Теракт в «Крокус Сити Холле»

вчераСледствие доказало связь террористов в «Крокусе» с украинскими националистами

вчераСК задержал нового фигуранта дела о теракте в «Крокусе»

вчераНа массовые события предложили привлекать вневедомственную охрану вместо ЧОПов

Николай СЛИЧЕНКО:Родины нет без любви к ней!

Во время гастролей театра «Ромэн» в Японии одна из островных газет опубликовала статью, в которой говорилось, что Россия дала миру двух гениев — Антона Чехова и Николая Сличенко.

При всей сомнительности попытки свести перечень знаменитых россиян к двум фамилиям, и помня о не слишком доброжелательном отношении к нам японских СМИ, нельзя не признать: скупые на эмоции сыны Страны восходящего солнца превзошли сами себя. Эти и другие комплименты вызваны были пьесой «Мы — цыгане», выдержавшей уже более 2000 спектаклей, в каждом из которых Народный артист СССР Николай Алексеевич Сличенко непременно выходил и выходит на сцену, завершая без преувеличения феерическое зрелище, воскрешающее сложную, трагическую и в то же время прекрасную историю цыганского народа… 

22.05.2013 15:56

Николай СЛИЧЕНКО:Родины нет без любви к ней!
Николая Сличенко
О самом долгоживущем спектакле российской сцены и о проблемах театра «Ромэн» и шла речь в беседе художественного руководителя уникального творческого коллектива.
 
—   Николай Алексеевич, спек­такль «Мы — цыгане», одним из драматургов, режиссером-постановщиком и непременным участником которого вы явля­етесь, установил абсолютный рекорд зрительских симпатий. Даже легендарный «Учитель танцев», в котором уже полве­ка блистает Владимир Зельдин, шел в Театре Российской армии заметно реже. Ближе всего к ва­шему рекорду «Тартюф» с Таган­ки, но и он собирал урожай апло­дисментов немногим более полу­тора тысяч раз. В чем же секрет неувядающей притягательно­сти этой постановки «Ромэна»?
—   Мы стремились рассказать, о нас. Рассказать искренне и не щадя сил. Это относится и к нашим прослав­ленным артистам, и к начинающим, ведь в спектакле занята вся труппа, а такое в современном театре случается не часто. Думаю, что зрители это поня­ли и оценили.
 
—   Этот спектакль именуют «визитной карточкой» ваше­го театра, ему рукоплескали во многих странах мира. А какие гастроли запомнились вам боль­ше всего?
—   С одной стороны — это Индия — прародина цыган, откуда они по мно­жеству причин разбрелись по свету, Франция, Турция… А началось все с Японии. Перед началом гастролей нас предупреждали, что японцы — люди сдержанные, потому, мол, не следу­ет рассчитывать на успех, сравнимый с европейским. Но скупые на эмоции островитяне не устояли перед нашим коллективом.
 
—   А правда ли, что одна почтен­ная японка вышла на сцену и по­ложила к вашим ногам веер?
—   Это было очень трогательно, ведь веер для японца не то, что для нас. Им не просто обмахиваются ради про­хлады, веер — это и средство общения, с его помощью можно передать не­мало информации, чувств. Японские гастроли вообще были знаковыми. К нам подходили на улицах, старались поговорить на языке жестов. Особен­но тронуло зрителей мое исполнение японской песни. Постоянно спраши­вали, откуда вы знаете японский. А я его и не знал.
 
— Но, судя по отзывам, вы пели практически без акцента и с по­ниманием текста…
— Продюсер объяснил мне суть со­держания, а чувства всех народов по сути дела едины. Наверное, мне уда­лось уловить смысл, а слушатели по­няли, что я не просто заучил слова, не повторяю, но переживаю их.
 
— Николай Алексеевич, вы по­стоянно выступаете на сцене как актер, ставите спектакли как режиссер, но в то же время вы и нашли время выпустить две «цыганских» группы студен­тов в «Гнесинке» и в «Щуке». Пе­дагогика, разумеется, дело свя­тое, но не обделили ли вы этим уклонением от работы в театре своих зрителей, слушателей, словом, поклонников в лучшем смысле слова?
— Ни в коем случае! Это просто мой долг. Второго «Ромэна» во всем ми­ре нет. А мы не вечны. К сожалению, многие наши очень талантливые ак­теры уже покинули этот мир. Их все помнят… Поэтому надо думать о буду­щем. Ведь многие полагают, что если парень — цыган, а девушка — цыганка, то они автоматически спляшут и спо­ют. Но это далеко не так. Артистизм у них в крови, но для большой сцены и образование необходимо.
 
— Но вы же когда-то просто приехали в Москву без всякой подготовки, без денег, без про­текции и убедили тогдашних лидеров «Ромэна», что с вами связано будущее театра.
—   Да никого я в своем будущем не убеждал. Я просто показал все, что умел, чему научился, когда в колхозе где-то под Воронежем вместе со сво­ими цыганскими сверстниками пел древние песни, освоил цыганские тан­цы. Остальное пришло уже в театре. Но сейчас такого стихийного позна­ния азов мастерства уже недостает.
Хочу при том заметить, что ныне почти девяносто процентов наших ак­теров имеют театральное образование. Я бы сказал даже, что у них двойные дипломы — один государственный, а второй неофициальный. Они его фак­тически заслужили, постоянно обща­ясь на репетициях и на сцене с наши­ми патриархами, которые, так сказать, «университетов не кончали», но были и остались носителями исконных тра­диций и вечной мудрости народа, пе­реняв ее от отцов, дедов и прадедов.
 
