Все о пенсиях в России

00:00Как узнать размер будущей пенсии

20.04.2024Какие выплаты положены при выходе на пенсию

20.04.2024Бессараб рассказала, как индексируют пенсию после ухода на заслуженный отдых

Реабилитированный праздник возрожденной Лавры

«Жизнь, деяния, подвиги Александра Невского — это своего рода нрав­ственный маяк, который светит нам через века отечественной истории.

 Вот уже почти восемь столетий наш народ бережно хранит о нем память», — сказала Председатель Совета Фе­дерации Федерального Собрания РФ Валентина Матвиенко, выступая в Санкт-Петербурге на торжествах по случаю 300-летия Александро-Невской лавры. 

18.09.2013 15:56

Автор: Олег Дзюба

Реабилитированный праздник возрожденной Лавры
Фото “РИА НОВОСТИ”

Год от года старейший монастырь Санкт-Петербурга воз­вращает свое былое великолепие и продолжает выполнять миссию нрав­ственного и духовного возрождения российского общества, сказала гла­ва верхней палаты Российского пар­ламента, тепло поздравив петербурж­цев с возрождением традиции крест­ным ходом праздновать день 12 сен­тября (30 августа по старому стилю).

В этот день 1724 года Петр I лично внес в Лавру мощи Александра Не­вского, доставленные по его приказу из Владимира, и эта дата через 19 лет по воле императрицы Елизаветы Пе­тровны стала для православных жите­лей Северной столицы одним из глав­ных событий года.

«Есть старое и точное определение народа, гласящее, что народ — это союз поколений во времени. Сегодня мы можем в этом убедиться. Несмо­тря на все гонения на христианство, нам удалось сохранить мощи святого благоверного Александра Невского», — подчеркнула Валентина Матвиенко.

После 1921 года эти крестные хо­ды оказались под запретом более чем на 90 лет, но зато теперь нет со­мнений, что реабилитированная дата никогда не уйдет из календаря петер­бургских праздников.

От Казанского собора, куда мощи Александра Невского были, так ска­зать, сосланы большевиками в Музей религии и атеизма и вернулись в Лав­ру сравнительно недавно, крестный ход дошел до площади Александра Невского, где встретился с малым крестным ходом, который возглавлял Патриарх Московский и всея Руси Ки­рилл. В руках его был ковчег с моща­ми великого радетеля независимости и процветания Руси…

.„Возрожденный крестный ход явил­ся главным, пожалуй, событием всего празднования 300-летия Лавры, про­должающегося весь год. Сама же юбилейная дата, строго говоря, прихо­дится на март, ибо, как гласит архив­ная справка, датируемая 1723 годом, десятью годами ранее «совершилась» деревянная церковь, построенная близ того клочка земли, где в начале XIV сто­летия новгородцы под предводитель­ством сына Александра Невского Андрея разгромили шведское войско и разрушили шведскую же крепость Ландкрона. «…Марта 25-го дня по ста­рому стилю, при присутствии Царскаго Пресветлаго Величества с его вы­соким синклитом, во имя Благовеще­ния Пресвятыя Девы Богородицы оная церковь освящена, и того дня Царское Пресветлое Величество, со всеми при нем обретающимися, в новом Мона­стыре изволил пировать».

Петр Великий пиры, как известно, любил, и заложенная им традиция просуществовала до самой Октябрь­ской революции. Любопытное опи­сание этого праздничного торжества оставил знаменитый теоретик кора­блестроения, академик АН СССР Алексей Николаевич Крылов. Воспо­минания его столь красочны, что про­цитирую их достаточно подробно:

«Накануне объявлялось во всех га­зетах на казенно-канцелярском языке: «Государь император высочайше по­велеть соизволил: в высокоторжествен­ный день храмового праздника Александро-Невской лавры имеет быть от­служено молебствие с водосвятием и возглашением многолетия царству­ющему дому. На молебствии присут­ствовать обоего пола особам, ко дво­ру приезд имеющим, гвардии, армии и флота генералам и адмиралам и, по назначению их ближайших началь­ников, штаб- и обер-офицерам».

