По каким правилам работает онлайн-шопинг

Интернет-магазины заставят принимать безналичные платежи

По каким правилам работает онлайн-шопинг

Фото: РИА Новости

Онлайн-торговля в России продолжает набирать вес: за прошлый год отечественные интернет-магазины приняли 241 миллион заказов. А это на четверть больше, чем в 2017-м. Законодатели давно уловили тренд, правовые нормы для дистанционной торговли уже работают. Окончательно не решён один, но важный вопрос - вопрос оплаты. Казалось бы, сегодня больше удивляют люди, не имеющие банковских карт и мобильных приложений для оплаты всего и вся. Вот только не все отечественные интернет-магазины готовы принимать безналичные платежи. По словам парламентариев, проблема несёт определенные риски для потребителей и всей экономики. Почему это вызывает опасения законодателей и как они намерены их устранить?

Контрафакт в Паутине

С 2015 года все торговые предприятия, годовая выручка которых больше 40 миллионов рублей в год, обязаны давать покупателям возможность расплатиться с помощью банковских карт, в том числе отечественных карт «Мир». Спустя два года законодатели выявили одно упущение: это требование почти не задело сферу интернет-торговли. Потому что основная масса онлайн-магазинов - это микропредприятия. На разных товарных рынках их доля составляет от 50 до 80 процентов. И по крайней мере три года назад излюбленным способом оплаты у них были наличные, свидетельствуют депутаты.

Далее они сложили одно с другим: наличка + микроформат + Интернет. Все это слагаемые беззаботного процветания нелегальной торговли. Именно мелкие предприятия, часто однодневки, продают за наличку контрафакт. Всемирная паутина изобилует их предложениями отчасти потому, что в виртуальной среде властям сложнее отследить таких мошенников.

Так и появилось законодательное предложение — обязать все интернет-магазины вне зависимости от объемов выручки принимать оплату банковскими картами. «У покупателей появятся гарантии безопасности сделки, так как магазины, принимающие карты, должны будут пройти проверку службы безопасности банка-эквайера», - отмечает один из авторов инициативы, первый зампред Комитета Госдумы по финансовому рынку Игорь Дивинский. Кроме того, это даёт гарантии возврата денег покупателям в случае необходимости.

Концепция уточняется

Первая версия законопроекта предписывала интернет-магазинам принимать только национальные платёжные средства — карты «Мир». Но вмешалось Правительство, по мнению которого не следует создавать преференции одной платёжной системе. Текущая концепция инициативы предусматривает использование любых карт, в том числе зарубежных платежных систем, рассказал «Парламентской газете» автор инициативы, председатель Комитета Госдумы по финансовому рынкуАнатолий Аксаков.

По его словам, к проекту закона есть и другие вопросы. Например, представители малого и среднего бизнеса выступают против исключения или уменьшения порога по годовому обороту. Они считают, что это увеличение нагрузки на малый бизнес, ведь им придется устанавливать POS-терминалы для приема карт.

«Концептуально мы с Правительством договорились, — резюмировал Анатолий Аксаков. - Дальше нужно проработать законопроект поэтапно. Нужно дать право покупателю использовать либо наличные, либо карты, причём карты любых платежных систем. Еще возникают вопросы, какой объём оборота нужно устанавливать для обязательного приёма оплаты в безналичном виде».

Первая версия законопроекта предписывала интернет-магазинам принимать только национальные платёжные средства – карты «Мир». Но вмешалось Правительство, по мнению которого не следует создавать преференции одной платёжной системе. Фото: ПГ / Юрий Паршинцев, Игорь Самохвалов

Последний пункт прояснил Игорь Дивинский: последние предложения предусматривали снижение предельного размера выручки, при котором продавец обязан обеспечить прием карт в оплату, с 40 до 20 миллионов рублей, а затем пошагово и до 10 миллионов рублей в год. «Данное предложение было поддержано Центральным банком и Комитетом Госдумы по финансовому рынку. В настоящий момент оно прорабатывается», — подчеркнул депутат.

Наличка теряет позиции

Интересный момент связан с долей наличных расчётов в интернет-среде. В пояснительной записке, которая, заметим, создавалась в конце 2017 года, авторы приводят статистику от «одного из крупнейших интернет-ретейлеров»: согласно ей, более 90 процентов расчётов при продажах в Интернете в то время осуществлялось за наличный расчёт. «Причём в случае с мелкими игроками рынка в подавляющем большинстве случаев - без соблюдения законодательных требований о применении контрольно-кассовой техники», - подчёркивали авторы инициативы.

Но исследования «Яндекс.Маркета» говорят, что наличка теряет позиции: по итогам 2018 года она оказалась на втором месте по предпочтениям российских интернет-покупателей. На первом — предоплата банковской картой. На третьем - снова оплата картой, но уже при получении товара.

В Белом доме тренд на электронные платежи увидели всё в том же 2017-м: требование обеспечивать оплату банковской картой для интернет-магазинов стало одним из пунктов правительственной программы по цифровой экономике до 2024 года. Согласно ей, оно должно быть выполнено уже в этом году, над чем активно должны работать все заинтересованные структуры — Центральный банк, Роспотребнадзор, Министерство финансов и прочие ведомства.

Все торгуют по правилам

Проблематика онлайн-шопинга не исчерпывается вопросами безналичной оплаты. Дистанционная торговля, как любая другая, должна происходить по чётким правилам. Чтобы в случае их нарушения потребитель мог рассчитывать на защиту со стороны государства.

