Все о пенсиях в России

два дня назадПенсионные баллы предлагают покупать и дарить

28.04.2024Порядок назначения пенсий изменится для некоторых россиян

28.04.2024Минтруд уточнил, какие документы нужны для назначения повышенной пенсии

Незваные гости урбанизации

Проблемы современной миграции и пути их решения

07.10.2013 15:56

Незваные гости урбанизации
ФОТО ИГОРЯ САМОХВАЛОВА «РФ СЕГОДНЯ»

Об этом рассказывает директор проектов Фонда развития международных связей«Добрососедство», ответственный секретарь Общественно-консультативного совета при УФМС России по г. Москве Юрий МОСКОВСКИЙ

— Миграционные процессы в России, как и в большинстве стран мира, шли всегда. Но особенно интенсивный ха­рактер они приняли в связи с начав­шейся урбанизацией, решающим образом повлиявшей на всю историю нашей страны.

Эти процессы совпали с промыш­ленным подъемом начала XX века, приняв лавинообразный характер во время Первой мировой войны и ре­волюции 1917 года. В результате, на­пример, Москва возросла численно с миллиона жителей в конце XIX века до почти пяти миллионов к 1941 году, а в целом за этот период на терри­тории современной Российской Фе­дерации доля городского населения увеличилась с 10 до 35 процентов…

При анализе ситуации следует учи­тывать, что конфликты, которые возни­кали всегда и возникают ныне между горожанами и приезжими, связаны не столько с разницей в национальных культурах, сколько в различии меж­ду культурой городской и сельской, между уже укоренившимися жителя­ми и «лимитчиками», опирающимися зачастую не на традиции сельской соседской общины, а на кровнород­ственные связи и традиции «кумов­ства». Русская городская культура по­степенно нивелирует эти отличия, но для этого требуется время и осознан­ная государственная политика.

В 1989 году население Москвы на­считывало почти 9 миллионов человек, а по переписи населения 2010 года, в столице проживало почти 11 миллионов 500 тысяч человек, из которых 92 процента относят себя к русским. В области таковых — 93 процента. Ны­не в столице живут 9,5 миллиона по­стоянно зарегистрированных граж­дан России. До 500 тысяч российских граждан находятся в столице по вре­менной регистрации, а более одного миллиона россиян живут и работают в Москве безо всякой регистрации. К этому следует добавить еще 600-800 тысяч жителей Московской области, ежедневно приезжающих в Москву на работу, среди которых есть и ино­странные граждане.

В настоящее время, согласно экс­пертным данным, в столице находится до миллиона иностранных граждан, из которых примерно 600 тысяч состоят на учете в УФМС России по г. Москве (что на 30 процентов больше аналогич­ного периода прошлого года), а боль­шинство оставшихся вовсе не «неле­гальные мигранты», а граждане Укра­ины и Беларуси, которые могут нахо­диться на территории нашей страны до трех месяцев без регистрации. К полноценным «нелегалам» можно от­нести лишь 10-15 процентов от общего числа иностранцев.

Считается, что в Москве, где нахо­дится 8 процентов всего населения страны, сосредоточено четверть всех иностранцев, находящихся в Россий­ской Федерации, а во всем Москов­ском регионе — более 1/3 из них. Во­преки сложившимся мифам, сейчас основная проблема столицы не «не­легальные иностранные мигранты», а нелегально работающие иностран­ные граждане. О масштабах явления говорит то, что по квоте трудятся около 170 тысяч иностранцев (квота пример­но 200 тысяч, и она полностью не вы­бирается). Да плюс патенты, да граж­дане Таможенного союза и те, кто имеет вид на жительство, что уравни­вает их в правах на трудоустройство с российскими гражданами. Так что нелегально работающими оказы­вается примерно половина из всех иностранцев Москвы. Впрочем, так­же работают без соответствующего оформления в столице и миллионы российских граждан. Так что в настоя­щее время основная проблема в сто­лице не «нелегально находящиеся», а «без разрешения работающие».

Что же касается полноценных «ино­странных нелегалов», то правоохра­нительные органы так поставили свою работу, что для иностранца сейчас находиться в Москве без соответствую­щих документов все равно что водите­лю ездить без прав. Теоретически мож­но, но риски превышают издержки.

