Все о пенсиях в России

два дня назадПорядок назначения пенсий изменится для некоторых россиян

два дня назадМинтруд уточнил, какие документы нужны для назначения повышенной пенсии

27.04.2024Пенсионные баллы предложили разрешить направлять родителям

Сокровища под пятой политики

Коллекция скифского золота станет серьезной проблемой в отношениях России и Евросоюза

05.10.2014 15:56

Сокровища под пятой политики
 

Хотя смутные подозрения и вита­ли в воздухе, заявление голланд­ского музея Алларда Пирсона, сделанное под занавес уходящего лета, все же прозвучало неожиданно. Устроители выставки «Крым. Золото и тайны Черного моря», проходившей в Амстердаме, за десять дней до закры­тия экспозиции официально сообщи­ли, что не вернут экспонаты туда, от­куда они были вывезены для показа.

Ни крымские музеи, абсолютное большинство артефактов которых демонстрировалось в Амстердаме, ни киевский Национальный музей исто­рии Украины, настаивающий, что эти объекты культурного наследия про­шлого принадлежат не конкретно му­зеям, а стране вывоза, не получат их обратно до тех пор, пока ситуация не прояснится с юридической точки зре­ния. Как говорилось в специальном заявлении музея, опубликованном в Интернете, такое решение принято во избежание неминуемого иска от «про­игравшей» стороны. Коллекция будет оставлена в Голландии, поскольку, яко­бы не понятно, кому ее возвращать. То ли крымским музеям (то есть России), то ли киевскому музею, то бишь Укра­ине, которой Крым принадлежал на момент передачи экспонатов.

Возвращать нельзя оставить

Спустя три недели выяснилось, что позиция некоего нейтралитета гол­ландцев (ни нашим, ни вашим), мягко говоря, не такая уж и принципиально нейтральная. Экспонаты в количестве 19 предметов, вывезенные из Киева, вернулись в места постоянной про­писки. Среди них золотой скифский шлем, меч и ножны к нему, а также украшения сарматов. По утверждению заведующей отдела Музея историче­ских ценностей Людмилы Строковой (увы, не видели), их даже выставили на территории Киево-Печерской лавры. Что касается 565 золотых и серебряных украшений и предметов быта, хранившихся в Центральном музее Тавриды в Симферополе, Керченском историко-культурном заповеднике, Национальном заповеднике «Херсонес Таврический» и Бахчисарайском историко-культурном заповеднике, то они так и не были возвращены. Если в первом случае музей Алларда Пирсо­на действовал в строгом соответствии с договором, заключенным между му­зеями, согласно которому по окон­чании выставки он должен вернуть предметы из музейных фондов домой, то во втором попросту проигнориро­вал соглашение. Правда, все же и не отдал до сих пор всю коллекцию золо­та скифов и Киеву, на чем настаивали в украинской столице.

С логикой, как ни крути, явные не­лады. Если Нидерланды, как и весь Ев­росоюз, не признает принадлежность полуострова России и по-прежнему считает его украинской территори­ей, то почему бы не вернуть то, что не является собственностью амстер­дамского музея, на основании именно такого логического посыла: отдаете экспонаты Крыму, значит, де-юре воз­вращаете их Украине. Или все же фак­тически признаете, что Крым уже не украинский?

К тому же многие экспонаты нахо­дились в крымских музеях задолго до хрущевского «царского подарка», сде­ланного в 1954 году, и принадлежали не только советской РСФСР, но и дорево­люционной России. Да и в целом объ­екты культуры, музейные артефакты являются не только национальным до­стоянием, но и мировыми ценностями, о чем поведает вам любой мало-маль­ски образованный искусствовед. Когда же встает вопрос их фактической при­надлежности, то, как объясняют юри­сты, в дело вступает принцип закон­ного права владения. Скажем, лежало ожерелье скифской царицы за пулене­пробиваемым стеклом музея Тавриды, оно должно при всех политических перипетиях, за исключением ряда слу­чаев (например, выплаты контрибуции в результате войны), после временного вывоза из музейных стен на различные выставки и экспозиции вернуться на демонстрационную полку.

Все на продажу?

По мнению председателя правления Ассоциации заповедников и музеев Крыма Вячеслава Пересунько, Укра­ина намеревается ввести музейные ценности в финансово-экономический оборот государства, то есть поставить фонды «на бухгалтерский учет». Это означает, что всем накопленным на­родом духовным достоянием государ­ство получает право распоряжаться по собственному усмотрению. Пожелает — упрячет в запасники на веки вечные, если экспонат проявит «политическую неблагонадежность». Скажем, старин­ная чашечка с «москальским» двугла­вым орлом не имеет права красоваться в музейных залах Украины. Или захо­чет, продаст за границу с целью попол­нения своего дырявого бюджета — и ни у кого разрешения не спросит.

