Штрафы для таксистов предлагают поднять в три раза

Петербургские депутаты считают, что это дисциплинирует перевозчиков

Штрафы для таксистов предлагают поднять в три раза
  © АГН Москва

Выделить такси в отдельную группу повышенного риска намерены депутаты петербургского Заксобрания Алексей Цивилёв и Дмитрий Панов. Они собираются инициировать изменение федерального законодательства, чтобы шофёров легковых и маршрутных такси наказывали за нарушения ПДД в два-три раза жёстче, чем обычных водителей. Повышенные штрафы, по их мнению, способны дисциплинировать рынок такси и пассажирских перевозок.

Дорогие нарушения

Поправки петербургских парламентариев в главу 12 КоАП сейчас находятся на заключении у юристов. Поводом для их появления послужили многочисленные аварии маршруток с пассажирами и инциденты с таксистами. «По статистике МВД за пять лет, 56 процентов всех ДТП произошло по вине таксистов», — сказал Алексей Цивилёв.

Депутаты предлагают, например, за нарушение правил установки регистрационных знаков штрафовать водителей легковых и маршрутных такси на две тысячи рублей, тогда как обычным автолюбителям это обходится в 500 рублей.

За вождение в нетрезвом виде, если нет уголовной составляющей, таксистов депутаты предлагают наказывать штрафом в 60 тысяч рублей с лишением прав на полтора-два года. Сегодня такие действия «стоят» до 30 тысяч рублей с таким же сроком лишения прав.

Если сегодня всех водителей за превышение разрешённой скорости на 20-40 километров в час штрафуют на 500 рублей, то для тех, кто возит пассажиров, наказание предлагают поднять до 2,5 тысячи рублей.

Сейчас максимальный штраф за серьёзное превышение скорости установлен в пять тысяч рублей, но для таксистов парламентарии хотят повысить эту планку до 20 тысяч.

С обычных 25 до 80 тысяч рублей предлагают установить штраф для перевозчиков за нарушения ПДД, которые привели к аварии с пострадавшими.

По такому же принципу хотят увеличить штрафы за проезд через железнодорожные пути, на красный сигнал светофора, через двойную сплошную, за отказ от медицинского освидетельствования, за езду без прав и другие основные нарушения, изложенные в главе 12 КоАП.

«Мы полагаем, что ужесточение наказания дисциплинирует таксистов, которые будут понимать, что средний штраф за нарушения в три тысячи рублей выше, чем средний заработок за день», — убеждён Дмитрий Панов.

Типовые ситуации

Аварии с маршрутными такси часто случаются из-за превышения скорости. А также из-за конкурентных «гонок» с общественным транспортом.

В сентябре 2021 года Сестрорецкий районный суд приговорил к двум годам колонии-поселения водителя маршрутки за смертельное ДТП на Приморском шоссе. Как сообщила Объединённая пресс-служба судов Санкт-Петербурга, из-за превышения скорости в феврале 2021 года автобус ПАЗ маршрута К-305 вылетел с дороги, врезался в фонарный столб и опрокинулся набок. 72-летнюю пенсионерку выбросило из салона и придавило упавшим автобусом, она погибла. Несколько человек пострадали.

Одна из самых громких аварий случилась летом 2019 года в Адмиралтейском районе. Водитель такси, подключённый к одному из агрегаторов, был мигрантом без водительских прав и находился в пьяном состоянии. Он не справился с управлением и на большой скорости врезался в тягач с полуприцепом. В результате один пассажир от полученных травм погиб на месте, второй был доставлен в больницу, где позже также скончался.

© Антон Ваганов/ТАСС

А в июне 2021 года на углу Ленинского проспекта и Варшавской улицы маршрутка К-246 врезалась в стоящий на светофоре автобус №130. В аварии пострадало семь человек.

Как сообщили пресс-службе ГУ МВД России по Петербургу и Ленобласти, в мае этого года во время проверки «Нелегальное такси» выявили 163 водителя без лицензии, многие оказались мигрантами без патента, а с улиц города по итогам рейда изъяли 159 небезопасных автомобилей перевозчиков.

Начало большого закона

Алексей Цивилёв видит причину возросшего числа ДТП с таксистами в том, что мы утратили советскую систему работы: «Мы разрушили таксопарки в советском видении. В парках была рембаза, проверяли состояние машин перед выездом, состояние здоровья водителя. Фиксировали время нахождения на трассе. А сейчас работают агрегаторы и ИП, которые легко ликвидируются и оформляются новые. Водители берут машины в аренду и, чтобы отбить её, работают по 20 часов в сутки. Находясь за рулём столько времени, невозможно контролировать дорогу. Некоторые буквально живут в машине, которая пропитана неприятными запахами». Депутат также привёл примеры, когда водители работают нелегально, с чужими правами.

«Мы хотим выделить всю эту отрасль как особо опасную. Потому что, если автобус или такси превышает скорость, водитель подвергает риску жизнь и здоровье других людей. Это недопустимо априори», — считает Цивилёв.

Депутат Дмитрий Панов заметил, что, ведомые жаждой наживы, переходя как можно быстрее с заказа на заказ, водители такси не гнушаются развернуться через двойную, выехать на встречку, припарковаться где захотят: «Они всё время спешат. Для них ритм передвижения в погоне — норма жизни. И это неправильно».

Говоря о перспективах законодательного регулирования, Дмитрий Панов сообщил, что следующим шагом он хочет продумать лишение водителей права заниматься общественными перевозками после трех нарушений ПДД.

Нужен закон о такси и общественное обсуждение

Притом что, безусловно, статистика на стороне авторов инициативы и таксисты действительно частые виновники ДТП, всё же разделить владельцев автомобилей на категории в рамках действующего законодательства «будет трудно реализуемо». Об этом «Парламентской газете» сказал зампред Комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции Анатолий Выборный.

Читайте также:

• Рукавишникова: новый закон о такси сделает рынок более прозрачным • Тише едешь — богаче будешь • Отсидевших за убийство к перевозке пассажиров не допустят

По его словам, пришло время принять базовый закон о такси, который бы в целом регулировал эту сферу, «а также создать превенцию», при которой водители такси из «неуспевающих» перешли бы в категорию по-настоящему высококвалифицированных специалистов.

«Таксисты должны стать не просто лучшими в своей сфере и не допускать нарушений, но и стать образцом водительской культуры», — уточнил депутат.

Считает не только трудновыполнимым, но и необоснованным разграничение ответственности водителей и первый замглавы Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и госстроительству Ирина Рукавишникова.

«Я против дифференцированного подхода при назначении штрафов, — отметила сенатор. — Потому что на дороге все равны, должны соблюдать единые правила и быть подвергнуты единому наказанию, если совершили правонарушение. Другое дело, что при отборе водителей такси нужны чёткие критерии».

По её мнению, человек, который имеет много непогашенных штрафов или часто привлекается к административной ответственности за совершение ДТП, не должен допускаться к профессиональному извозу людей. Нужен серьёзный отбор на этапе допуска к профессии, уверена законодатель.

При этом Рукавишникова считает, что инициатива петербургских коллег имеет право быть, но для её дальнейшего развития необходимо провести детальное общественное обсуждение. Если выяснится, что россияне против, «то, видимо, нужно будет пересматривать подходы», уточнила сенатор.