Все о пенсиях в России

12:26Краснов: В конце 2023 года 69 тысяч россиян не получили пенсию из-за сбоя

00:00Как узнать размер будущей пенсии

вчераЧто потребуется для выхода на пенсию в 2024 году

Российские поликлиники заработают по-новому

К 2023 году должны исчезнуть очереди в регистратуру, на приём к врачу и сроки прохождения диспансеризации

02.08.2017 14:31

Автор: Ксения Редичкина

Российские поликлиники заработают по-новому
Фото Интерпресс

Правительство утвердило паспорт приоритетного проекта «Создание новой модели медицинской организации, оказывающей первичную медико-санитарную помощь».  В 2018-2019 годах пройдёт экспериментальная часть — по принятой модели станут работать 155 и 195 поликлиник соответственно, а к  апрелю 2023 года на новую схему работы перейдёт  большинство медорганизаций по всей стране.

Поликлиника и очередь — две вещи несовместные

Если проект будет реализован, то  постепенно сократятся и исчезнут очереди в регистратуру и на приём к врачу, а также сроки прохождения диспансеризации. Кроме того, авторы документа рассчитывают, что с врачей снимут ненужную бумажную работу, а также  перераспределят обязанности между высшим и средним звеньями медперсонала, тем самым повысив качество медицинских услуг и удовлетворённость пациентов работой поликлиник. То есть результаты будут достигнуты за счёт внедрения принципов «бережливого производства».

Кроме того, посетителям поликлиник будут созданы более комфортные условия во время ожидания, а диспансеризацию и профосмотры организуют на принципах «непрерывного потока пациентов с нормативом времени на приём одного человека».

К 2018 году в 50 процентах поликлиник должны отладить меры реагирования на отклонения от сроков ожидания помощи по программе государственных гарантий, к 2020 году — в 75 процентах, в 2022 году — в 95 процентах поликлиник.

Сенатор Кононова: с врачей надо снять бумажную нагрузку, тогда они смогут больше времени уделять пациенту
Для этого планируется создать автоматизированную систему мониторинга доступности первичной медпомощи. «Она позволит контролировать в том числе, насколько оперативно можно записаться к специалисту и время ожидания специалиста при посещении медицинской организации», — сказано в паспорте проекта.

Полностью поддерживает желание Правительства первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по социальной политике Людмила Кононова. Она сказала «Парламентской газете», что давно пора на государственном уровне сделать так, чтобы самые посещаемые кабинеты в поликлиниках находились не выше первого этажа, исключились «живые» очереди в регистратуру, а в коридорах были созданы максимально комфортные условия для ожидания.

«Кроме того, у нас часто врач выполняет функции, которые могла бы, скажем, выполнять медсестра. Например, выписывать санаторно-курортные карты», — уточнила сенатор.

Она призналась, что настроена оптимистично, тем более что проект «бережливая поликлиника» уже апробирован в ряде регионов. Например, в Архангельской и Ярославской областях.

Шесть лет на изменение работы поликлиник вполне достаточно.

«В отличие от системы информатизации, где всё сложнее и нужны материальные затраты, в данном случае нужно просто более внимательно и с душой подойти к пациенту», — высказала свою точку зрения первый зампред Комитета Совета Федерации.

А его глава Валерий Рязанский, комментируя «Парламентской газете» проект кабмина, признался, что при всех положительных его сторонах надо осторожнее распределять нагрузку. По словам сенатора, это только звучит оптимистично — перераспределить нагрузку между врачами и средним медперсоналом. На самом деле, считает Рязанский, если это делать непродуманно, то множество пациентов могут пострадать.

Что касается улучшения логистики в обслуживании пациентов, то Валерий Рязанский полностью выступает за подобные изменения. «Давайте посмотрим, как будут дальше развиваться события, ведь если что, документ можно будет и подправить, донастроить в случае возникновения проблем», — заявил сенатор.

Свой врач должен быть в каждой многоэтажке

«Я бы подумал не только об улучшении работы поликлиник, не хочу произносить слово «оптимизация», но и массовом распространении офисов семейного врача. Например, в многоквартирном доме, где проживает множество людей, одну из квартир вполне можно переоборудовать под кабинет врача общей практики, который бы знал в лицо своих пациентов и занимался бы профилактической работой», — высказал свою точку зрения «Парламентской газете» член Совета Федерации, врач-педиатр Владимир Круглый.

По его мнению, государству надо сделать упор именно на развитие таких офисов и платить зарплату врачам не за приём энного количества пациентов, как происходит сейчас, а за его работу по профилактике различных заболеваний. 

Единственное, что должен отметить: семейные врачи не должны касаться педиатрии, то есть врач общей практики не должен заниматься детьми

Первый зампред комиссии Общественной палаты по охране здоровья, директор Научно-клинического центра оториноларингологии Минздрава РФ Николай Дайхес напомнил «Парламентской газете», что уже давно поликлиники в России борются за пациентов. Да, делают это как могут, но процесс запущен. Например, в регионах проходят конкурсы на лучшее медучреждение первичного звена, есть понятие «контроль качества», то есть проект кабмина — это логическое продолжение существующей работы.

Внедрение в России телемедицины потребует от регионов до 300 млн рублей в год — Минздрав РФ
«Для нас главное — максимальная компьютеризация бумажной работы и переход на цифровые технологии. Кроме того, необходимо развитие  кадров, и особенно среднего профессионального звена. Его представители первыми встречают пациентов. Я, как директор крупного медучреждения, сам контролирую, ка работает наша регистратура, call-центр», — рассказал медик.

Он также отметил, что очень важно, как планы Правительства по улучшению работы поликлиник будут реализовывать в отдалённых от Москвы регионах: «Важно, чтобы предложения Правительства стимулировали коллег на местах работать лучше».

Виктор Рожков, координатор проекта ОНФ «Народная оценка качества, директор Центра ОНФ «Народная экспертиза» рассказал «Парламентской газете», что Центр регулярно инспектирует поликлиники в разных городах России. И в большинстве случаев результаты проверок весьма печальны: очереди в регистратуру, на приём к врачу, загруженность узких специалистов, отсутствие грамотной логистики и нерациональное использование площадей, что приводит буквально к человеческой давке в душных коридорах и беготне по кабинетам.

«Поэтому уверен, системное введение по всей стране новой модели медицинской организации, повысит эффективность работы поликлиник, тем самым улучшив «народную оценку качества», — отметил Рожков.


Как предпочитают лечиться россияне

35% россиян не ходят в поликлиники, а занимаются самолечением

46% ходят в государственные поликлиники

11% обращаются в платные медучреждения

7% пускают ситуацию на самотёк

1% прибегает к помощи целителей

(По данным опроса ВЦИОМ, май 2017 года)