Такие опасения вполне реальны. Похоже, украинские власти борются за скифское золото Крыма, прежде всего, из чисто утилитарных соображе­ний. Не исключено, что захват ценно­стей предназначен для их дальнейше­го использования в качестве средства оплаты огромных долгов государства. На одну войну на юго-востоке страны уходит, по самым скромным подсче­там, от трех до пяти миллионов дол­ларов в день.

Еще весной директор Московского центра Льва Гумилева Павел Зарифуллин утверждал в заявлениях для прес­сы, что «7 марта в два часа ночи из аэропорта «Борисполь» в США был вы­везен золотой запас Украины и целый ряд ценностей, включая скифское зо­лото». Об этом говорилось и в других источниках.

золото скифовВ случае возврата скифского золо­та Киеву Голландия нарушит прямые договоры, заключенные с музеями Крыма. Как считает президент Госу­дарственного музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина Ирина Ан­тонова, Украина не может приступать ни к каким демонтажам, а голландцы не могут дать право демонтировать выставку кому-то, кроме крымчан.

Юридически, утверждает мэтр российского музейного дела, в ком­петенции которого сомневаться не приходится, золото скифов принад­лежит крымским музеям. «На каком основании Киев будет забирать экспо­наты?!» — задает она риторический во­прос. Правда, в подписании соглаше­ний принимало участие Министерство культуры Украины, и это осложняет проблему возвращения экспозиции скифского золота в музеи Крыма. Од­нако фактические хозяева экспозиции — крымские музеи, и лишать их права на обладание культурно-исторически­ми сокровищами — верх несправедли­вости и правового цинизма.

Сомнительно, что такое решение является инициативой самого гол­ландского музея. Очевидно, что тут вмешалась большая политика, которая все больше становится главенствую­щей в межгосударственных экономи­ческих и культурных отношениях, как их понимают Евросоюз и США. Как можно предположить, на музей и Ам­стердамский университет, в структуре которого он работает, было оказано мощнейшее политическое давление.

Разумеется, голландские музейщи­ки никогда в этом не признаются, но факт остается фактом: политика тут правит бал. В противном случае оста­ется одно предположение: а не решили таким способом деятели культуры Ни­дерландов пополнить свой музейный фонд? Нет ли здесь банального музей­ного грабежа? Не поэтому ли архео­лога Валентину Мордвинцеву, руками которой были вырыты многие экспо­наты, одного из организаторов показа скифского наследия в Европе, даже официально не пригласили на закры­тие выставки. Стыдно стало, что ли?

Если культурные ценности будут переданы вопреки всей логике Кие­ву, то это будет, как считают специ­алисты, своеобразной демонстрацией «заложников культуры и истории», во­енных трофеев, якобы выигранных в противостоянии с Россией.

Воровство по случаю

Печальный «реприманд», приключив­шийся с сокровищами Таврии, отнюдь нельзя назвать уникальным или особо удивительным. Попыток придержать у себя, а то и попросту «прикарманить» с помощью сомнительных судебных решений те или иные реликвии, от­пущенные за пределы России для временных экспозиций, достаточно много, и нет ни малейших оснований надеяться, что подобные попытки останутся достоянием истории.

Вспомним хотя бы затяжную исто­рию тяжбы с фирмой «Нога», которая претендовала и на барк «Седов», и на военные самолеты концерна «Сухой». Пилотам «суховских» истребителей-бомбардировщиков пришлось бук­вально ускользать на своих машинах из ангаров Парижского авиасалона под носом у французских полицей­ских. В США не желали возвращать после выставки миниатюрный ядер­ный реактор под предлогом, что вывоз подобных объектов за пределы севе­роамериканских штатов запрещен. О том, что шедевр атомной мини-энер­гетики американцам не принадлежит, они даже не удосужились вспомнить.

Потомки великого коллекционера Щукина не раз покушались на полотна импрессионистов, экспонировавшие­ся на зарубежных выставках. В тех же США возникали и опасные коллизии в связи с показом сокровищ император­ской России. Для разнообразия скажем, что бывают опасности и другого рода. Только случайность уберегла полотна тех же импрессионистов от вояжа в Японию. За считаные дни до их отбы­тия в Токио столица Земли Восходяще­го Солнца испытала мощнейшие под­земные толчки, и никто не знает, что ждало бесценные полотна, если бы они успели прилететь накануне катаклизма.