Состояние преступности
(ЗИЦ ГУ МВД РФ по г. Москве)

 

Тем не менее, Юрий Владимиро­вич, такое количество приезжих, как россиян, так и иностранцев, сосредоточенных в Москве и иных крупных городах, порождает на­ряду с несомненной пользой ми­грации в целом немало проблем.

— «Проблема миграции», в том числе с помощью политиков и СМИ, превратилась в важный политический вопрос и мощный агитационный ре­сурс. Тема приезжих повсюду пере­шла в политическую плоскость, по­рождая ксенофобию, возрождая на­ционализм и приводя в конечном ито­ге к экстремизму и терроризму.

А так как все это без мифов не су­ществует, то, как и положено, на тер­ритории всего постсоветского про­странства складывается множество легенд о миграции. Позволю предпо­ложить, что Россия сейчас входит не в стадию межнациональных конфлик­тов, как утверждают многие, а у нас продолжается процесс урбаниза­ции, неизбежно сопровождающийся противоречиями между городской и сельской культурой — коренными го­рожанами и теми, кто прибыл в ме­гаполис из провинции. Распавшийся СССР продолжает существовать. С окраин евразийского пространства, из сельской местности люди едут ту­да, где лучше. А лучше сейчас в Мо­скве и в других крупных мегаполисах.

Причем происходящие ныне про­тиворечия между приехавшими из Центральной Азии и Северного Кав­каза весьма напоминают конфлик­ты «москвичей» и «ленинградцев» с «лимитчиками» в советский период. Этот факт так бросается в глаза, что некоторые публицисты даже стали называть иностранных рабочих «гоп­никами». Напомню, что так называли в 20-30-е годы жителей «государствен­ных общежитий пролетариата», при­ехавших в города из деревень.

Никто у нас в быту не ведет религи­озных споров, на улицах Москвы ца­рит полный «одежный плюрализм» — ходи хоть в парандже, хоть в бикини, можешь в кепке, тюрбане, фуражке, папахе, тюбетейке или вовсе лысым или с ирокезом. Вопрос не в этом, а в том, вписывается человек в совре­менную культуру мегаполиса или нет. Поэтому ничего удивительного нет в том, что среди выступающих за огра­ничение миграции «русских нацио­налистов» много тех, кто не является русским по национальности.

 

Известно, что на протяжении последнего столетия в основном крестьяне Центральной России концентрировались в Москов­ском регионе…

— Да, это так. С 1897 по 2010 год население Москвы увеличилось с 1,04 миллиона в 1897 году до 11 514,3 мил­лиона, то есть в 11 раз. Население Московского региона соответственно выросло за тот же период с 2,4 милли­она до 18,607 миллиона, то есть почти в 8 раз. А численность проживающих на территории современной Россий­ской Федерации за тот же период удвоилась, что вообще-то является по­казателем огромной жизненной силы русского, да и остальных народов, населяющих современную Россию.

Чтобы показать, откуда черпались людские ресурсы, приведу пример. За 1926-1989 годы население Москвы увеличилось в 4,5 раза, а население, например, Смоленской области уменьшилось почти вдвое, Тверской — более чем в полтора раза. Ехали в Москву жители татарских, башкир­ских и многих других деревень.

После того, как первая массовая волна «русской» и, что очень важно, городской миграции из государств, образовавшихся после распада СССР, спала, на смену ей пошла волна другого национального, про­фессионального и психологического состава — жаждущие найти работу и уверенность в будущем из сельской местности и маленьких городов госу­дарств Центральной Азии. В социаль­ной модернизации эти регионы, как и северокавказские республики Российской Федерации, отстали от мегаполисов лет на 30-40.

Начавшийся с 2001 года экономи­ческий подъем в России потребовал значительного количества рабочих на низкоквалифицированные и относи­тельно низкооплачиваемые места. Российский рынок труда стали осва­ивать жители среднеазиатской сель­ской местности. В результате вновь вспыхнули затухшие было конфликты между «приезжими» и «коренными», осложненные тем, что эта новая волна не очень хорошо говорит по-русски, внешним обликом сильно отличаясь от местного населения, да к тому же в си­лу многих особенностей имея склон­ность к замкнутости и консолидации.

