Реклама наркотиков в соцсетях больше не «всплывёт»

В Госдуме будет создана рабочая группа для разработки законодательных мер, которые окончательно остановят пропаганду наркотиков в Интернете

15.02.2018 19:10

Автор: Ксения Редичкина

Реклама наркотиков в соцсетях больше не «всплывёт»

Коллаж: ПГ. Фото: pixabay.com

Депутаты намерены разработать законодательные инициативы, с помощью которых можно будет противодействовать рекламе и пропаганде наркотических веществ в социальных сетях, в том числе в виде всплывающей рекламы при просмотре материалов на Facebook и YouTube. Для того чтобы работа шла быстрее, на базе думского Комитета по безопасности и противодействию коррупции создаётся межведомственная рабочая группа, первое заседание которой состоится в середине апреля. Соответствующее решение было принято на заседании комитета 15 февраля.

Facebook или «ВКонтакте»?

Настоящую тревогу у правоохранителей вызывает поведение администрация YouTube, которая не препятствует рекламе наркотиков на cвоём ресурсе, заявил на заседании начальник Главного управления по контролю за оборотом наркотиков МВД России Андрей Храпов. «По сей день на видеохостинге размещается множество пронаркотической информации. К сожалению, администрация данного ресурса не уделяет должного внимания модерированию своего сайта и удалению подобного контента, публикация которого противоречит политике самого же видеохостинга», — сказал начальник главка.

По его словам, наиболее крупные интернет-площадки уже получили предложения о взаимной работе по противодействию размещению информации о наркотиках. «Но мы не всегда находим понимание среди владельцев значимых интернет-проектов», — признался он.

В 2017 году были зафиксированы большие объёмы рекламы наркотиков и через популярную сеть «ВКонтакте». Меньше всего такая реклама появляется на страницах Facebook и «Одноклассников». По словам Храпова, за 2017 год МВД проанализировало порядка 48 тысяч интернет-страниц, в результате чего было принято около 21 тысячи решений, являющихся основанием для их блокировки Роскомнадзором.

«Мониторинг показал, что для пропаганды потребления наркотиков и размещения сведений о местах их приобретения злоумышленниками активно используются социальные сети. В основном «ВКонтакте», на долю которой приходится 89 процентов запросов по соцсетям, по данным Роскомнадзора. Восемь процентов приходится на «Одноклассников», а остальное принадлежит Facebook и «Живому журналу», — отметил он.

По действующему законодательству в России наркотики рекламировать запрещено. В Административном кодексе написано, что «пропаганда наркотических веществ, психотропных веществ или их прекурсоров, растений, содержащих наркотические средства, и их частей» наказывается штрафом до одного миллиона рублей, а для иностранных граждан — арестом на 15 суток и выдворением за пределы России. Уголовный кодекс же предусматривает за «склонение к потреблению наркотических средств» лишение свободы от трёх до пяти лет, а за вовлечение несовершеннолетнего — до 20 лет тюрьмы.

7 тысяч наркопреступлений, по данным МВД, было совершено в 2017 году с помощью интернет-технологий.

В 2015 году депутаты приняли в первом чтении законопроект, устанавливающий уголовное наказание до двух лет лишения свободы за «распространение изображений и (или) названий (в том числе на иностранных языках) наркотических средств, психотропных веществ или их прекурсоров, наркосодержащих растений или их частей».

Но те, кто рекламируют наркотики, знают, как обойти запреты. Это касается и способов распространения информации, и того, под каким видом продаются психотропные вещества. Правоохранители регулярно фиксируют появление новых химических соединений — солей, курительных смесей, психоактивных препаратов, которые преступники пытаются продавать как безобидные вещества, напомнил глава думского Комитета по безопасности и противодействию коррупции Василий Пискарёв.

Соцсети надо закрывать от наркодилеров во всём мире

В декабре 2017 года председатель Госдумы Вячеслав Володин на международной конференции «Парламентарии против наркотиков» заявил о необходимости наказывать за пропаганду и рекламу наркотиков в социальных сетях и призвал международные организации объединиться в борьбе с наркотической угрозой. По словам спикера, в век развития цифровой экономики особенно важны совместные действия международного сообщества по предотвращению наркопропаганды и распространению наркотиков через Интернет и социальные сети.

«Ситуация с распространением наркотиков в мире продолжает ухудшаться. Схемы их производства и сбыта, транспортные и финансовые сети наркотрафика совершенствуются. А скорость и масштабы постоянно растут. Меняется и структура потребления наркотических средств. Появляются новые синтетические препараты, их формулы постоянно обновляются. Национальные законодательства часто просто не успевают реагировать на эти изменения», — подчеркнул Володин.

Тем более что не всегда национальные законодательства одинаково классифицируют наркотические препараты, чем преступники и пользуются: запрещённый в одной стране наркотик распространяется в другой, где его формула ещё легальна. И поэтому, уверен Володин, необходима координация действий парламентариев Ирана, Пакистана, Афганистана, Индонезии, Узбекистана и Эквадора при разработке модельного законодательства по этой проблеме.

«Именно через социальные сети идёт вовлечение молодёжи в процессы распространения и употребления этой отравы, несущей смерть. Особенно это касается новой тенденции употребления курительных смесей, так называемых спайсов», — убеждён глава фракции «Единой России» Сергей Неверов, который тоже считает, что надо скорее запрещать рекламу наркотиков в соцсетях.

Всего же в 2017 году с помощью интернет-технологий, по данным МВД России, было совершено семь тысяч наркопреступлений, а из незаконного оборота изъято порядка двух тонн различных видов наркотиков в 660 интернет-магазинах. По словам участников заседания думского Комитета по безопасности, синтетические наркотики поступают сегодня в нашу страну в основном из азиатских стран, а также из Восточной Европы. Кроме того, нельзя забывать о существовании теневого Интернета, где также успешно рекламируют наркотики.