Тяжба вокруг книг и личных вещей любавичского раввина Шнеерзона, на которые упрямо претендуют заокеан­ские хасиды, выделяется из ряда дру­гих случаев еще и тем, что американ­ские суды выносят решения в пользу передачи этих раритетов назойливым истцам, хотя вещи эти находятся в России. Бывший министр культуры РФ Александр Авдеев как-то сказал по этому поводу авторам этих строк, что американская сторона вообще не жела­ет признавать, что приверженцы этого направления иудаизма есть и в нашей стране, так что прав на шнеерзоновское наследие у них ничуть не меньше.

Нельзя не сказать, что СССР в про­шлом и Россия в настоящем не раз были щедры на «благородные» жесты. Главным и, увы, по сию пору неоценен­ным примером чрезмерного альтруизма на государственном уровне была пере­дача ГДР шедевров Дрезденской гале­реи, спасенных советскими реставрато­рами после того, как на излете войны гитлеровские «ценители» искусств за­прятали их в сырость шахт. Многие из картин были воссозданы буквально из живописного праха. В пояснительных надписях в залах дрезденского Цвингера об этом ныне ни слова не говорится.

Президент ГМИИ имени А.С. Пуш­кина Ирина Антонова говорила нам, что по сей день уверена, что эти со­кровища необходимо было безогово­рочно оставить в нашей стране. Одно время после завершения реставрации зашел было разговор о легализации пребывания картин в Москве. В му­зее даже были приготовлены залы для них. Показ все же состоялся, но… прощальный. Перед отъездом «Сик­стинской мадонны», «Динария Кесаря» и остальных полотен в Дрезден. Воз­ражения и даже протесты музейщиков были пресечены едва ли не лично Хру­щевым, большим любителем раздари­вать на сторону российские земли и сокровища культуры и искусства.

Опасность подстерегает всех

Вне всяких сомнений, теперь музеи с опаской будут отдавать свои экспона­ты на выставки. Мало ли что стукнет в голову их устроителям, готовым от­кликаться на любые политические те­лодвижения своих властей? Они про­сто не покинут страну хранения, ведь гарантий их возврата нет. Кто их тогда увидит в мире? Только местные жите­ли и приезжие туристы? Пропадает весь смысл культурного обмена, вза­имного выставочного сотрудничества. Доверие будет серьезно подорвано.

Как считает Совет Федерации, соз­дан «опасный прецедент в музейном мире, который может привести к ис­чезновению такого явления, как госте­вые выставки и обмен коллекциями между музеями мира». По мнению пер­вого заместителя председателя коми­тета СФ по науке, образованию и куль­туре Виктора Косоурова, не исключе­но, что теперь ни один музей мира не отдаст свои коллекции на выставку в другую страну, поскольку не сможет гарантировать их возвращение».

Вряд ли кто-то мог предположить, что ситуация повернется таким об­разом. Можно сколько угодно ругать недальновидных директоров крым­ских музеев, поставивших свою под­пись под соглашениями об отправке драгоценных экспонатов голландцам в такое смутное время. Как говорят в таких случаях, знал бы, где упасть, со­ломки подстелил. Судя по всему, кол­лекция скифского золота станет одной из серьезных проблем в отношениях России и Евросоюза. Даже экономиче­ские санкции и ответные шаги России покажутся незначительными на фоне глобального сражения за право обла­дания мировыми сокровищами. Ранее таких прецедентов не было, и мир мо­жет оказаться на грани великого пере­дела музейных ценностей, которые в один период принадлежали одному государству, а спустя время — другому.

Отправленное на выставку из кон­кретного хранилища древностей долж­но в это же хранилище и вернуться — принцип этот должен быть единым для всех стран. В этой связи стоит заду­маться о принятии некоего временного моратория на предоставление экспона­тов из российских музеев для зарубеж­ных экспозиций. Это было бы лучшим ответом на санкции голландцев — их поведение иначе как завуалированны­ми санкциями не назовешь. Захотят они, допустим, показать в своей стране рембрандтово «Возвращение блудного сына», пусть ждут окончания морато­рия. Доверие-то утрачено, восстанав­ливайте! В случае невозвращения кол­лекции в Крым музеи республики будут оспаривать это решение, заявил Пред­седатель Постоянной комиссии Гос­совета Крыма по образованию, науке, делам молодежи и спорту Валерий Ко­сарев. Европа «сильно потеряет», пред­упредил он, если передаст коллекцию Киеву, так как впредь больше не увидит различные исторические и культурные ценности, найденные на территории полуострова. А эта земля во всем мире считается одной из самых богатых кла­довых сокровищ истории и культуры.

Кто от этого выиграет?

Олег Дзюба, Николай Лашкевич
 
золото скифов
Читайте нас в Telegram
Просмотров 5321