Электромобилям дадут преимущество на дороге

Стратегия развития российского автопрома до 2025 года содержит новые механизмы поддержки отрасли

Электромобилям дадут преимущество на дороге

Фото: mos.ru

Отечественные производители автомобилей в ближайшие годы должны удовлетворять до 90 процентов внутреннего спроса на современную автотехнику. Одним из приоритетов рассчитанной на семь лет Стратегии развития российского автопрома становится производство электромобилей.

Догонять придётся не только китайцев, но и белорусов

Документ, который опубликован на сайте кабмина 4 мая, в Минэкономразвития готовили более двух лет. Он разработан по поручению президента Владимира Путина, которое глава государства дал ещё в январе 2016 года после проверки эффективности мер по ускорению процессов импортозамещения в автоотрасли.

В отличие от предыдущей стратегии, которая была рассчитана на 2010-2020 годы, в новой особое внимание уделили развитию электротранспорта, без которого мы безнадёжно отстанем от общемировых тенденций.

В МЭР надеются, что локализация производимых автомобилей расширится до 70-85 процентов. При этом темпы роста продаж для электромобилей и беспилотных транспортных средств будут расти на 40-50 процентов в год.

«Электротранспортом надо срочно заниматься. Например, Китай делает на это направление основной упор. Вопрос не в самом электромобиле, кузов сделать — не вопрос, а вот над ёмкими и морозоустойчивыми аккумуляторами учёным и конструкторам придётся поработать. Сейчас нас опережают не только китайцы, но и белорусы с их батареями, и чтобы не отставать, придётся делать рывок», — отметил первый заместитель председателя Комитета Госдумы по транспорту и строительству Виталий Ефимов.

Покупатели инновационных автомобилей должны быть уверены в том, что они смогут его обслуживать и заряжать, эксплуатировать в течение длительного времени, чтобы окупить вложения, считает заместитель председателя Комитета Госдумы по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству Альфия Когогина.

«Именно поэтому в новой стратегии сделан акцент на мерах, направленных главным образом на сокращение стоимости владения и повышение удобства пользования электромобилями. Необходимо помочь более прогрессивным современным технологиям выйти на рынок, проявить свою зрелость, подтвердить экономический эффект и снизить экологическую нагрузку», — отметила законодатель.

Электротранспортом надо срочно заниматься. Например, Китай делает на это направление основной упор.

По оценкам Международного энергетического агентства, общее количество электромобилей к 2020 году достигнет 20 миллионов, что составит около 1,7 процента автопарка в 2020 году, а доля электромобилей в автопарке Европейского союза может составить в среднем около пяти процентов. В России, по данным аналитического агентства «Автостат», на 1 января 2018 года насчитывался 1771 электромобиль семи моделей, зарядных станций на всю страну пока всего 130.

«Целевое видение российского рынка электромобилей подразумевает отставание от глобальных темпов роста доли электромобилей в продажах в среднем на четыре-пять лет. Таким образом, доля электромобилей в продажах на российском рынке к 2020 году может достичь 1-1,5 процента (15-25 тысяч автомобилей)», — говорится в тексте Стратегии.

Если в ближайшие пару лет можно говорить только о премиальном сегменте из-за высокой себестоимости батарейных блоков, то в 2020-2025 годах может подключиться и средний ценовой сегмент, что поднимет продажи электромобилей до четырёх-пяти процентов от общего объёма. «Темпы роста продаж электромобилей после 2025 года во многом будут определены развитием зарядной инфраструктуры в регионах Российской Федерации», — отмечается в Стратегии.

Чем простимулируют спрос на электромобили

Одним из главных механизмов, с помощью которого власти собираются наращивать производственный и научный потенциал, станут технологические консорциумы. В них будут консолидироваться усилия государства, автопроизводителей, информационно-телекоммуникационных компаний, научных, инжиниринговых и общественных организаций.

Российским учёным и конструкторам предстоит работать над улучшением характеристик батарей для электромобилей, повышением безопасности их эксплуатации, решать вопросы структурной совместимости с традиционными автомобилями. Придётся подумать и о том, как защищаться от электромагнитного излучения, предотвращать аварийные ситуации из-за низкого уровня шума электродвигателя.

Простимулировать спрос на электромобили помогут такие меры, как льготы по транспортному налогу и введение экологического налога, бесплатная парковка в черте города, доступ на полосы для общественного транспорта и скидки при пользовании платными участками дорог, бесплатная зарядка на общественных зарядных станциях, льготный тариф при страховании гражданской ответственности.

