Полномочия Минпросвещения и Минобрнауки разграничат окончательно

Правительство подготовило необходимые для этого поправки в Трудовой кодекс

Полномочия Минпросвещения и Минобрнауки разграничат окончательно

Фото: ПГ / Владимир Афанасьев

Преобразование Минобрнауки в министерство просвещения и министерство науки и высшего образования произошло в мае прошлого года. Спустя месяц Правительство выпустило положения о двух ведомствах, в котором разграничило их полномочия. Но не до конца — точечные изменения приходится осуществлять с помощью законопроекта, который поступил на рассмотрение Госдумы 24 апреля.

Трудовой кодекс сам не изменится

Подготовленный и внесённый в Думу Правительством проект закона вносит поправки в Трудовой кодекс. Корректировки, как оказалось, требуют положения документа, касающиеся функций органов исполнительной власти в сфере образования.

По сути, законопроект устраняет правовые пробелы. Например, в нынешней редакции ТК, определять продолжительность рабочего времени педагогов может только орган, «осуществляющий выработку государственной политики и нормативно-правовое регулирование в сфере образования», то есть Минпросвещения. Правительство хочет изменить формулировки, упомянув и орган, отвечающий за сферу «высшего образования» — то есть Минобрнауки.

Кроме того, предлагается устранить пробел, согласно которому аттестацией профессорско-преподавательского состава должно заниматься Минобрнауки, а не Минпросвещения, что логично.

Одновременно, следует из поправок, Минобрнауки получит право утверждать форму справки-вызова на предоставление гарантий и компенсаций работникам, совмещающим работу с получением образования, но только по согласованию с Минпросвещения.

В Правительстве пояснили, что разработка отдельного законопроекта для таких изменений понадобилась, поскольку внесения изменений в ТК «не могут быть включены в тексты федеральных законов, изменяющих другие законодательные акты».

Чем сейчас занимается Минпросвещения?

Согласно положению о Министерстве просвещения РФ от 28 июля 2018 года, ведомству переданы функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего, среднего профессионального и соответствующего дополнительного профессионального образования. Также в «зону ответственности» нового органа вошли сферы профессионального обучения, дополнительного образования детей и взрослых, вопросы воспитания, опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан, социальной поддержки и социальной защиты обучающихся.

Кроме того, за министерством закреплены предоставление государственных услуг и управление государственным имуществом в сфере общего, среднего профессионального и соответствующего дополнительного профессионального образования, профессионального обучения, дополнительного образования детей и взрослых, воспитания.

Вместе с тем в связи с близостью сфер ведения Минпросвещения и Рособрнадзора ряд полномочий ими осуществляются совместно. Например, ведомства вместе решают вопросы формы, порядка, сроков проведения государственной итоговой аттестации и продолжительности проведения экзаменов.

Какие задачи решает Минобрнауки?

За Министерством науки и высшего образования закреплены функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сферах:

  • высшего образования и соответствующего дополнительного профессионального образования;
  • научной, научно-технической и инновационной деятельности, нанотехнологий;
  • развития федеральных центров науки и высоких технологий, государственных научных центров и наукоградов;
  • социальной поддержки и социальной защиты обучающихся, молодёжной политики и др.

Также Минобрнауки России управляет государственным имуществом в сфере высшего образования и соответствующего дополнительного профессионального образования, научной, научно-технической и инновационной деятельности.

Кроме того, на ведомство возложены обязанности по нормативно-правовому регулированию и оказанию госуслуг в сфере организации деятельности, осуществляемой подведомственными организациями, в том числе в области науки, образования, здравоохранения и агропромышленного комплекса.

Чего ждут от образования и науки?

Законодатели надеются, что после внесения окончательного разграничения полномочий ведомствам станет легче. На это рассчитывают и сами министерства, главы которых уже прошли проверку на прочность в Госдуме и в Совете Федерации, отчитавшись о своей деятельности. И в том, и в другом случае им пришлось выслушать конструктивную критику.

К примеру, после доклада главы Минпросвещения Ольги Васильевой в ноябре прошлого года председатель Комитета Госдумы по образованию и науке Вячеслав Никонов усомнился, что к 2025 году в школах будет ликвидирована вторая смена. Вопросы у депутата остались и к тому, как продвигается строительство яслей.

«Самое печальное, что те инвестиции, которые идут в систему образования, реализуются на восемь процентов. Мы можем говорить о национальном проекте, мы можем говорить о задачах, которые нужно решать в будущем, но если реализация того, что есть, будет составлять несколько процентов в течение года, понятно, к чему это приведёт», — констатировал тогда председатель Госдумы Вячеслав Володин.

Глава Минобрнауки Михаил Котюков, который, в свою очередь, 22 апреля представил в Совете Федерации своё видение развития системы высшего образования и науки, тоже не был понят парламентариями. Да, наверное, уместно было сказать о том, что в стране должны быть созданы не менее 15 научно-образовательных центров мирового уровня и разработаны не менее 140 прорывных технологий, но членов палаты регионов интересовала конкретика. Где, когда и в каких именно сферах произойдёт научный прорыв? Ответа не последовало, поэтому сенаторы посоветовали недавно назначенному на пост министру «не размазывать» финансирование отрасли по разным направлениям, а вместе с Российской академией наук сконцентрировать усилия на тех направлениях, где наша страна уже имеет мощный задел и может стать лидером.

Интересовали представителей регионов и проблемы развития отечественного семеноводства, которое призвано обеспечить продовольственную безопасность страны. Сегодня 98 процентов выращенной в России сахарной свёклы — из импортного материала. Ситуация с картофелем — не намного лучше. Ответ министра и здесь не внушил сенаторам оптимизма.

Мы можем говорить о национальном проекте, мы можем говорить о задачах, которые нужно решать в будущем, но если реализация того, что есть, будет составлять несколько процентов в течение года, понятно, к чему это приведёт.

«Селекцию надо поднимать с колен», — сказала председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко, обратив внимание руководителя ведомства на нехватку амбиций. «Не сложилось впечатление, что точки роста сформированы», — отметила спикер. По опыту, денег науке всегда не хватает, но если «размазывать» их по всем направлениям, реального прорыва так и не будет. Поэтому сенаторы посоветовали в этом вопросе министру не пренебрегать советскими методиками, доказавшими свою эффективность. Кроме того, в Совете Федерации советуют не затягивать с внесением основного для отрасли документа — закона о науке.

Просмотров 3664

24.04.2019 16:59




Загрузка...

Популярно в соцсетях