Психиатр рассказал, кто и почему «минирует» школы

Письма интернет-террористов: хулиганство или спецоперация по дестабилизации ситуации?

24.01.2022 18:21

Автор: Александр Мащенко

Психиатр рассказал, кто и почему «минирует» школы
  © Алексей Васильев/ПГ

По регионам России прокатилась новая волна анонимных сообщений о минировании образовательных учреждений. В пятницу, 21 января, она захлестнула и Крым. В результате были эвакуированы учащиеся школ и вузов практически по всему полуострову: в Симферополе, Севастополе, Ялте, Алуште, Керчи, Евпатории, Феодосии, Бахчисарае и в ряде других населённых пунктов. По распоряжению главы республики Сергея Аксёнова занятия отменили, а учащихся распустили по домам.

Несовершеннолетние, пьяницы и больные

Естественно, родители бросили работу и ринулись по школам забирать детей. Это на несколько часов парализовало не только образовательную сферу, но и в целом жизнь на полуострове. В итоге информация о минировании не подтвердилась, однако масштабная рассылка писем по школам и вузам заставила задуматься, было ли это просто хулиганство или спецоперация по дестабилизации ситуации. Во всяком случае, никогда прежде с таким «системным ковровым лжеминированием» Крым не сталкивался. При этом Сергей Аксёнов сообщил, что, по информации спецслужб, письма о минировании рассылали из-за границы.

Следует также отметить, что в Крыму ситуация осложнена ещё и тем, что полуостров остаётся целью для украинских экстремистов: каждый год в регионе предотвращают несколько террористических актов. А крымчане хорошо помнят массовое убийство, случившееся в Керченском политехническом колледже 17 октября 2018 года, — тогда погибло 20 человек, а 67 было ранено. Такой фон, несомненно, вызывает дополнительное напряжение.

Почему «минируют» школы и как в такой ситуации избежать паники среди преподавателей, детей и их родителей, на пресс-конференции в Крыму рассказал врач-психиатр доцент кафедры психологии Крымского инженерно-педагогического университета Анатолий Гребенюк. По его словам, распространение ложной информации о терактах стало частым явлением.

© Константин Михальчевский/РИА Новости

«При этом «минируют» не только школы и вузы, но и детские сады, больницы, торговые центры, рынки, метро, автовокзалы, аэропорты и так далее. И происходит это не только в Крыму, а по всему миру, — рассказал специалист. — Примерно треть «минёров» — несовершеннолетние. Чаще всего это школьники и студенты. Среди остальных злоумышленников выделяются мужчины в состоянии алкогольного опьянения и лица, страдающие психическими расстройствами».

Одно на тысячу

Мотивы, которыми руководствуются «минёры», Гребенюк разделил на несколько типов: корыстные, подражательные и псевдопатриотические. К корыстным относится, например, желание продлить каникулы или в современных реалиях задержаться на дистанционном обучении, сорвать экзамен или сессию, дискредитировать конкурентов по бизнесу, отомстить обидчику.

Подражательные мотивы особенно распространены среди психически нездоровых людей и проявляются как раз после громких историй о ложных минированиях.

Псевдопатриотические обусловлены напряжёнными отношениями между государствами. Люди, наслушавшись пропаганды со всех сторон, «встают на защиту Родины», как они это понимают, в результате чего украинцы «минируют» объекты на территории России, а россияне — на территории Украины.

Двоечники, пьянчуги, психически больные люди, псевдопатриоты будут всегда, сказал эксперт. Тем не менее среди тысяч ложных сообщений может оказаться одно правдивое, и наша общая задача — его не проворонить.

Главный совет от психиатра по действиям в подобных случаях: родители и вообще все взрослые должны понимать, что они — пример здравого отношения к кризисной ситуации. Дети больше всего боятся, когда взрослые впадают в панику, они должны видеть, что старшие знают, как решить проблему.

«Самим не впадать в истерику и не заражать истерией и паникой детей, но при этом одновременно и не недооценивать опасность», — звучит рекомендация специалиста.

Ну и, конечно, такие случаи — повод обсудить с детьми, что мы живём в неидеальном мире и надо знать правила безопасного поведения в тех или иных ситуациях, а также рассказать, какая ответственность предусмотрена за сообщения о ложном минировании и другие подобные хулиганские действия.

Ждём ответа спецслужб и учим ОБЖ

Руководители образовательных учреждений и преподаватели должны твёрдо знать алгоритм действий в ситуациях угрозы — добиться этого можно только тренировками, отметил на пресс-конференции специалист учебно-методического центра ГО и ЧС Республики Крым Александр Федорин. При этом, по его оценке, 21 января крымские школы справились с задачей — эвакуация учащихся была проведена грамотно.

«Главное, чтобы панике не поддавались педагоги, которые несут ответственность за учащихся, — подчеркнула, в свою очередь, доктор психологических наук, первый проректор Крымского инженерно-педагогического университета, заведующая кафедрой психологии Анжелика Лучинкина. — А паники не будет, если педагоги будут чётко знать порядок своих действий — как и куда выходить при эвакуации, — если эти действия будут отработаны до автоматизма».

Также участники пресс-конференции обратили внимание на важность такого школьного предмета, как основы безопасности жизнедеятельности, к изучению которого, что греха таить, школьники часто относятся без энтузиазма. Между тем однажды эти знания могут спасти им жизнь.

Наконец, помощник главы Республики Крым, а в прошлом командир крымского батальона милиции особого назначения «Беркут» Юрий Абисов обратил внимание на то, что мы живём в условиях информационно-психологической войны. Сегодня трудно сказать, что было в Крыму — обыкновенное хулиганство или спецоперация по дестабилизации ситуации на полуострове. Ответ на этот вопрос дадут спецслужбы. Тем не менее, даже если масштабная кампания по рассылке писем о ложном минировании была попыткой дестабилизировать ситуацию в регионе, она не удалась, констатировал Абисов.

Читайте нас в Telegram
Просмотров 29470