Теракт в «Крокус Сити Холле»

вчераСледствие доказало связь террористов в «Крокусе» с украинскими националистами

вчераСК задержал нового фигуранта дела о теракте в «Крокусе»

вчераНа массовые события предложили привлекать вневедомственную охрану вместо ЧОПов

Российскому кино нужен шанс. От государства

Почему российские фильмы сегодня не так востребованы за рубежом, как советские?

03.06.2017 00:01

Автор: Ксения Редичкина

Российскому кино нужен шанс. От государства
"Особо опасен", 2008 год

Как сделать, чтобы наш зритель голосовал рублём не только за голливудские блокбастеры, но и за фильмы отечественных режиссёров? Ответы на эти вопросы попыталась найти наш корреспондент.

Так уж сложилось, что признанным лидером в мировой киноиндустрии был и остаётся Голливуд. Американский кинематограф изначально спроектирован как отрасль культуры, как важнейший фактор существования американского общества, а не просто как одна из сфер производства. Он продолжает удерживать занятые позиции во многом благодаря тому, что поддерживается государством.

Помочь кинематографу — дело государства?

Конечно, государственная поддержка кинематографа осуществляется и в России, хотя у нас и бытует мнение, что эту сферу должен регулировать рынок. Тем не менее в производстве кино действуют дотации. Как косвенные, в виде освобождения от налогов, так и прямые — финансирование из бюджета. Но достаточные ли это меры?

Во Франции, например, государство ввело квоты. Там доля отечественного кино в прокате составляет около 30 процентов — и это единственная европейская страна, сохранившая собственный кинематограф как отрасль и как индустрию.

"Сталинград", 2013 год

Китай же пускает на свой огромный кинопрокатный рынок лишь 35 иностранных картин в год. Более того, страна выплачивает инос­транному производителю только 25 процентов от кассовых сборов. При этом в Поднебесной осуществляется регулирование дат выхода фильма в прокат. То есть американский блокбастер может демонстрироваться только тогда, когда в прокате нет китайского или китайский уже собрал всё, что нужно.

В России в 2010 году создали Фонд кино, начали как-то поддерживать продюсеров, а не только режиссёров. Это лучше, чем было в ­1990-е и 2000-е. Но этого недостаточно. И не только в финансовом смысле. Хотя вся государственная поддержка кинематографической отрасли в России сегодня по сумме средств равна бюджету одного американского блокбастера.

Французы любят наше кино

В 2016 году сборы российского кино в прокате за рубежом выросли вдвое и достигли 35 миллионов долларов — рекордного показателя за последние пять лет. В первую тройку вошли «Хардкор», «Он - дракон» и «Экипаж».

В 2016 году Роскино впервые получило поддержку Министерства культуры РФ и организовало 11 мероприятий в семи странах мира, представив на ведущих международных кино- и телерынках 55 российских кино- и телепроизводящих компаний на стенде ROSKINO — Russian Cinema Worldwide. На девяти рынках в общей сложности было презентовано 76 национальных фильмов и телевизионных сериалов.

Общая сумма продаж национальных фильмов на стенде ROSKINO по итогам девяти кинорынков в 2016 году — 19,6 миллиона долларов. При этом совокупный бюджет девяти стендов ROSKINO за 2016 год составил 520 тысяч долларов, рекламный бюджет на продвижение фильмов на девяти международных рынках - более 200 тысяч долларов.

"Волкодав из рода Серых Псов", 2006 год

Доходы небольшие и, конечно, не идут ни в какое сравнение с тем, сколько зарабатывают голливудские блокбастеры по всему миру, включая и нашу страну. Сейчас отечественное кино за границей знают плохо. И даже фестивали, на которых время от времени завоёвывают призы российские картины, не способствуют повышению к ним интереса.

Нет единой структуры, которая бы занималась продвижением российского кино в странах Европы и Америки. Так, «Фауст» Александра Сокурова, триумфатор 68-го Венецианского кинофестиваля, вполне мог если не стать хитом массового кино, то хотя бы достичь целевой аудитории. Но, увы, в Европе лишь несколько десятков тысяч французов и итальянцев удалось привлечь в кинотеатры, а американцы в кассу этой картины принесли всего 50 тысяч долларов.

Российская сторона не делает для продвижения своих фильмов почти ничего. Нет программ, в рамках которых дистрибьюторы могли бы поехать в Россию с мотреть новые картины. Нет структурированных программ показа достижений российского кино в Европе. Нет цент­рализованной информации, и чаще всего трудно понять, с кем в России нужно иметь дело.

