У учителей может стать меньше бумажных отчётов

Снижение нагрузки педагогов положительно скажется на качестве образования, считают эксперты

У учителей может стать меньше бумажных отчётов

Фото: ПГ/Владимир Афанасьев

Министерство просвещения предложило снизить нагрузку на учителей по заполнению документов и подготовки отчётов — некоторые обязанности в этой части планируется передать в ведение федеральных органов власти. Скажется ли это на качестве школьного образования? Об этом говорили эксперты в пресс-центре «Парламентской газеты».

Число проверок в школах предлагают сократить

Проблема «бюрократической нагрузки» педагогов существует давно — вопрос о её сокращении рассматривался ещё в декабре 2015 года на заседании Госсовета под руководством президента Владимира Путина. По его итогам глава государства поручил принять меры по уменьшению нагрузки учителей, связанной с составлением ими отчётов, ответов на информационные запросы, направляемые в образовательные организации, а также с подготовкой внутренней отчётности. Согласно тексту подготовленного в Минпросвещения законопроекта, учитель должен будет иметь разработанную учебную программу по предмету, планы проведения уроков и вести учёт успеваемости обучающихся. Всё остальное будет оговариваться трудовым договором.

«По нашим данным, средняя российская школа ежегодно заполняет 300 отчётов более чем по 11 тысячам показателей, — отметил первый зампред думского Комитета по образованию и науке Олег Смолин. — Помимо гипертрофированной отчётности, за каждым образовательным учреждением стоит множество контролирующих органов — Рособрнадзор и ещё 18 организаций».

Олег Смолин. Фото: ПГ / Игорь Самохвалов

По мнению депутата, проверки в школах нужно проводить не больше одного раза в год — перед 1 сентября. «И дальше не мешать людям работать. Педагоги не хуже контролёров знают, что им делать», — подчеркнул он. Кроме того, Смолин предлагает запретить органам управления запрашивать информацию, которая размещена на сайтах образовательных организаций. Парламентарий уверен, что сокращение бюрократической нагрузки положительно скажется на качестве образования.

Поддерживают инициативу Минпросвещения и сенаторы: по словам члена Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и госстроительству Ирины Рукавишниковой, законодатели ждут, когда документ будет внесён в Госдуму. «Сейчас он опубликован на портале проектов нормативных правовых актов, — напомнила сенатор. — Очень важно, чтобы своё отношение к законопроекту высказали сами преподаватели».

Ирина Рукавишникова. Фото: ПГ / Игорь Самохвалов

Она обратила внимание на одну из «лазеек» подготовленного документа. «В законопроекте обозначен перечень обязательной отчётности. А всё остальное предлагается прописывать в трудовом договоре, должностной инструкции, локальных актах образовательной организации. Нужно обратить внимание на то, чтобы дополнительная отчётность не возникла в трудовых контрактах», — отметила Рукавишникова.

Что мешает перейти на электронный документооборот

Иначе образовательная организация действительно сможет «вписать» любые отчётные процедуры в контракте учителя, продолжила мысль ведущий эксперт института образования НИУ ВШЭ Татьяна Мерцалова. «Сегодня школы заполняют две обязательные формы статистической отчётности. В первой, которая касается кадров, необходимо заполнить более 25 тысяч ячеек, во второй — по материально-технической базе — более 8,5 тысячи. Мы посчитали: чтобы полностью сделать эту работу, школе потребуется минимум три месяца», — рассказала эксперт.

Татьяна Мерцалова. Фото: ПГ / Игорь Самохвалов

Казалось бы, информации в этих отчётах предостаточно, но директора школ продолжают ежедневно получать от трёх до восьми запросов на предоставление тех или иных данных. «То есть после того, как организация сдала все документы, с неё продолжают спрашивать сведения, зачастую эти запросы дублируются. Почему так происходит? У регионального органа управления официально нет доступа по объектным данным о школах, находящихся на его территории», — сообщила Мерцалова. По её словам, эта информация должна быть открытой для управленцев, тогда школе не придётся готовить лишние отчёты.

В Москве таких проблем нет — в столице формируется единая электронная образовательная среда, напомнила председатель Ассоциации учителей иностранных языков города Москвы Екатерина Морозова. «Календарно-тематическое планирование, учебная программа — всё ведётся и составляется онлайн. Система предусматривает и автоматический учёт успеваемости», — пояснила она.

Екатерина Морозова. Фото: ПГ / Игорь Самохвалов

Однако распространить московский опыт на всю страну пока невозможно: во многих регионах, особенно на Севере, есть проблемы с доступом к Интернету. Поэтому законопроект о снижении нагрузки учителей, связанной с документооборотом, особенно ждут в субъектах, считают эксперты.

Просмотров 2368

05.04.2019 15:26



Загрузка...

Популярно в соцсетях