Эту работу начали больше десяти лет назад: в 2007 году Правительство утвердило Правила продажи товаров дистанционным способом. Они затрагивают случаи удаленных покупок — через почту, по телефону или Интернету. В этой цепочке два участника: продавец, который предлагает свой товар или услугу, и собственно покупатель. Только их встреча происходит не в реальности, а в Интернете. И покупатель принимает решение, глядя на фотографии или видео продукта. А товар получает по почте или его привозит курьер.

Самое главное правило из всего этого свода действует и в реальной торговле: «Предложение товара в его описании, обращённое к неопределенному кругу лиц, признаётся публичной офертой, если оно достаточно определено и содержит все существенные условия договора». Это значит, что с того момента, как покупатель выразил согласие купить предложенный товар, продавец не может изменять условия продажи (цену, количество отпускаемого товара и прочее).

Но есть в удалённой торговле и свои особенности. Например, продавец обязан предложить услугу по доставке товара, а также обеспечивать конфиденциальность персональных данных покупателя.


В правилах также подробно прописано, какую информацию и на каком этапе сделки продавец обязан довести до покупателя. Это, например, сведения о сроках службы, годности и гарантии товара, о необходимости привлечь специалиста для подключения технически сложного устройства и многое другое.

В какой ситуации можно вернуть интернет-покупку

Возвращение товаров, купленных дистанционным способом, регулируют упомянутые выше правила, а также Закон «О защите прав потребителей». Эти акты дают покупателю право отказаться от товара до момента его доставки и в течение семи дней после получения. При этом его товарный вид и потребительские свойства должны быть сохранены.

Если в момент доставки покупателю не предоставили в письменной форме сведения о порядке и сроках возврата товара ненадлежащего качества, то вернуть его можно в течение трёх месяцев со дня получения товара.

Возвращение товара ненадлежащего качества проводится по тем же правилам, что и купленного в обычном магазине. Как разъясняет Роспотребнадзор, здесь есть четыре варианта: возврат товара; безвозмездное устранение недостатков или возмещение расходов на их исправление; замена товара на новый; перерасчет стоимости. Для возврата потребуется документ или другие доказательства, подтверждающие факт покупки. При этом покупатель должен возместить стоимость доставки (обратно к продавцу).

Важно знать, что при возврате уже оплаченного товара продавец обязан вернуть деньги даже в случае, если оплата произошла путем перевода средств третьему лицу. Нельзя вернуть товар, даже ненадлежащего качества, если его может использовать только тот, кто его купил. Например, изготовленный по индивидуальным размерам кухонный гарнитур.

Кроме возврата товара, покупатель может предъявить продавцу претензию. Это возможно в случае, если покупка передана с нарушениями условий договора в части количества, ассортимента, качества, комплектации, тары или упаковки товара. Известить продавца о нарушениях нужно в течение 20 дней после получения. Впрочем, претензию можно направить и позднее — если недостатки выявлены в течение срока годности или гарантии. Если гарантийный срок не установлен, правила предписывают уведомить об этом продавца «в разумный срок», но в пределах двух лет со дня получения товара.

Через третьи руки

Ещё один популярный в Сети формат торговли называется «маркетплейс». Это сайты, на которых собраны предложения от разных продавцов. Владелец этого ресурса не владеет товаром — он владеет информацией о товаре у других. Сайт объявлений «Авито» или агрегатор перевозчиков «Яндекс.Такси» - как раз такие посредники. При этом нередко они становятся проводниками и денег, перечисляемых в счет оплаты товара или услуги.

«Правила игры» для таких платформ были установлены совсем недавно — соответствующие поправки в Закон «О защите прав потребителей» вступили в силу с 1 января 2019 года. Перечислим основные новации:

1. В правовом поле появилось понятие «владелец агрегатора информации о товарах (услугах)».

Это компания, владеющая программой или сайтом, на котором покупатель может ознакомиться с предложением продавца, заключить с ним договор купли-продажи и предварительно оплатить покупку в безналичной форме.

2. Участники торговой цепочки должны предоставлять информацию о себе.

Владельцы агрегаторов и продавцы должны указывать на своих сайтах: наименование, место нахождения, режим работы, ОГРН (юрлица) или ОГРНИП (индивидуальные предприниматели), а также фамилию, имя и отчество.

Владелец агрегатора должен приводить данные о себе и о продавце (весь перечень или просто ссылку на его интернет-ресурс).

Если сведения изменятся, продавец должен сообщать об этом владельцу агрегатора, а тот обязан в течение одного дня внести изменения на свой сайт.

3. Ответственность за ущерб покупателю разделена между продавцом и агрегатором.

Владельцы маркетплейсов отвечают за убытки, которые понес покупатель из-за предоставления ему недостоверной информации о товаре или услуге. Если же такие сведения были взяты агрегатором у продавца без изменений, то первый не несет ответственности за последствия.

Продавец ответственен за исполнение договора купли-продажи, а также за предоставление товара ненадлежащего качества.

4. Покупатель может потребовать возврата денег с маркетплейса.

Это возможно в случае, если товар или услуга не были предоставлены покупателю в установленный срок. При этом покупатель должен направить продавцу уведомление об отказе исполнять договор купли-продажи (оказания услуг) и предоставить владельцу агрегатора подтверждение о том, что направил такой отказ продавцу. В то же время такое уведомление можно передать через сам маркетплейс. Возврат денег должен состояться в течение 10 дней со дня поступления требования покупателя.

Маркетплейс может отказаться возвращать деньги, если продавец даст подтверждение, что покупатель принял товар или услугу. Копию этого подтверждения агрегатор направляет покупателю. Если покупатель не согласен с этими доказательствами, вернуть деньги он может в судебном порядке.

Просмотров 2286

06.04.2019 00:00



Загрузка...

Популярно в соцсетях