Все о пенсиях в России

00:00Как узнать размер будущей пенсии

20.04.2024Какие выплаты положены при выходе на пенсию

20.04.2024Бессараб рассказала, как индексируют пенсию после ухода на заслуженный отдых

Российских школьников ждёт «демобилизация»

Кто узаконит идею запрета смартфонов в классах — государство или семья?

20.09.2018 12:40

Автор: Мария Багринцева

Российских школьников ждёт «демобилизация»
Фото: РИА Новости/Денис Абрамов

Около 73 процентов россиян уверены, что на уроках пора запретить «умные телефоны». Ведь в борьбе за внимание детей «разумное, доброе, вечное» слово учителя зачастую не выдерживает конкуренции с гаджетами. О законодательной поддержке человека против машин размышляют на самом высоком уровне и не исключают введения повсеместных ограничений на пользование смартфонами в школах.    

Судный день уже настал

Опрос Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ) показал, что стремительная цифровизация страны застала население врасплох.

Родители, выросшие, в докомпьютерную эру и в эпоху становления Интернета, и сами-то порой не представляют, как вылезти из соцсетей и расстаться с полюбившейся онлайн-игрой. Они работают удаленно, читают новости в мобильных телефонах, с роднёй и друзьями общаются в мессенджерах. Дети копируют поведение близких и начинают думать, что всё самое важное в жизни происходит в мониторе.

Школьные соцсети опутают всю страну
Разубеждать их нередко приходится учителям. Тут иногда ещё действует сила педагогического таланта. Именно так, по старинке, работают в одном подмосковном лицее: никаких запретов на отвлекающие от занятий гаджеты там нет, а школа — много лет среди лучших в регионе. Папы и мамы её учащихся, вероятно, могли бы войти в число 30 процентов респондентов ВЦИОМ, полагающих, что смартфоны и успешная учеба — вещи вполне совместные.

Оставшиеся 70 процентов видят прямую зависимость между повышением успеваемости и ограничением использования телефонов на уроках. И их поддерживает всё больше школ. Преимущественно частных. Но и государственным закон не запрещает прописывать в уставе свои правила — что о форме одежды, что о гаджетах. Поэтому творчество тут процветает.

Куда-то, по договорённости с родителями, ученики вообще не приносят с собой мобильные. Где-то сдают их перед уроками классному руководителю и забирают после. Каждый педагог при отсутствии единой школьной политики и протеста общественности тоже может ввести свои нормы: собрать ребячьи телефоны в коробку перед занятием, попросить детей установить на аппаратах беззвучный режим, оставить портфели с ними у входа в класс, взяв за парту только нужное для урока.

Подобный опыт применяют и в летних лагерях. Под расписки родителей вожатые собирают трубки детворы, хранят в сейфе, выдают на час вечером для связи с домом. Ещё одно непременное условие — сотовые должны быть кнопочными.

Ученикам хотят разрешить сдавать ЕГЭ в своей школе
Может, всё-таки пора отказаться от самодеятельности и ввести единые повсеместные требования к использованию гаджетов в учебных заведениях?

Дети «большого пальца»

Летом во Франции был принят закон о запрете мобильных в младшей и средней школе. Жёсткие ограничения также действуют в Японии и Южной Корее. У нас телефоны нигде нельзя приносить на экзамены. Прочие унифицированные правила — в разработке.

К процессу по просьбе юных победителей международных предметных олимпиад собирается подключиться даже президент Владимир Путин. На встрече в образовательном центре «Сириус» 1 сентября президент обещал ребятам, что обсудит целесообразность запрета смартфонов в школах с главой Министерства просвещения Ольгой Васильевой.

Сама глава ведомства считает такой шаг необходимым, о чём она заявила нынешней осенью на Общероссийском родительском собрании.

«Вопрос не новый, ставит его педагогическое сообщество уже не в первый раз, — поддержала коллегу Людмила Дудова, председатель координационного совета Всероссийской ассоциации учителей литературы и русского языка. — Мы сегодня имеем дело с детьми цифровой эпохи. С детьми «большого пальца» — есть уже такое выражение. С кнопочными детьми, которые лучше работают с клавиатурой компьютера, нажимая на кнопки телефона. Закрывать глаза на эту проблему нельзя, абсолютно исключать гаджеты — тоже. Вводить их как средство обучения надо очень осторожно, лимитировано. Особенно когда не сформирована психика, когда быстро появляется зависимость, когда это дети раннего возраста. У нас сегодня ведь двухмесячный ребёнок нажимает на кнопку! А это всё очень влияет на формирование центральной нервной системы».

Мы должны объяснять детям, что если сверх нормы пользоваться, это мешает качеству образования, здоровью может вредить.

Минпросвещения пока не готово выйти с конкретной законодательной инициативой по ограничению использования смартфонов в школах. В ведомстве заверили «Парламентскую газету», что о полном запрете личных сотовых в учебных заведениях речь не идёт вообще — лишь о возможной выработке правил пользования ими во время уроков. Причём на научной основе: министерство намерено заказать исследование о влиянии гаджетов на здоровье детей и об их реальной эффективности в учёбе — слишком много сейчас мифов и спекуляций вокруг данных вопросов. Также гарантировано общественное обсуждение темы «демобилизации» школьников.

«Я считаю, что вообще не надо использовать ни смартфоны, ни телефоны, ничего — на уроке должны работать ребята, — поделилась мнением с «Парламентской газетой»  Тамара Плетнёва, председатель Комитета Государственной Думы по вопросам семьи, женщин и детей, член фракции КПРФ. — Но если что-то случилось, позвонить ребёнку тоже ведь надо. Тогда запретить пользоваться только на уроке. На перемене можно. Но смартфоны — точно нет. Если будет такая законодательная инициатива, я буду её поддерживать».

Социальные сети превратятся в гипермаркет для общения и услуг

А вот первый зампредседателя Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре Лилия Гумерова полагает, что без правки законов можно обойтись — у школ достаточно полномочий, чтобы урегулировать вопрос самостоятельно, чем они при желании и пользуются. По её мнению, главное — привить ребятам культуру обращения с современными средствами коммуникации так же, как учат культуре вождения автомобиля или этикету.

«Мы должны объяснять детям, что если сверх нормы пользоваться, это мешает качеству образования, здоровью может вредить, — призывает сенатор учителей и родителей. — Это должно быть осознанное решение. Дети должны быть в него включены. А не так, что взрослые приняли решение, отобрали телефон, это будет только негатив у детей. Я, как психолог, понимаю, что есть зависимость. Уже очень многие дети зависимы. Посмотрите, как они делают уроки — постоянно отвлекаются на гаджеты. Поэтому такой разумный подход, с точки зрения формирования культуры, был бы очень правильным».