Все о пенсиях в России

09:08Депутат: В декабре некоторые пенсионеры получат двойную выплату

00:00Кому и на сколько повысят пенсии в январе 2026 года

12.12.2025Некоторым россиянам начислят январскую пенсию досрочно

На каких машинах россияне будут ездить в 2026 году

После повышения утильсбора спрос вырастет на отечественные модели, прогнозируют эксперты

10:00  Автор: Валерий Филоненко

На каких машинах россияне будут ездить в 2026 году
На каких машинах россияне будут ездить в 2026 году © Александр Авилов/Агентство «Москва»

Введение с 1 декабря нового порядка расчета утилизационного сбора — «экологического» платежа, который взимается со всех новых авто, — серьезно повлияет на рынок и поведение автолюбителей. В первом и втором квартале 2026 года объемы продаж сократятся, а потребители станут чаще обращать внимание на новые машины, произведенные в России. Россияне с меньшим достатком в поисках доступного авто устремятся на вторичный рынок. О шансах выбрать в 2026 году машину мечты и чтоб она при этом не сильно била по карману, «Парламентской газете» рассказали ведущие федеральные автоэксперты.

Прощай, «Феррари» и «Порше»

По данным «Автостата», за первые шесть месяцев 2025 года средняя стоимость новых легковых автомобилей в России составила 3,14 миллиона рублей, а подержанных — 1,14 миллиона. Скорее всего, статистика по итогам второго полугодия будет скорректирована в сторону увеличения параметров, так как машины, ввозимые из-за рубежа, станут дороже. В том числе на это серьезно повлияло изменение правил уплаты утилизационного сбора, который вносится при ввозе импортного автомобиля в Россию или при выпуске отечественной машины в продажу.

Напомним, что сначала в августе были отменены льготы по утильсбору при ввозе машин через страны ЕАЭС, в числе которых Армения, Беларусь, Казахстан, Киргизия. А с 1 декабря в России вступили в силу новые правила расчета утильсбора, базовая ставка которого теперь зависит от типа и объема двигателя машины, а ее мощность повлияет на величину коэффициента, формируемого по прогрессивной шкале. Для россиян, ввозящих авто для личного пользования с мощностью до 160 лошадиных сил (такие машины составляют более 80 процентов российского автопарка), льготные коэффициенты сохранятся на прежнем уровне.

Ранее первый вице-премьер Денис Мантуров заявил, что Правительство не стремится закрыть рынок с помощью утильсбора, поскольку отсутствие конкуренции замедлит развитие отечественных автопроизводителей. Он подчеркнул, что целью является создание условий, при которых локальное производство будет выгоднее импорта, что соответствует мировой практике.

И тем не менее цены подскочат на всю технику, уверен автоэксперт Игорь Моржаретто.

«За этот год цены уже поднялись в среднем на 10 процентов, — отметил автоэксперт. — В следующем году обещают такое же повышение, и не только из-за утильсбора, но и из-за НДС, который увеличивается с 1 января. Причем даже на те автомобили, которые производятся в России, все равно цены вырастут. Потому что не бывает такого, что одна колбаса подорожала, а стоимость остальных осталась на прежнем уровне. Ценники имеют привычку подтягиваться».

Игорь Моржаретто © Рамиль Ситдиков/РИА Новости

В такой ситуации эксперт советует россиянам присмотреться к автопродукции, выпускаемой на территории нашей страны. И не обязательно к Lade или «Москвичу», есть еще Haval, который производится на заводе в Тульской области, Tenet (завод в Калужской области) и ряд брендов, сходящих с конвейера на заводе «Автотор» в Калининграде.

Конфисковывать авто за пьяную езду предложили уже после первого такого нарушения

Предпочтения поменяются

Хотя и подорожают сильно электромобили, гибриды и машины с мощными моторами, богатые люди, по мнению Моржаретто, продолжат покупать то, что им нравится. В остальных случаях следует ожидать перемен в потребительских предпочтениях, считает он. «Те, кто не слишком богат, наверное, будут больше пересаживаться на автомобили, произведенные в России, — уточнил эксперт. — Их количество уже достаточно велико — порядка двух десятков марок».

Рынок, конечно, станет беднее за счет ухода некоторых моделей, так как их просто экономически не выгодно будет сюда ввозить, поэтому часть покупателей может переориентироваться на вторичный рынок. Пока цены там будут расти не так скоро, как на новые машины, уверен Моржаретто, поэтому возможно удастся сэкономить.

Однако прайсы рано или поздно подтянутся и будут соответствовать рыночным, ориентируясь на спрос и предложение, которое из-за оттока машин из-за границы все же сократится, убежден президент Союза автоэкспертов и оценщиков Олег Амиров. Соответственно, это еще больше будет давить на цену. И в условиях отсутствия дешевых автокредитов потребительская активность в некоторых сегментах сократится. «Человек, у которого было, скажем, три миллиона рублей и он себе хотел купить внедорожник, сейчас на эти деньги может позволить себе только седан. То есть что-то подешевле», — заметил эксперт.

Слова эксперта отчасти подтверждают и нынешние тенденции на российском рынке новых автомобилей. За 11 месяцев 2025 года продажи легковушек сократились на 18 процентов, сообщает «Автостат». По данным аналитического агентства, основу автомобильного рынка до сих пор составляют китайские автомобили. В топ наиболее востребованных марок в январе — октябре вошли Haval (135,8 тысячи авто, на 15 процентов меньше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года), Chery (94,4 тысячи, на 29 процентов меньше), Geely (76,6 тысячи, на 41 процент меньше).

© Виталий Аньков/РИА Новости

Динамика российского авторынка в 2026 году будет определяться прежде всего состоянием российской экономики, тем не менее, согласно базовому прогнозу «Автостата», в 2026 году не стоит ожидать снижения продаж новых легковых машин. По мнению замначальника отдела аналитики агентства Виктора Пушкарева, в случае реализации оптимистичного сценария рынок может вырасти до уровня примерно 1,45 миллиона машин, а при негативном — снизиться до 1,2 миллиона.

Игорь Моржаретто также считает, что объем авторынка 2026 года не уступит показателям этого года, однако он прогнозирует сильное падение продаж в первом-втором кварталах: «А потом потихоньку рынок начнет восстанавливаться, как и в этом году, когда в первом полугодии было падение, а потом оно сменилось небольшим подъемом. Мой прогноз по продажам примерно — 1,3 миллиона новых машин».

Читайте также:

• Госкомпаниям предложили закупать российские авто