Я был тогда обер-офицером и… получил назначение присутствовать на молебствии. Съехались мы вместе в Лавре и встретили старшего адъю­танта Главного морского штаба капи­тана 1-го ранга Хвостова…

— …Вы меня держитесь и ни шагу не отступайте. В келье отца казначея были?.. Келья отца казначея оказалась целой квартирой в несколько комнат с залом, в котором стоял громадный стол, ломившийся от вин и закусок. По примеру Хвостова подошли «под бла­гословение», отец казначей предложил «червячка заморить чем Бог послал». Зазвонили колокола, значит, обедня скоро кончится и начнется молебен. Хвостов сам стал и нас поставил близ входа в покои.

— Процессия пойдет: сперва пев­чие, потом диакона, потом попы и иеромонахи, потом митрополит, за ним великие князья, министры, «обо­его пола особы», генерал-адъютанты; я за ними нырну, вы за мной, тогда по­падем в первый зал, где будут великие князья и сам митрополит. Рыбный стол — какого нигде не видывали, вина — первый сорт, шампанское — насто­ящее Редерер; ну, во втором зале хорошо, но попроще, а в третьем — рыба хороша, а шипучее донское, не зевайте… Таких блюд, таких старых, в монастырских подвалах выдержан­ных вин, таких наливок, конечно, мы нигде не едали и не пивали».

Оставшиеся вина и наливки все­го через несколько лет. стекли в ре­ку после того, как вслед за октябрем 1917 года в столице начались погромы винных да водочных складов и неиз­бежное при этом повальное пьянство. Новая власть, развязавшая черни руки, обуздать «классово близких» не смог­ла и постановила алкогольные запасы Санкт-Петербурга уничтожить. Матро­сы под начальством будущего комен­данта Московского Кремля Малькова били бутылки, крушили прикладами бочки и порой при этом падали в об­морок от винных паров. Народ меж тем черпал чем попало из растекав­шихся по улицам хмельных ручьев.

Но пиры пирами, а главное в жиз­ни Лавры было совсем в другом. В ней воспитана была мощная плеяда подвижников, богословов, миссионе­ров. А после революции и красного террора духовная жизнь в ней пресе­клась. Список учреждений, занимав­ших ее былые владения в 20-е годы и далее, воистину безбрежен. Одна из самых мрачных страниц связана с годами, когда Лавру превратили в по­следнюю предтюремную ступень для беспризорников и просто несовер­шеннолетних преступников. Сошлюсь на мрачное свидетельство авторов «Республики ШКИД» Леонида Панте­леева и Григория Белых, рассказав­ших про одного из своих соучеников:«Воровство не привело Кольку в Александро-Невскую лавру. К прибытию его святая обитель значительно изме­нила свою физиономию. Исчезли мо­нахи. поселились новые люди.

Тихие кельи превратились в общие и одиночные камеры. Отсюда было только две дороги: либо в тюрьму, ли­бо назад в нормальный детдом. По­пасть в Лавру считалось в те годы са­мым большим несчастьем, самым страшным, что могло ожидать моло­дого правонарушителя».

. Недобрые перемены каким-то чудом не затронули монастырские некрополи, давшие последний приют множеству достойных людей.

Но кое-какие могилы все же постра­дали. С надгробья первого русского «плавателя вокруг света» Юрия Лисянского сняли медаль, отчеканенную для участников путешествия, и поместили в музейную экспозицию. Не слишком умное, но настойчивое и весомое при­тязание замечалось даже в 80-е годы прошлого века, когда писательница Агния Кузнецова принялась добивать­ся, чтобы надгробье вдовы Пушкина, на котором она именовалась Ланской по второму мужу, было заменено новым, где была бы только фамилия великого Александра Сергеевича.

Но времена опять изменились, и надпись на могильном памятнике осталась в целости и сохранности.

Уцелело и другое уникальное за­хоронение. На старом Лазаревском кладбище многих удивляет надпись на китайском языке у одной из скромных могил. А покоится в ней немало лет проживший и проработавший в Лавре Иакинф Бичурин — один из зачинате­лей российской синологии, автор пер­вого китайско-русского словаря, в кото­ром он истолковал. 12 тысяч иерогли­фов, и множества сочинений, иные из которых до сих пор не опубликованы. Иероглифы же на могиле гласят «По­стоянно прилежно трудился над уве­ковечившими его славу исторически­ми трудами». Поскольку библейская истина о том, что все возвращается на круги своя, в очередной раз оказа­лась правдой, то все у Лавры, у Санкт-Петербурга и России еще впереди.

Читайте нас ВКонтакте
Просмотров 5359