Реабилитированный праздник возрожденной Лавры
«Жизнь, деяния, подвиги Александра Невского — это своего рода нравственный маяк, который светит нам через века отечественной истории.
Вот уже почти восемь столетий наш народ бережно хранит о нем память», — сказала Председатель Совета Федерации Федерального Собрания РФ Валентина Матвиенко, выступая в Санкт-Петербурге на торжествах по случаю 300-летия Александро-Невской лавры.
Год от года старейший монастырь Санкт-Петербурга возвращает свое былое великолепие и продолжает выполнять миссию нравственного и духовного возрождения российского общества, сказала глава верхней палаты Российского парламента, тепло поздравив петербуржцев с возрождением традиции крестным ходом праздновать день 12 сентября (30 августа по старому стилю).
В этот день 1724 года Петр I лично внес в Лавру мощи Александра Невского, доставленные по его приказу из Владимира, и эта дата через 19 лет по воле императрицы Елизаветы Петровны стала для православных жителей Северной столицы одним из главных событий года.
«Есть старое и точное определение народа, гласящее, что народ — это союз поколений во времени. Сегодня мы можем в этом убедиться. Несмотря на все гонения на христианство, нам удалось сохранить мощи святого благоверного Александра Невского», — подчеркнула Валентина Матвиенко.
После 1921 года эти крестные ходы оказались под запретом более чем на 90 лет, но зато теперь нет сомнений, что реабилитированная дата никогда не уйдет из календаря петербургских праздников.
От Казанского собора, куда мощи Александра Невского были, так сказать, сосланы большевиками в Музей религии и атеизма и вернулись в Лавру сравнительно недавно, крестный ход дошел до площади Александра Невского, где встретился с малым крестным ходом, который возглавлял Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. В руках его был ковчег с мощами великого радетеля независимости и процветания Руси…
.„Возрожденный крестный ход явился главным, пожалуй, событием всего празднования 300-летия Лавры, продолжающегося весь год. Сама же юбилейная дата, строго говоря, приходится на март, ибо, как гласит архивная справка, датируемая 1723 годом, десятью годами ранее «совершилась» деревянная церковь, построенная близ того клочка земли, где в начале XIV столетия новгородцы под предводительством сына Александра Невского Андрея разгромили шведское войско и разрушили шведскую же крепость Ландкрона. «…Марта 25-го дня по старому стилю, при присутствии Царскаго Пресветлаго Величества с его высоким синклитом, во имя Благовещения Пресвятыя Девы Богородицы оная церковь освящена, и того дня Царское Пресветлое Величество, со всеми при нем обретающимися, в новом Монастыре изволил пировать».
Петр Великий пиры, как известно, любил, и заложенная им традиция просуществовала до самой Октябрьской революции. Любопытное описание этого праздничного торжества оставил знаменитый теоретик кораблестроения, академик АН СССР Алексей Николаевич Крылов. Воспоминания его столь красочны, что процитирую их достаточно подробно:
«Накануне объявлялось во всех газетах на казенно-канцелярском языке: «Государь император высочайше повелеть соизволил: в высокоторжественный день храмового праздника Александро-Невской лавры имеет быть отслужено молебствие с водосвятием и возглашением многолетия царствующему дому. На молебствии присутствовать обоего пола особам, ко двору приезд имеющим, гвардии, армии и флота генералам и адмиралам и, по назначению их ближайших начальников, штаб- и обер-офицерам».
Я был тогда обер-офицером и… получил назначение присутствовать на молебствии. Съехались мы вместе в Лавре и встретили старшего адъютанта Главного морского штаба капитана 1-го ранга Хвостова…
— …Вы меня держитесь и ни шагу не отступайте. В келье отца казначея были?.. Келья отца казначея оказалась целой квартирой в несколько комнат с залом, в котором стоял громадный стол, ломившийся от вин и закусок. По примеру Хвостова подошли «под благословение», отец казначей предложил «червячка заморить чем Бог послал». Зазвонили колокола, значит, обедня скоро кончится и начнется молебен. Хвостов сам стал и нас поставил близ входа в покои.
