Теракт в «Крокус Сити Холле»

16:24Следствие попросило арестовать девятого фигуранта дела о теракте в «Крокусе»

14:09Еще один пострадавший в «Крокус Сити Холле» умер в больнице

13:42Reuters: В Таджикистане задержали девять человек по делу о теракте в «Крокусе»

Петербург — родина электробусов

Первый действующий образец такого транспорта появился в России в 1899 году

Тема: Год науки и технологий

05.02.2021 00:00

Автор: Марина Третьякова

Петербург — родина электробусов

Первый электроомнибус (электробус) Ипполита Романова. Фото: Public Domain

Сегодня электромобили считаются вершиной современных технологий, хотя на самом деле такой вид транспорта появился даже раньше, чем с двигателями внутреннего сгорания. Первые попытки приладить электромотор к колёсной платформе изобретатели стали предпринимать ещё в 40-х годах XIX века. С тех пор было немало попыток электрифицировать кареты и повозки, но дальше всех в этом деле продвинулся русский инженер-изобретатель Ипполит Романов.

Первый в России электромобиль он презентовал публике в 1899 году. Машина вмещала двух человек, развивала скорость до 39 километров в час, а её заряда хватало на 60 вёрст. Автомобиль весил всего 720 килограммов. Мастер добился этого за счёт более лёгких аккумуляторов, которые он сам и сконструировал (как и электродвигатель), а также композитного кузова из прессованного холста, опилок и смолы — всё это были передовые для того времени технологии.

Помимо механического тормоза Романов применил рекуперативное торможение, позволяющее экономить заряд батареи

Помимо механического тормоза Романов применил рекуперативное торможение, позволяющее экономить заряд батареи — сегодня этот принцип используется во всех видах электротранспорта, от машин до поездов: двигатель при торможении начинает работать, как электрогенератор, не потребляя, а вырабатывая энергию.

Фото: АГН Москва

Затем инженер масштабировал свои решения на общественный транспорт, разработав первый в мире электробус. Он вмещал 17 пассажиров и развивал скорость до 20 километров в час, заряда хватало на 60 километров. В январе 1901 года Романов подал прошение в петербургскую городскую Думу о разрешении открыть десять маршрутов для электробуса.

Читайте также:

• Электромобилям дадут преимущество на дороге • Почему московский трамвай назвали Аннушкой

В феврале техническая экспертная комиссия от Думы протестировала движение машины по льду, снегу и через трамвайные пути. Электробус показал себя безупречно, и Дума разрешила запустить такой транспорт по десяти линиям.

Электробус показал себя безупречно, и Дума разрешила запустить такой транспорт по десяти линиям.

Но постройка такого количества омнибусов стоила непомерных по тому времени 500 тысяч рублей. Романов пытался найти инвесторов, но — увы! — проект прогорел, к тому же ему активно противодействовали владельцы конок и частные извозчики. Тем не менее находки и инженерные решения Ипполита Романова подхватили изобретатели и учёные по всему миру. А сегодня созданные на разработанных им принципах машины можно встретить на улицах многих городов мира, в том числе в Москве.

Читайте нас ВКонтакте
Просмотров 2608