—   Как вы находили кандидатов в студенты и в будущие актеры «Ромэна»? По советам знающих людей?
—   Таборов-то в России уже нет. Современные цыгане стали оседлы­ми. А поиск давался непросто. Мож­но сказать, мы буквально прочесали всю страну. И что печально — далеко не всех, кто подавал серьезные надеж­ды, мы смогли привлечь к учебе. Был случай: подсказали нам удивительно­го парня. Воистину талант, разве что огранки не хватает, но родители согла­сия на его уход к нам не дали. Спраши­вают, а сколько у вас артистам платят? Отвечаем, что для начала около 12 ты­сяч, а народные артисты около 23 ты­сяч в месяц получают. Те сразу руками замахали: он сейчас тракторист, всю семью кормит, а на ваши зарплаты не прожить.
Квартирная проблема — само со­бой. Конечно, ищем выходы, но все очень сложно. Раньше само слово Москва притягивало, сейчас все по-иному.
 
— Но талант, о котором разговор, мог и против воли родных пойти…
— Как-то меня попросили выделить главное в цыганском менталитете, в национальном характере. Я ответил, что это отношение к семье. Недаром они у нас прочные и многодетные. Хорошо это или нет, но семья на первом месте, так что перечить старшим он не мог.
 
— Николай Алексеевич, когда-то по театральной Москве ходила присказка-шутка, что «Живой труп» в «Ромэне» самый живой…
— Было такое, рискнули мы поставить знаменитую толстовскую пьесу. Риск заключался в том, что в разных театрах столицы шло уже три «Живых трупа». Конкуренция за зрителя жесточайшая, но мы ее выдержали…
 
— Действительно, о вашем исполнении роли Федора Протасова легенды ходили… Кстати сказать, а как вы ищете пьесы для постановки? Конечно, «Живой труп» словно специально был создан Львом Толстым для «Ромэна». Но… хотя цыганская тема в мировой и отечественной драматургии, конечно, не забыта, но все же встречается не слишком часто.
— Проблемы с репертуаром заботят не только нас, это головная боль практически всех театров. Но наши заботы особенные. «Ромэн» — театр национальный, нам особо близка романтически приподнятая тональность. Пьеса должна совпасть с темпераментом и менталитетом народа. Это очень важно.
 
— Среди премьер нынешнего сезона, на мой взгляд, несомненная удача — «Цыганский рай» по пьесе-притче Владислава Старчевского в постановке Народного артиста России Павла Боброва. Какие еще недавние или предстоящие спектакли вы хотели бы выделить?
— Появились на сцене и пьесы наших артистов и режиссеров — «Подкова счастья» Заслуженного артиста России Николая Лекарева, дебютиро­вавшего в драматургии и в режиссуре. Он написал и музыку к спектаклю. На выходе авторский спектакль Народно­го артиста Республики Северная Осетия-Алания Олега Хабалова «Король бубновый». Хабалов и в качестве дра­матурга, и в амплуа постановщика уже не новичок. Я эксперименты только поддерживаю.
 
— Николай Алексеевич, еще один и весьма деликатный вопрос. Не секрет, что в массовом сознании некоторые представители цы­ганского народа ассоциируются с разного рода неблаговидными проявлениями — типа нарко­торговли.
— Это наша головная боль. Что поделаешь, в семье не без урода. Но горько, что пресса порой педалиру­ет эту тему. Сейчас к нам на помощь пришла Государственная Дума России, запретившая упоминать националь­ность правонарушителей. Не собира­юсь оправдываться, но теми же нарко­тиками промышляют не одни цыгане. Нельзя приписывать нам все грехи по­добного рода. А бороться с ними необ­ходимо.
 
—А как бы смогли определить отношения цыган и русских, а ес­ли брать шире — цыган и России?
— Я бы сказал, что это любовь — большая и долгая, начиная с Пушкина и Толстого. Но это в литературе, а фак­тически все началось намного рань­ше.
 
—Прекрасный русский писатель Василий Белов в своих очерках крестьянской эстетики писал: «Цыган любили на Севере. За что? Может быть, за нацио­нальное своеобразие, за стран­ный говор, за прекрасные песни. И за ту, видимо, бесшабашность и беззаботность, которую рус­ский крестьянин (целиком за­висящий от природы и собствен­ного труда) не мог себе позво­лить». Он рассказывал мне и о цыганских кузнецах, которые словно из-под земли появлялись, выручая сельчан, когда свой уме­лец молота и горна прихворнул или отлучился из деревни по каким-то делам.
— Наверное, наши далекие предки не случайно выбрали русские земли 500 лет назад. Думаю, на этот выбор повлияло и то, что цыгане услышали русские песни со свойственными им мелодичностью и глубиной, песни, которые очень совпали с тем, что по­ют цыгане. Недаром многие русские песни ныне воспринимаются как цы­ганские, а в русских напевах отчетливо звучат цыганские интонации. Россий­ские цыгане нашли свою новую роди­ну в России. А родины нет без любви к ней.    
 
Беседовал Олег ДЗЮБА
Читайте нас в Telegram
Просмотров 8188