Все о пенсиях в России

вчераРоссиянам напомнили, что перерыв в работе не влияет на страховой стаж для пенсии

вчераДепутат Гаврилов предложил освободить от НДФЛ пенсии работающих пенсионеров

два дня назадРоссиянам рассказали, когда лучше купить пенсионные баллы

Школам предлагают самостоятельно выбирать программы обучения

Такая норма, по мнению разработчиков поправки в закон, позволит сократить бюрократическую нагрузку на учреждения образования

14.06.2021 00:03

Автор: Мария Соколова

Законопроект: № 1142955-7

Школам предлагают самостоятельно выбирать программы обучения
  © Pixabay

Школам и вузам предлагают дать право выбирать, по каким программам будут учиться дети. Педагогам могут разрешить использовать типовые примерные образовательные планы или написать свою программу — продвинутую или многопрофильную. Такую поправку в законодательство Комитет Госдумы по образованию и науке поддержал ко второму чтению на заседании 1 июня. Как стало известно «Парламентской газете», законопроект планируют рассмотреть во втором чтении на пленарном заседании 15 июня.

Писанины станет меньше

Законопроект, внесённый Правительством, принят в первом чтении 18 мая. Изначально он предполагал только изменения в закон «О Московском государственном университете имени М.В. Ломоносова и Санкт-Петербургском государственном университете», предоставляющие двум старейшим вузам возможность самостоятельно распоряжаться своим имуществом и имуществом юрлиц, входящих в их научно-образовательные комплексы. Такие правила уже действуют в отношении Курчатовского института.

Ко второму чтению документа в него предлагают внести поправку, согласно которой образовательные организации смогут использовать типовые учебные планы и примерные программы обучения по разным предметам и дисциплинам и по воспитательной работе.

Если они не захотят внедрять типовые программы, то будут разрабатывать свои собственные, пояснил «Парламентской газете» глава Комитета Госдумы по образованию и науке Вячеслав Никонов.

«Если кто-то захочет иметь свои программы, продвинутые или многопрофильные, то они имеют на это полное право, — пояснил парламентарий. — Мы предлагаем дать школе возможность выбора. Если она работает по типовому документу, тогда учителям не надо ничего писать, по большому счёту. А если школа предпочтет работать по своей программе, в этом случае надо будет её разработать».

Рособрнадзор: почти половина учителей не дотягивает до базового уровня подготовки

Как отметил Никонов, новая норма приведёт к сокращению бюрократической нагрузки на образовательные учреждения. «Думаю, что большинство школ захочет работать по типовым программам», — предположил парламентарий.

Кто составит примерный учебный план

В статье 12 закона «Об образовании в РФ» сказано, что школы, вузы и колледжи должны самостоятельно разрабатывать и утверждать планы обучения в соответствии с федеральными государственными стандартами образования и «с учётом существующих примерных образовательных программ».

© Софья Сандурская/АГН Москва

Для школ их готовит Министерство просвещения, а для вузов — Министерство науки и высшего образования, сообщил «Парламентской газете» первый зампред Комитета Госдумы по образованию и науке Олег Смолин (КПРФ). Он отметил, что несколько лет назад Министерство образования дало разъяснение и разрешило педагогам использовать типовые программы, которые размещают на сайте ведомства. Но на практике учебные планы всё равно приходится писать самим учителям.

«Одна из системных проблем российского образования — бюрократизация. Увы, российский учитель — мировой рекордсмен по количеству времени, которое он тратит на бюрократические процедуры. И мы можем ему помочь, не тратя денег», — сказал депутат, комментируя законопроект.

Он считает, что преподавателей надо избавить от бумажной волокиты, и при этом они всё равно будут подходить к процессу обучения творчески: какие-то темы изучать быстрее, а на каких-то концентрироваться как наиболее важных для учеников.

Хорошему учителю нужна свобода

В Совете Федерации поддержали инициативу. Но изменения ни в коем случае не должны влиять на качество образования, тем более снижать его уровень, подчеркнула зампред Комитета палаты регионов по социальной политике Татьяна Кусайко.

Читайте также:

• Учителей хотят избавить от отчётов «для галочки»

У неопытных учителей, возможно, есть проблемы с написанием авторских программ обучения, а преподавателей с опытом использование типовых программ закрепощает, сказал «Парламентской газете» заслуженный учитель РФ доктор педагогических наук Евгений Ямбург. Он отметил, что типовые программы связаны с электронным журналом.

«Есть электронный журнал и дневник. Это очень удобно для родителей: они могут в любой момент узнать, в школе ли ребенок, какие отметки он получил, какое домашнее задание дали, — сказал он. — Типовые программы связаны с журналом. Получается абсолютное «крепостное право» — нужно очень жёстко идти по программе: два часа на «преступление», два часа на «наказание», два часа на дождевого червя». По словам Ямбурга, возможность глубоко и серьёзно работать с учениками связана как раз с авторскими учебными планами.