 

В настоящее время органа­ми законодательной и исполни­тельной власти принимаются ме­ры для наведения порядка в этой сфере. Все ли аспекты проблемы учитываются при этом?

— Прежде всего необходимо об­ратить внимание на деятельность Федеральной миграционной служ­бы. Для эффективного выполнения стоящих перед нею задач требуется увеличение численности штатных со­трудников, занимающихся непосред­ственно вопросами, связанными с иностранной миграцией.

Решить проблему нехватки кадров и средств можно путем привлечения граждан к миграционному контролю. Следует отметить, что федеральные органы исполнительной власти, орга­ны местного самоуправления в сво­ей деятельности в последнее время стали шире опираться на социально активных граждан. Так, например, при участии Общественно-консульта­тивного совета при УФМС России по г. Москве налажено взаимодействие между Миграционной службой и го­родским штабом народной дружины. Официальная структура Правитель­ства Москвы координирует работу 18 тысяч столичных дружинников, созда­на «миграционная дружина». Также в этой работе задействованы опорные пункты охраны порядка (ОПОП], объ­единяющие 10 тысяч москвичей. Хо­рошо себя зарекомендовали иные формы общественной помощи дея­тельности миграционной службы, на­пример, организованная Комиссией по взаимодействию с молодежью и молодежными организациями ОКС студенческая и школьная практика в подразделениях УФМС.

С учетом того, что преступления, совершаемые иностранными граж­данами, часто носят резонансный характер, способствуя росту меж­национальной напряженности и экс­тремизму, накаляют внутриполитиче­скую обстановку — более широкое привлечение населения к миграци­онному контролю поможет не только снижению преступности, но и умень­шит накал напряженности в этом во­просе. Для упорядочивания ситуации с организацией работы народных дружин назрел вопрос о принятии «Закона об участии граждан в охране общественного порядка», что немало поможет в этой деятельности, ведь в настоящее время добровольные дру­жины, опирающиеся на местное за­конодательство, действуют более чем в 50 регионах Российской Федера­ции. Их положительный потенциал не­обходимо в полной мере использо­вать в деле миграционного контроля.

Одной из важнейших проблем яв­ляется эпидемиологическая обста­новка, в немалой степени зависящая от контроля за миграционными про­цессами. О том, насколько это важ­но, говорит то, что, по мнению экспер­тов и данных статистики, ежегодно от заболеваний, напрямую и косвенно связанных с инфекционными, умира­ют от 500 до 700 тысяч россиян, ведь немалое число смертей от других причин на самом деле связано с ос­лаблением организма в результате заразных инфекций.

Целесообразно принимать целый комплекс мер. Часть из них должна за­тронуть работодателей — например, можно ввести штраф до 800 тысяч ру­блей для предпринимателей за прием на работу с поддельной медицинской книжкой, как и за нелегально работа­ющего. Тогда они к выявлению фаль­шивок будут подходить куда внима­тельнее. Действенной мерой может стать штраф для медицинского учреж­дения, выдавшего справку о здоровье реально не осмотренному гражда­нину. Также требуется для упрощения проверки сформировать единый банк данных медицинских заключений, вы­даваемых иностранным работникам, сначала на региональном, а потом и федеральном уровне.

Для того, чтобы значительно умень­шить масштабы происходящего, не­обходимо, наряду с введением все­общей диспансеризации населения, а также с реальной проверкой въез­жающих к нам иностранцев усилить взаимодействие Министерства здра­воохранения и Федеральной мигра­ционной службы, сформировать объ­единенный банк данных медицинских заключений, выданных иностранным гражданам, пребывающим на тер­ритории РФ, с возможностью обра­щения в него в режиме «on line», а так­же обязать медицинские учреждения (прежде всего частные), имеющие лицензию на оформление медицин­ской справки о состоянии здоровья иностранных граждан, предоставлять информацию о выявленных случаях социально опасных заболеваний в соответствующие инстанции. Также необходимо создание системы обя­зательного медицинского освиде­тельствования тех иностранцев, кто приезжает в нашу страну для работы, ликвидации рынка фальшивых меди­цинских справок — это касается здо­ровья всех россиян, ведь от вируса не спасут ни охрана, ни специализиро­ванные клиники.