Без поддержки не оставят производителей компонентов электромобилей, в том числе элементов питания и батарейных блоков. В Правительстве надеются на приход иностранных компаний с глубокой локализацией и ориентацией на экспортные рынки сбыта. «В ином случае внутренний рынок не будет обладать достаточной ёмкостью для обеспечения эффекта масштаба и достижения конкурентоспособной стоимости батареи», — поясняется в тексте документа.

Чтобы развивалась зарядная инфраструктура, предусмотрят субсидии для различных видов оборудования и типов владельцев, например, для потребителей домашней зарядной станции и объектов розничной торговли. Налоговые льготы получат владельцы и операторы зарядной инфраструктуры. Они могут включать льготы по налогу на имущество, НДС и налогу на прибыль, скидки по тарифу на электроэнергию.

К сожалению, стратегия не предполагает отмену таможенных пошлин на электромобили, а только это помогло бы снизить их цену на 20-30 процентов.

Кое-какие изменения придётся внести в нормативную базу. Чтобы устранить пробелы, потребуется добавить понятие «зарядная колонка (станция) для транспортных средств с электродвигателями» в правительственное постановление от 29 октября 2009 года № 860 «О требованиях к обеспеченности автомобильных дорог общего пользования объектами дорожного сервиса, размещаемыми в границах полос отвода», предусмотреть ответственность владельцев автомобильных заправочных станций за фактическое отсутствие таких точек. А Градостроительный кодекс дополнят требованием по обязательному оснащению новых объектов недвижимости необходимой инфраструктурой для подключения зарядных станций или минимальному количеству зарядных станций на единицу площади застраиваемой территории.

При перечисленных в Стратегии мерах поддержки добиться роста продаж на 50 процентов ежегодно не получится, прогнозирует автоэксперт Алексей Дмитриев.

«К сожалению, стратегия не предполагает отмену таможенных пошлин на электромобили, а только это помогло бы снизить их цену на 20-30 процентов. Предложенные меры в основном связаны с обслуживанием и стоимостью владения авто на батарейках, но это сейчас не главное препятствие. Первоочередная задача стоит в развитии зарядных станций, а у нас их, считайте, что нет. К примеру, в Германии около шести тысяч, и то местные власти считают такое количество преступно малым. А у нас в Москве всего около тридцати стабильно работает, а станций быстрой подзарядки нет вовсе», — пояснил Дмитриев.

Ещё одна нерешённая проблема, по его словам, кроется в технологиях: «Пока никакие батареи не выдерживают долгих и сильных холодов, плюс пока они очень тяжёлые, необслуживаемые… Пока учёные не придумают, как их значительно усовершенствовать или чем заменить традиционные материалы, говорить о буме электромобилестроения в России бессмысленно. Я в прошлом году говорил с топ-менеджером одной крупной автомобильной корпорации в кулуарах автосалона. Даже он, развивая в угоду правительствам и экологам электротранспорт, настроен очень скептически».

Об общественном электротранспорте забывать нельзя

Редактора интернет-издания «Транспорт в России» Павла Яблокова беспокоит, что развитию общественного электротранспорта в Стратегии уделено всего одно предложение: «В перспективе возможна замена троллейбусов электробусами в качестве наиболее экологичного вида транспорта». Он напомнил, что в Транспортной стратегии России на период до 2030 года говорится о том, что недостаточно используется потенциал развития скоростных видов транспорта, которые способны переключить на себя часть пассажиропотока личного автотранспорта.

«Получается, что развитие общественного транспорта является губительным для развития отечественного автопрома. Если взять классические рисунки, сколько места занимает на дороге одно и то же количество человек в виде пассажиров автобуса-трамвая-троллейбуса и сколько — в автомобиле, то суммарная стоимость автомобилей будет выше стоимости той единицы подвижного состава общественного транспорта, в которую они бы вместились. А значит, и для развития автопрома выгоднее производить больше маленьких автомобилей», — полагает Яблоков.

Понятно, что в крупных городах мы от усиления общественного транспорта никуда не денемся, и хорошо бы, чтобы он был только экологически чистый.

Депутат Виталий Ефимов убеждён, что никаких противоречий нет и общественный электротранспорт будет развиваться параллельно с личным.

«Понятно, что в крупных городах мы от усиления общественного транспорта никуда не денемся, и хорошо бы, чтобы он был только экологически чистый. Это тысячи и тысячи единиц подвижного состава, так что наши производители без заказов точно не останутся!» — объяснил он.

Читайте наши новости в Яндекс.Дзен
Просмотров 2567

04.05.2018 18:07

Загрузка...

Популярно в соцсетях


Загрузка...