— Процессия пойдет: сперва певчие, потом диакона, потом попы и иеромонахи, потом митрополит, за ним великие князья, министры, «обоего пола особы», генерал-адъютанты; я за ними нырну, вы за мной, тогда попадем в первый зал, где будут великие князья и сам митрополит. Рыбный стол — какого нигде не видывали, вина — первый сорт, шампанское — настоящее Редерер; ну, во втором зале хорошо, но попроще, а в третьем — рыба хороша, а шипучее донское, не зевайте… Таких блюд, таких старых, в монастырских подвалах выдержанных вин, таких наливок, конечно, мы нигде не едали и не пивали».
Оставшиеся вина и наливки всего через несколько лет. стекли в реку после того, как вслед за октябрем 1917 года в столице начались погромы винных да водочных складов и неизбежное при этом повальное пьянство. Новая власть, развязавшая черни руки, обуздать «классово близких» не смогла и постановила алкогольные запасы Санкт-Петербурга уничтожить. Матросы под начальством будущего коменданта Московского Кремля Малькова били бутылки, крушили прикладами бочки и порой при этом падали в обморок от винных паров. Народ меж тем черпал чем попало из растекавшихся по улицам хмельных ручьев.
Но пиры пирами, а главное в жизни Лавры было совсем в другом. В ней воспитана была мощная плеяда подвижников, богословов, миссионеров. А после революции и красного террора духовная жизнь в ней пресеклась. Список учреждений, занимавших ее былые владения в 20-е годы и далее, воистину безбрежен. Одна из самых мрачных страниц связана с годами, когда Лавру превратили в последнюю предтюремную ступень для беспризорников и просто несовершеннолетних преступников. Сошлюсь на мрачное свидетельство авторов «Республики ШКИД» Леонида Пантелеева и Григория Белых, рассказавших про одного из своих соучеников:«Воровство не привело Кольку в Александро-Невскую лавру. К прибытию его святая обитель значительно изменила свою физиономию. Исчезли монахи. поселились новые люди.
Тихие кельи превратились в общие и одиночные камеры. Отсюда было только две дороги: либо в тюрьму, либо назад в нормальный детдом. Попасть в Лавру считалось в те годы самым большим несчастьем, самым страшным, что могло ожидать молодого правонарушителя».
. Недобрые перемены каким-то чудом не затронули монастырские некрополи, давшие последний приют множеству достойных людей.
Но кое-какие могилы все же пострадали. С надгробья первого русского «плавателя вокруг света» Юрия Лисянского сняли медаль, отчеканенную для участников путешествия, и поместили в музейную экспозицию. Не слишком умное, но настойчивое и весомое притязание замечалось даже в 80-е годы прошлого века, когда писательница Агния Кузнецова принялась добиваться, чтобы надгробье вдовы Пушкина, на котором она именовалась Ланской по второму мужу, было заменено новым, где была бы только фамилия великого Александра Сергеевича.
Но времена опять изменились, и надпись на могильном памятнике осталась в целости и сохранности.
Уцелело и другое уникальное захоронение. На старом Лазаревском кладбище многих удивляет надпись на китайском языке у одной из скромных могил. А покоится в ней немало лет проживший и проработавший в Лавре Иакинф Бичурин — один из зачинателей российской синологии, автор первого китайско-русского словаря, в котором он истолковал. 12 тысяч иероглифов, и множества сочинений, иные из которых до сих пор не опубликованы. Иероглифы же на могиле гласят «Постоянно прилежно трудился над увековечившими его славу историческими трудами». Поскольку библейская истина о том, что все возвращается на круги своя, в очередной раз оказалась правдой, то все у Лавры, у Санкт-Петербурга и России еще впереди.