Слободчиков после кончины своего педагога возглавил кафедру скульптуры Белорусской государственной академии искусств и находится на этом посту более 20 лет. За годы творчества он получал немало наград, ему присвоено звание заслуженного деятеля искусств Республики Беларусь, он член Королевского общества британских скульпторов и Российской академии художеств, но главными достижениями считает реализованные художественные замыслы.
Произведения Владимира Слободчикова хранятся в Национальном художественном музее Беларуси, Государственной Третьяковской галерее, в музее Zimmerli (США), а также в ряде музейных и частных собраний в Турции, Китае, ОАЭ, Германии, Швейцарии. Он автор памятников, установленных в разных городах Беларуси, в частности российскому генералу, уроженцу Сербии графу Семену Зоричу, некогда владевшему Шкловым и внесшему огромный вклад в развитие этого белорусского местечка, а также уроженцу Минской губернии, художнику, первым из белорусов окончившему Императорскую академию художеств в Петербурге, Валентию-Вильгельму Ваньковичу.
- Это один из немногих белорусских художников, творчество которого еще при жизни стало достоянием Европы. Ванькович был дружен с Адамом Мицкевичем, со многими русскими и польскими деятелями культуры первой половины XIX века. Умер вдали от родных мест в расцвете творческих сил, оставив после себя галерею превосходных романтических портретов, в том числе Александра Пушкина, Петра Вяземского, Василия Жуковского. Лишь небольшая их часть сохранилась в музеях и частных собраниях Англии, Франции, Италии, Польши, Литвы, России. В Беларуси долгое время не было ни одной его картины, а недавно одно произведение возвращено на родину своего автора, — рассказывает Владимир Слободчиков, который работал над скульптурой живописца почти 20 лет. Сегодня композиция «Утро художника» украшает Дом-музей Ваньковичей в Минске, открытый в 2000 году как один из филиалов Национального художественного музея Республики Беларусь.
Владимир Слободчиков создал специальный приз Президента Беларуси для Международного фестиваля искусств «Славянский базар в Витебске».
Монументальные композиции белорусского скульптора установлены в России, Турции, Китае. В Архангельске стоит его памятник «Древо жизни». В течение трех лет Владимир Иванович работал в Швейцарии, где недавно открылась его персональная выставка. Он автор книги «Скульптура», которую сам оценивает как своеобразное подведение итогов творчества. Он также является автором мемориальных знаков для бывших концлагерей «Заксенхаузен» и «Равенсбрюк» в Германии. В последнем погибло около ста тысяч женщин и детей, в том числе более двух тысяч из Беларуси.
- Скульптор — профессия штучная, ремеслу можно научить, а с творческими задатками надо родиться, — убежден мастер.
Во время церковных праздников к храму Всех Святых приходит много людей, и детишки норовят стать на постамент памятника и пройти по ступенькам вместе с патриархом пару шагов»
Сам он, можно сказать, начинал с нуля. Из белорусской деревни, без подготовки, четких представлений о будущей профессии поехал поступать в академию. Как поясняет, просто очень хотелось лепить. Эту жажду к творчеству привил отец, который был художником-самоучкой.Помимо вузовских педагогов, Владимир Слободчиков своими учителями считает Микеланджело, Родена, Джакометти, Бурделя, Майоля, Генри Мура.
- Как-то я прочитал о скульпторе эпохи Возрождения — Бенвенуто Челлини. Перед смертью ему поднесли распятие очень плохой работы, он посмотрел и сказал: «Я не умру до тех пор, пока это распятие не уберут отсюда». Тогда нашли другое, которое он поцеловал и отдал Богу душу. Это пример того, что эстетический вкус у настоящего художника должен быть обостренным, — убежден Владимир Иванович.
Сам он очень требователен к своим работам. Создавая образ патриарха, старался передать то, чем отличался Алексий II: возвышенностью, духовностью и одновременно простотой, открытостью людям. Памятник Святейшему, подчеркивает скульптор, плод труда всего авторского коллектива, в том числе и архитектора, лауреата Государственной премии Республики Беларусь Игоря Морозова, который «вписал» скульптуру в ландшафт, нашел для нее оптимальное место.
В основе композиции — памятный камень, освященный во время первого визита Алексия II в Беларусь. От него идут три каменные ступени, знаменующие собой посещения Его Святейшеством строящегося храма-памятника. По задумке авторов, предстоятель поднимется к храму вместе с прихожанами. Его одеяния будто развеваются на ветру, взгляд направлен на главный фасад святыни.
- Заметно, что постамент невысокий, его практически и нет. Фактически это восходящая дорога. Так сделано умышленно, чтобы показать единение патриарха с народом, — поясняет Игорь Морозов.
Лицо владыки величественно и вдохновенно, он словно пребывает в раздумьях, как он сам говорил, о «возрождении духовных нравственных начал, без которых нельзя строить будущее».
А будущее само проявляет себя. Во время церковных праздников к храму Всех Святых приходит много людей, и детишки норовят стать на постамент памятника и пройти по ступенькам вместе с патриархом пару шагов.