Были попытки захватить мир массовым зрелищным кино. «Ночной дозор» Тимура Бекмамбетова легко и непринуждённо заработал в США всего 1,5 миллиона долларов, а в 2007 году эпический «Монгол» Сергея Бодрова принёс 5,7 миллиона долларов в американском прокате, картина даже была номинирована на «Оскар». Другие ленты, на которые делались ставки по пути за границу, либо продемонстрировали разочаровывающие результаты, либо и вовсе остались внутренним продуктом — не выстрелили ни «9 рота», ни «Стрит­рейсеры», ни «Звёздные собаки: Белка и Стрелка», ни «Шпион».

Прежде чем обсуждать, смотрят ли российское кино за рубежом, давайте определим, смотрят ли его в России.

Пожалуй, самый сейчас лояльный к нам рынок потребителей — это французский. За последнее десятилетие во французском прокате было 20 российских фильмов - среди них «Русский ковчег», «Александ­ра», «Возвращение», «Изгнание», «12», «Капитанская дочка», «Гадкий утёнок», «Коктебель», «Все умрут, а я останусь». Франция - лидер по числу российских фильмов на коммерческих экранах.

Хотя в последнее время у российского кино за рубежом обнаружился новый путь — на Восток. Как ни странно, многие отечественные экспортные картины гораздо лучше выступают в Китае, чем в США. ­Вполне удачно сложилась в Поднебесной судьба «Волкодава» Николая Лебедева, «На игре 2. Новый уровень» Павла Санаева и «Метро» Антона Мегердичева. Что уж говорить о «Сталинграде» - 11,5 миллиона долларов, собранных в Китае, против американского 1 миллиона, заработанного за четыре уикенда.

"Убрать из друзей", 2015 год

«Прежде чем обсуждать, смотрят ли российское кино за рубежом, давайте определим, смотрят ли его в России. К сожалению, западные сериалы сейчас имеют гораздо больший уровень, чем отечественные художественные фильмы. Есть отдельные фильмы, которые интересны. С разнообразием мирового кино нам сложно конкурировать, и я не понимаю точно, насколько нас знают на Западе. Мы не в первых рядах, и нужно точно определить, почему так происходит», — высказал свою точку зрения «Парламентской газете» заслуженный деятель искусств РФ, режиссёр и актёр Дмитрий Астрахан.

А народный артист РФ, первый зампредседателя Комитета Госдумы по культуре Владимир Бортко сказал в комментарии «Парламентской газете», что у отечественного кино сейчас очень небольшая ниша. «В основном в мире востребован американский продукт, потом идут Индия, Китай и Франция», — объяснил режиссёр.

Правда, кинодеятели признали, что сейчас самый экспортоориентированный продукт — это российская анимация. Популярность среди десятков стран Европы приобрёл мультипликационный бренд «Смешарики» и такие мультсериалы, как «Маша и Медведь», «Лунтик и его друзья», «Фиксики». При поддержке Федерального агентства по культуре и кинематографии создан многолетний сказочный мультипликационный сериал «Гора самоцветов», который за границей тоже с удовольствием смотрят.

Карен Шахназаров
Карен Шахназаров генеральный директор киноконцерна «Мосфильм», народный артист России - Отечественной киноиндустрии надо помогать, но помогать таким образом, чтобы она смогла сама себя окупать и развиваться. Что касается квотирования отечественных фильмов в кинотеатрах, то с точки зрения патриотизма это, конечно, прекрасно, а с точки зрения логики эта мера ничего не даст. Потому что если квотировать фильмы, надо дать кинотеатрам, что показывать. А что давать, если страна производит 70-80 фильмов в год? Это очень мало. Во Франции, где проживает 60 миллионов человек, выпускается порядка 400 фильмов ежегодно.
Кирилл Разлогов
Кирилл Разлогов президент Гильдии киноведов и кинокритиков России: - Российская кинематография, равно как и мировая, существует по определённым законам. Как нет проката европейских фильмов в соседних странах, хотя это и Евросоюз, так нет проката российских фильмов в США. Ведь национальные кинематографы зависят от своей собственной аудитории.
Есть, конечно, исключения. Например, Гонконг распространяет свои картины по соседним странам и получает приличные доходы от экспорта. Или продукт индийских киношников — он пользуется успехом и внутри страны, и за её пределами. Но это, в частности, происходит потому, что индийские кинорежиссёры работают и в Голливуде.

Читайте нас в Дзен
Просмотров 3224