Лудоманов хотят радикально отвадить от игры
Закон о самозапрете на участие в азартных развлечениях могут принять до конца 2025 года
За последние 10 лет количество людей с патологическим влечением к игре по всему миру увеличилось в пять раз, а оборот рынка азартных игр в России, по данным ФНС, в 2024 году вырос на 40 процентов. При этом 15--20 процентов игроков тратят на ставки более 10 процентов семейного бюджета, а 19 процентов проигрывают более 10 процентов своего ежемесячного дохода. Не в последнюю очередь росту лудомании помогает участие известных людей в сомнительных проектах, позволяющих обойти запрет использовать образы людей в рекламе букмекерских контор. Правовое регулирование букмекерской деятельности обсудили 9 декабря на круглом столе в Совете Федерации.
Прибыльное дело и сомнительная реклама
Если судить о букмекерской деятельности по отчислениям, которые конторы приносят в развитие спорта, то все выглядит благопристойно. Через Единый регулятор азартных игр деньги от внутрироссийских и зарубежных ставок идут спортивным федерациям и лигам, которые сами решают, на что их употреблять, отметила временно исполняющий обязанности директора правового департамента Минспорта Яна Черникова. Основные направления этих трат определены ведомственным приказом. Речь прежде всего идет о развитии детско-юношеского и массового спорта.
Сухие цифры показывают положительную динамику. Если в 2023 году объем целевых отчислений в спортивные федерации составил 19,1 миллиарда рублей, то в 2024 году сумма почти удвоилась — до 35,3 миллиарда рублей, а в первом квартале 2025 года общий объем средств достиг 9,5 миллиарда рублей. Из них полтора миллиарда пришли от ставок на внутренние матчи, 8 миллиардов — на международные спортивные события. «Среди крупнейших получателей этих средств — Российский футбольный союз, Федерация настольного тенниса, Федерация хоккея, Российская Федерация баскетбола, Всероссийская федерация волейбола», — уточнила Черникова.
На этом плюсы азартной деятельности исчерпываются. А вот нерешенные проблемы остаются, убежден зампредседателя Комитета Совета Федерации по экономической политике Александр Трембицкий. Никакими деньгами не измерить болезненное пристрастие, которое приводит к тому, что люди не только тратят последние деньги на игру, но и влезают в долги, пользуясь кредитными картами для ставок.
Как пояснил председатель Комитета Госдумы по информационной политике Сергей Боярский, за последние 10 лет рост лудомании по всему миру измеряется пятьюстами процентами. При этом 15--20 процентов игроков-россиян тратят на ставки более 10 процентов семейного бюджета, а 19 процентов проигрывают более 10 процентов своего ежемесячного дохода.
В этом смысле закон о самозапрете на участие в азартных играх пришелся бы как нельзя кстати, считает президент букмекерской компании BetBoom Константин Макаров. «Ведь, если человек уже принял решение, он устал, сам себя ограничил. И в законе четко установлен срок, который пока не пройдет, человек сам себя не разграничит. Это тоже очень хороший инструмент. Самоограничение по кредитам показывает, что механизм прекрасно работает. Вот потихоньку этим механизмом мы решим вопрос».
Член Комитета Госдумы по физической культуре и спорту Александр Воробьев пояснил, что соответствующий законопроект профильный думский комитет рассмотрит 11 декабря, а во втором и третьем чтениях документ примут до конца года. Ранее такую возможность не исключал и глава Комитета Госдумы по экономической политике Максим Топилин.
Сомнительная реклама
Есть, впрочем, еще один момент, который беспокоит законодателей — раздражающая реклама, встречающаяся повсеместно. «В том числе и там, где она не должна встречаться, — подчеркнул Сергей Боярский. — Действующие установленные запреты обходятся как легальными, так и нелегальными структурами. Но на сегодня говорить об изменениях рекламного законодательства можно только с точки зрения его совершенствования и ужесточения контроля за соблюдением его норм».
Чтобы обойти возможные претензии антимонопольного ведомства, крупные игроки на букмекерском рынке преподносят себя под видом другой деятельности, используя так называемых амбассадоров — известных личностей, артистов, спортсменов. «Понятие, которое вообще не предусмотрено федеральным законом о рекламе, — отметил Боярский. — При том, что законом запрещено использование образов людей в рекламе букмекерских контор, они активно продвигают бренды, вовлекают людей и поклонников в эту сферу, чтобы избегать ответственности за незаконную рекламу».
Также депутаты не в восторге от использования букмекерами благотворительных фондов для продвижения своих интересов. Сферы совершенно разные, и не стоит этим злоупотреблять.
С другой стороны, закручивать без конца гайки тоже чревато. По мнению гендиректора публично-правовой компании «Единый регулятор азартных игр» Алексея Грачева, дальнейшее усиление регуляторики букмекерской деятельности спровоцирует отток трети игроков на серый рынок. В том числе, по его мнению, на это повлияет увеличение фискальной нагрузки на букмекеров.
Читайте также:
• Азарт — это не работа: букмекерам готовят новые ограничения
Ещё материалы: Александр Трембицкий , Сергей Боярский, Александр Воробьев






