Самозанятых таксистов будут строже контролировать с 1 марта

За водителей ответят агрегаторы, а судимым не позволят возить людей

01.03.2023 00:00

Автор: Дмитрий Литвинов

Самозанятых таксистов будут строже контролировать  с 1 марта
  © Тимур Ханов/ПГ

Службы заказа такси смогут принимать на работу самозанятых россиян, но обязаны следить за наличием у них разрешений на перевозку людей и прохождением предрейсового осмотра. Если до 1 сентября таксист не принесет работодателю справку об отсутствии судимости, его уволят. Эта норма касается водителей любого пассажирского транспорта и вступает в силу 1 марта. Как теперь будем ездить, узнала «Парламентская газета».

Все за справками

Положения нового закона о такси вступают в силу постепенно. С весны возить людей запретили тем, у кого есть неснятая или непогашенная судимость за тяжкие и особо тяжкие преступления. До 1 сентября каждый таксист должен предоставить в таксопарк справку о том, что он по таким статьям не привлекался. Не успеет до осени — попадет под увольнение. Для новоиспеченных таксистов такая справка будет обязательной сразу, без нее не трудоустроят. Получить документ можно, обратившись лично в МВД, заглянув в ближайший МФЦ или заказать его на портале госуслуг. Готовить выписку могут до тридцати дней.

В будущем, возможно, обмен данными между правоохранителями, таксопарками и службами заказа автоматизируют. На этом, во всяком случае, настаивают в Общественном совете по развитию такси, о чем написали в обращении в МВД. «Возможно, технология будет внедрена в рамках федеральной информационной системы легковых такси, которая в соответствии с новым законом должна заработать с 1 сентября этого года», — рассказала «Парламентской газете» председатель совета Ирина Зарипова.

Закон также предполагает создание трех региональных реестров такси, в которых соберут сведениях о службах заказа, перевозчиках и автомобилях такси.

Что изменится для автомобилистов и пешеходов с 1 марта

Индивидуалам — особое внимание

Работать на машине с шашечками с 1 сентября смогут водители, которые оформят статус самозанятых. Но и сейчас, по данным Совета по развитию такси, каждый пятый водитель подчиняется только сам себе, но работает как индивидуальный предприниматель. Нововведение, считают эксперты, позволит вывести из тени тысячи леваков. «Агрегаторы обязаны будут проверять наличие у самозанятых разрешений на перевозку людей, соблюдение ими режима труда и отдыха, прохождение предрейсовых осмотров, — прокомментировала Ирина Зарипова. — В ряде случаев агрегатор разделит ответственность при ДТП с участием самозанятого водителя. Но мы не считаем эти меры невыполнимыми для сервисов заказа такси».

Агрегаторы готовы нести ответственность за своих сотрудников, но для этого нужно запустить государственные реестры и базы данных для проверки водителей, рассказали «Парламентской газете» в компании «Яндекс», владеющей крупнейшей в России службой заказа. «Мы сотрудничаем как с парками, так и с самозанятыми водителями с ИП, и поддерживаем норму о возможности работы в такси самозанятых без необходимости регистрации ИП», — отметили в компании. Там также добавили, что с 2017 года ввели страховку для каждой поездки, не дожидаясь, пока это требование станет обязательным.

Защиту прав пассажира в Комитете Госдумы по транспорту назвали ключевым моментом закона о такси. «Вaжно было не остaвить здесь ни мaлейшего пробелa, чтобы зaкон не преврaтился в дaмоклов меч для водителя или перевозчикa», — сказал «Парламентской газете» первый зампред комитета Павел Федяев. Случись что в поездке, пассажир сможет предъявить претензии не только тому, кто был за рулем, но и компании, которая назначила водителя.

Правда за нами