Общее имущество гаражных объединений предложили разделить на доли
Владеешь гаражом — владеешь и частью инфраструктуры
Законопроект: № 1192708-7
Собственников гаражей или машино-мест в гаражных объединениях предлагают наделить правом на долю в общем имуществе в таких объединениях. Это, например, проезд к месту хранения своего автомобиля, контейнерные площадки для сбора мусора или электрические сети. Законопроект с такой нормой Комитет Госдумы по государственному строительству и законодательству порекомендовал 6 июня принять в первом чтении. Что это даст владельцам гаражей, разбиралась «Парламентская газета».
Сопоставимо с дачной амнистией
Год назад в России запустили «гаражную амнистию», которая позволяет оформить сами гаражи и землю под ними в упрощенном порядке и без платы за землю. Но деятельность гаражных объединений до сих пор не отрегулирована законом, отметил один из авторов законопроекта — председатель Комитета Госдумы по государственному строительству и законодательству Павел Крашенинников. Из-за правовой неопределенности возникает немало проблем, например, с использованием общего имущества и регистрацией уже существующих объектов. А эти вопросы волнуют огромное количество людей — всего в стране 36 тысяч гаражных объединений.
Поэтому параллельно с запуском «гаражной амнистии» депутат со своим коллегой, первым вице-спикером Совета Федерации Андреем Турчаком, внес в Госдуму законопроект «О гаражных объединениях».
«Он должен урегулировать вопросы, связанные с организацией деятельности объединений и объектами общего пользования», — пояснил Павел Крашенинников.
Пользоваться можно, продать — нет
Отсутствие правового статуса гаражных объединений приводит к множеству сложностей, сказал «Парламентской газете» директор Центра мониторинга законодательства и правоприменения Университета имени Кутафина Олег Гринь.
«Например, владельцы гаражей объявили себя союзом, общественной или некоммерческой организацией, и возникают вопросы — кто владеет имуществом, как им можно пользоваться, как принимать решения и, в конце концов, кто будет платить за уборку снега на въезде. Бывали и злоупотребления, когда собственникам гаражей, машино-мест могли заблокировать ключ доступа, не давать пройти по территории к своему гаражу и так далее», — сказал эксперт.
В законопроекте перечислили, на что конкретно имеют право люди, которые приобрели места для своих железных коней. Например, в общее имущество гаражного комплекса, то есть здания с оборудованными стоянками, в том числе подземными, должен входить участок под самим зданием со всеми элементами благоустройства. На праве общей долевой собственности каждому из владельцев принадлежат лестницы, лифты, помещения для техобслуживания и мойки и другое общее имущество. К месту в гараже-стоянке — участку с выделенными гаражами, боксами и местами для авто — полагаются участки общего пользования с дорогами и проездами, площадки для сбора мусора, котельные и тому подобное имущество, которое там имеется.
«То есть каждый собственник уже в силу того, что он владеет машино-местом или гаражом, вправе пользоваться общим имуществом, и никто не имеет право его ограничить», — отметил Гринь.
При этом по законопроекту собственники не могут выделить или продать свою долю. Они могут пользоваться ей, пока им принадлежит гараж или машино-место. Если же владелец продаст его, другому владельцу перейдет право на долю в общем имуществе. Владельцы гаражей могут решить передать какую-то часть общего имущества только на общем собрании.
Читайте также:
• Владельцам гаражей-«ракушек» придется раскошелиться
За общие трубы придется заплатить
Расходы на содержание общего имущества ложатся на собственников гаражей и машино-мест, следует из документа. Какими будут затраты, зависит от того, какой долей площади стоянки владеет автолюбитель.
На практике участники гаражных объединений уже оплачивают общие расходы, но находятся и те, кто этого делать не желает, отметил Гринь.
«Поэтому предлагается цивилизованный подход. Собственники должны содержать общее имущество в надлежащем состоянии и соразмерно нести расходы на его содержание. Ближайший аналог — товарищество собственников жилья. Мы же понимаем, что у нас в доме есть имущество, коммуникации, за которые мы все вместе отвечаем. То же самое и здесь», — сказал юрист.
Если же собственники будут уклоняться от несения общих расходов, то это может дать повод организации выйти с иском в суд, добавил он.
По сути, гаражный кодекс
Владельцы гаражей и мест на стоянках смогут создавать объединения в виде гаражных кооперативов или товарищества собственников. Отличие в том, то в кооперативе у каждого владельца один голос при принятии общих решений, а в товариществе количество голосов зависит от площади гаражей или машино-мест, которыми он владеет, пояснил Гринь.
Законопроект устанавливает требования к каждому виду гаражных сообществ и права их членов. В частности, собственники мест в гаражных объединениях должны проводить общие собрания хотя бы раз в год, но могут и чаще — по инициативе кого-то из владельцев гаражей. Решение будет правомочным, если соберутся больше половины участников. Правда, встречи можно проводить и дистанционно, например, по электронной почте или видеосвязи.
По мнению Олега Гриня, четкое определение статуса объединений позволит цивилизованно решать вопросы управления имуществом в соответствии с едиными стандартами, а не непонятными уставами, оставшимися с 90-х годов. На общем собрании могут выбрать органы управления, определить взносы, их размер, решить, кто и как будет эксплуатировать имущество, и при желании выбрать профессионального управленца, который будет подотчетен собственникам.
По мнению первого зампреда Комитета Госдумы по государственному строительству и законодательству Юрия Синельщикова, новый законопроект станет, по сути, кодексом гаражных объединений, так как он будет комплексно регулировать эту сферу.
Также читайте о том, какие законы вступают в силу в октябре.
Ещё материалы: Андрей Турчак , Павел Крашенинников, Юрий Синельщиков