Все о пенсиях в России

вчераВ Госдуму внесли законопроект о выплате 13-й пенсии

вчераДепутат Панеш рассказал, кому в январе повысят пенсию на 35%

вчераДепутат назвал стоимость одного пенсионного коэффициента в 2026 году

Конфисковывать авто за пьяную езду предложили уже после первого такого нарушения

Сейчас такая форма наказания применяется только к преступившим закон во второй раз в течение года

00:00  Автор: Николай Козин

Конфисковывать авто за пьяную езду предложили уже после первого такого нарушения
  © Тимур Ханов/«Парламентская газета»

Конфисковывать авто за первое пьяное вождение и запретить регистрацию транспортных средств тем, кто ранее на нем попался и получил за это штраф или лишение прав, предложило Законодательное собрание Вологодской области. По словам авторов инициативы, существующих форм наказания уже недостаточно: статистика ДТП с участием нетрезвых водителей хоть и снижается, но все равно показатели остаются внушительными. «Парламентская газета» ознакомилась с текстом законопроекта и узнала, что думают об этом депутаты Государственной Думы.

«Существующие санкции не создают барьер»

Инициатива, предложенная вологодскими парламентариями, предполагает внесение изменений в Кодекс об административных правонарушениях и в Закон «О государственной регистрации транспортных средств».

В КоАП предполагается поправить статью 12.8 «Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения». Если в действующей редакции она предусматривает наказание в виде штрафа в размере до 45 тысяч рублей и лишение прав на срок от полутора до двух лет, то в новой может появиться еще один пункт: конфискация транспортного средства. Как поясняют авторы законопроекта, сегодня такая норма уже существует, но применяется в рамках не административного, а уголовного преследования, например, отобрать авто могут, если ранее осужденный человек сел пьяным за руль повторно. Новая же инициатива предполагает ее распространить в том числе и на административные дела. Но с важной оговоркой: конфискация не будет обязательной, применять ее или нет, оставят на усмотрение суда.

В Законе «О государственной регистрации транспортных средств» поправки предлагается внести в статью 20, где перечислены основания для отказа в регистрации авто в ГАИ. Действующая редакция статьи содержит перечень из более чем десятка пунктов. Так, отказать могут, если автомобиль невозможно идентифицировать (например, в случае уничтожения маркировок), если он снят с госучета по причине утилизации, находится в розыске или на будущего владельца наложены ограничения, предусмотренные законодательством.

Вологодские законодатели предложили дополнить этот список, внеся в него еще один пункт. В соответствии с ним отказ в регистрации могут получить те, кто привлекался к административной ответственности за вождение в нетрезвом виде или без прав или же имеет судимость по статье 264.1 УК РФ «Управление транспортным средством в состоянии опьянения лицом, подвергнутым административному наказанию или имеющим судимость». Срок ограничений предложили установить на один год «со дня окончания срока, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию». В соответствии со статьей 4.6 КоАП этот срок также равняется одному году, а значит, ни продать, ни купить автомобиль попавшиеся на пьяном вождении в общей сложности не смогут на протяжении двух лет.

В пояснительной записке авторы законопроекта отмечают, что вождение в пьяном виде является «одним из наиболее общественно опасных правонарушений в сфере дорожного движения», но при этом сложившаяся система наказаний степени этой опасности не соответствует.

«Ежегодно тысячи граждан привлекаются к ответственности по [соответствующим статьям Уголовного и административного кодексов], при этом существующие санкции (штрафы, лишение права управления, принудительные работы, лишение свободы) не создают дополнительного пресекательного барьера, ограничивающего саму возможность владения и распоряжения источником повышенной опасности для лица, неоднократно доказавшего свое пренебрежение к безопасности окружающих», — заявляется в документе.

В доказательство своих опасений авторы законопроекта приводят статистику. Так, согласно данным Научного центра безопасности дорожного движения МВД России, за шесть месяцев 2025 года почти каждое десятое ДТП в стране происходило с участием водителей, находящихся в состоянии алкогольного опьянения. А погибшие в таких инцидентах составили почти пятую часть, 18,9 процента, от общего числа погибших на дорогах.

«По итогам девяти месяцев 2025 года виновники свыше 1,7 тысячи ДТП отказались от медицинского освидетельствования. В этих авариях погибли 104 человека и получили ранения свыше 2,4 тысячи человек. С начала года было возбуждено 189 тысяч дел об административных правонарушениях за управление транспортными средствами в состоянии опьянения», — подчеркивают авторы законопроекта.

Как будет рассчитываться утильсбор на авто с 1 декабря 2025 года

«Дважды за один проступок не наказывают»

Мнения представителей Госдумы по поводу инициативы коллег с Вологодчины разделились. Так, депутат Николай Новичков в разговоре с «Парламентской газетой» отметил, что некоторый «период охлаждения» для тех, кто попался на вождении в пьяном виде, возможно, и в самом деле будет полезен.

«Дважды за одно преступление у нас, конечно, не наказывают, и вводить запрет на регистрацию авто, даже если человек попал под уголовную ответственность, я бы не стал, — отметил Новичков. — Но вместе с тем некоторые временные дополнительные ограничения, в том числе для тех, кто основное наказание уже отбыл, у нас вполне практикуются — запрет на осуществление тех или иных видов деятельности, например. И тут, я полагаю, мы могли бы действовать аналогичным образом, чтобы человек до конца осознал степень своей вины и потенциальную общественную опасность проступков».

А вот зампред Комитета Госдумы по транспорту и развитию транспортной инфраструктуры Рафаэль Марданшин с предложенной инициативой не согласился.

«На мой взгляд, уместно было бы рассмотреть ужесточение уже существующих форм наказания — увеличение штрафов, введение дополнительных отягчающих обстоятельств и так далее, — подчеркнул парламентарий. — Так мы получим больший социальный эффект, нежели введением дополнительных ограничений».

Впрочем, в самом Вологодском Заксе «Парламентской газете» пояснили, что указанные законопроекты являются концептуальными и будут дорабатываться, в том числе с опорой на мнение Совета Законодателей.

Читайте также:

• Госкомпаниям предложили закупать российские авто