Общее имущество гаражных объединений предложили разделить на доли

Владеешь гаражом — владеешь и частью инфраструктуры

11.06.2022 16:00

Автор: Евгения Филиппова

Законопроект: № 1192708-7

Общее имущество гаражных объединений предложили разделить на доли
  © Виктория Вотоновская/ТАСС

Собственников гаражей или машино-мест в гаражных объединениях предлагают наделить правом на долю в общем ​ имуществе в таких объединениях. Это, например, проезд к месту хранения своего автомобиля, контейнерные площадки для сбора мусора или электрические сети. Законопроект с такой нормой Комитет Госдумы по государственному строительству и​ законодательству порекомендовал 6 июня принять в первом чтении. Что это даст владельцам гаражей, разбиралась «Парламентская газета».

Сопоставимо с дачной амнистией

Год назад в России запустили «гаражную амнистию», которая позволяет оформить сами гаражи и землю под ними в упрощенном порядке и без платы за землю. Но деятельность гаражных объединений до сих пор не отрегулирована законом, отметил один из авторов законопроекта — председатель Комитета Госдумы по государственному строительству и​ законодательству Павел Крашенинников. Из-за правовой неопределенности возникает немало проблем, например, с использованием общего имущества и регистрацией уже существующих объектов. А эти вопросы волнуют огромное количество людей — всего в стране 36 тысяч гаражных объединений.

Поэтому параллельно с запуском «гаражной амнистии» депутат со своим коллегой, первым вице-спикером​ Совета Федерации Андреем Турчаком, внес в Госдуму законопроект «О гаражных объединениях».

«Он должен урегулировать вопросы, ​ связанные с организацией деятельности объединений ​ и объектами общего пользования», — пояснил Павел Крашенинников.

Пользоваться можно, продать — нет

Отсутствие правового статуса гаражных объединений приводит к множеству сложностей, сказал «Парламентской газете» директор Центра мониторинга законодательства и правоприменения Университета имени Кутафина Олег Гринь.

«Например, владельцы гаражей объявили себя союзом, общественной или некоммерческой организацией, и возникают вопросы — кто владеет имуществом, как им можно пользоваться, как принимать решения и, в конце концов, кто будет платить за уборку снега на въезде. Бывали и злоупотребления, когда собственникам гаражей, машино-мест могли заблокировать ключ доступа, не давать пройти по территории к своему гаражу и так далее», — сказал эксперт.  

В законопроекте перечислили, на что конкретно имеют право люди, которые приобрели места для своих железных коней. Например, в общее имущество гаражного комплекса, то есть здания с оборудованными стоянками, в том числе подземными, должен входить участок под самим зданием со всеми элементами благоустройства. На праве общей долевой собственности каждому из владельцев принадлежат лестницы, лифты, помещения для техобслуживания и мойки и другое общее имущество. К месту в гараже-стоянке — участку с выделенными гаражами, боксами и местами для авто — полагаются участки общего пользования с дорогами и проездами, площадки для сбора мусора, котельные и тому подобное имущество, которое там имеется.

«То есть каждый собственник уже в силу того, что он владеет машино-местом или гаражом, вправе пользоваться общим имуществом, и никто не имеет право его ограничить», — отметил Гринь.

При этом по законопроекту собственники не могут выделить или продать свою долю. Они могут пользоваться ей, пока им принадлежит гараж или машино-место. Если же владелец продаст его, другому владельцу перейдет право на долю в общем имуществе. Владельцы гаражей могут решить передать какую-то часть общего имущества только на общем собрании.

Читайте также:

• Владельцам гаражей-«ракушек» придется раскошелиться

За общие трубы придется заплатить

Расходы на содержание общего имущества ложатся на собственников гаражей и машино-мест, следует из документа. Какими будут затраты, зависит от того, какой долей площади стоянки владеет автолюбитель.

На практике участники гаражных объединений уже оплачивают общие расходы, но находятся и те, кто этого делать не желает, отметил Гринь.

«Поэтому предлагается цивилизованный подход. Собственники должны содержать общее имущество в надлежащем состоянии и соразмерно нести расходы на его содержание. Ближайший аналог — товарищество собственников жилья. Мы же понимаем, что у нас в доме есть имущество, коммуникации, за которые мы все вместе отвечаем. То же самое и здесь», — сказал юрист.

Если же собственники будут уклоняться от несения общих расходов, то это может дать повод организации выйти с иском в суд, добавил он.

По сути, гаражный кодекс

Владельцы гаражей и мест на стоянках смогут создавать объединения в виде гаражных кооперативов или товарищества собственников. Отличие в том, то в кооперативе у каждого владельца один голос при принятии общих решений, а в товариществе количество голосов зависит от площади гаражей или машино-мест, которыми он владеет, пояснил Гринь.

Законопроект устанавливает требования к каждому виду гаражных сообществ и права их членов. В частности, собственники мест в гаражных объединениях должны проводить общие собрания хотя бы раз в год, но могут и чаще — по инициативе кого-то из владельцев гаражей. Решение будет правомочным, если соберутся больше половины участников. Правда, встречи можно проводить и дистанционно, например, по электронной почте или видеосвязи.

По мнению Олега Гриня, четкое определение статуса объединений позволит  цивилизованно решать вопросы управления имуществом в соответствии с едиными стандартами, а не непонятными уставами, оставшимися с 90-х годов. На общем собрании могут выбрать органы управления, определить взносы, их размер, решить, кто и как будет эксплуатировать имущество, и при желании выбрать профессионального управленца, который будет подотчетен собственникам.

По мнению первого зампреда Комитета Госдумы по государственному строительству и законодательству Юрия Синельщикова, новый законопроект станет, по сути, кодексом гаражных объединений, так как он будет комплексно регулировать эту сферу.

Также читайте о том, какие законы вступают в силу в августе.