Крайне важной представляется ор­ганизация медицинского контроля уже перед въездом потенциальных ино­странных рабочих в Россию, для чего могут быть в полной мере задейство­ваны создаваемые Фондом развития международных связей «Добрососед­ство» в соответствии с Концепцией ми­грационной политики Выносные еди­ные миграционные центры (ВЕМЦ).

 

Важнейшая причина нарушения миграционного законодательства — желание недобросовестных предпринимателей, пользующих­ся пробелами в законодатель­стве, получать максимальную прибыль. Ни для кого не секрет участившиеся случаи использова­ния незаконных схем, например, фирм-однодневок при организа­ции использования иностранной рабочей силы…

— Конкретные меры воздействия на работодателей, использующих труд иностранных рабочих, высказы­вались на заседании Общественно­го совета столицы, проведенного по инициативе ОКС при УФМС России по г. Москве. Например, предложе­ния об отстранении от участия в за­явочных кампаниях на привлечение иностранной рабочей силы органи­заций, допустивших в предыдущие годы правонарушения как в порядке оформления иностранных граждан на работу, так и в отношении самих иностранных рабочих (невыплата за­работной платы, утеря документов). С фирмами-однодневками, у которых как у субподрядчиков якобы трудятся иностранцы, нужно бороться, введя ответственность для их генеральных подрядчиков — у которых, собственно, иностранцы и трудятся.

Сегодня для российских работо­дателей по-прежнему выгоднее при­влекать иностранных рабочих, неже­ли наших сограждан. В этом случае снижаются обязательные налоговые выплаты. Поэтому необходимо урав­нять налоговую нагрузку на работода­теля при приеме на работу иностран­ных граждан и граждан России.

Пользуясь пробелами в законода­тельстве, представители бизнеса в сфере ЖКХ, строительства и обще­ственного питания в погоне за сверхдо­ходами нанимают персонал из числа приезжих, в основном из государств СНГ. При этом они не обеспечивают их жильем, да просто и элементар­ными удобствами. Вот и живут люди в промышленных зонах, в подвалах и на чердаках жилых домов, в подсобках. Эта ситуация, безусловно, порожде­на в первую очередь стремлением к незаконному обогащению со сторо­ны управляющих компаний в сфере ЖКХ, в муниципальных органах власти, а также в органах правопорядка.

Так как одними запретительными и карательными мерами проблему жилья для приезжих не решить, следу­ет разработать программу по пере­оборудованию нефункционирующих промышленных объектов под прожи­вание приезжих из российских реги­онов и иностранных граждан. Кроме этого, для стимулирования строитель­ства общежитий для приезжих необ­ходимо упростить законодательство, которое в настоящее время наклады­вает множество неоправданных огра­ничений. Отсутствие общежитий го­стиничного типа порождает дефицит легального, дешевого жилья.

Численность населения всех стран бывшего СССР до сих пор, несмотря на значительный прирост в ряде стран Центральной Азии, в совокупной чис­ленности не дотягивает до численно­сти населения СССР на момент рас­пада. Тогда нас было 290 миллионов. В Российской Федерации ныне, по официальным данным, 143 миллио­на человек, в остальных странах пост­советского пространства примерно столько же. И надежда на массовую миграцию из стран СНГ призрачна. Нельзя всерьез говорить о том, что народы Центральной Азии или За­кавказья могут принять значительное участие в улучшении российской де­мографической ситуации. Несколько миллионов приезжих не смогут ре­шающим образом повлиять на демо­графию в стране.

Естественный же рост собствен­ного населения Российской Феде­рации за счет рождаемости всего на один процент в год даст ежегод­но 1,4 миллиона человек. Это вдвое превышает ежегодный прирост всей Центральной Азии и Закавказья. При этом понятно, что не все родившиеся в этих регионах приедут в Россию. Так что нужно изыскивать внутренние ре­зервы для роста населения и его рас­пределения по территории страны. Только внутренняя миграция и есте­ственный прирост, связанные с вну­тренней мобильностью, включающей в себя не только перемещение, но и социальный рост, могут стать серьез­ным резервом для экономического продвижения вперед. А это означает реальное укрепление безопасности и рост благосостояния всех народов России.

Беседовал Николай ТАРАСЕНКО
Читайте нас ВКонтакте
Просмотров 6465