Теракт в «Крокус Сити Холле»

вчераСледствие доказало связь террористов в «Крокусе» с украинскими националистами

вчераСК задержал нового фигуранта дела о теракте в «Крокусе»

вчераНа массовые события предложили привлекать вневедомственную охрану вместо ЧОПов

Куда ведут пути развития российского парламентаризма

Об этом в статье размышляет генеральный директор Центра политической информации Алексей Мухин

27.04.2017 00:01

Непростые пути развития рос­сийского парламентаризма тем не менее ведут к просто­му и ясному пониманию: это уже не Боярская дума, не сословное собрание и не первый печальный опыт Государ­ственной Думы — разрушительницы монархии.

Это полноценный, конституцион­ный двухпалатный парламент с ши­роким народным представительством.

Волею исторического случая обе палаты Федерального Собрания Рос­сийской Федерации развивались не­много в отдалении друг от друга и даже в экспертном сообществе вос­принимались отдельно.

Верхнюю палату — Совет Федера­ции — традиционно считали предста­вительным органом для российских регионов, ее порядок формирования, как и Государственной Думы, впро­чем, неоднократно менялся. Менялся и имидж Совета Федерации: сначала это были «региональные лоббисты», представители ветвей региональной власти в чистом, что называется, виде, затем был период, когда Сенат (а именно таково неофициальное наименование верхней палаты) даже считали «кадровым отстойником» для региональных и федеральных элит.

Однако именно в последнее время Совет Федерации предпринял попыт­ки самоочищения и принял на себя широкие политические полномочия, начал участвовать в реальной поли­тике, а не «штамповать законопро­екты», оптимизировал формы пред­ставительства, в конце концов заявив о себе как о коллективном геополи­тическом игроке в широкой команде Президента России.

Конечно, имеется в виду роль Со­вета Федерации не только в трагиче­ских событиях августа 2008 года, но и в возвращении Крыма в состав Рос­сии в 2014-м.

Тяжелую в политическом плане ответственность на себя в данном случае взяла спикер Совета Федера­ции Валентина Матвиенко, «тяжело­весный» политик и яркая женщина, самим своим существованием раз­рушающая стереотип о том, что в консервативном, в общем, обществе гендерные ограничения не позволяют представительницам прекрасного по­ла занимать места на верхних этажах властных вертикалей.

Нижняя палата Федерального Со­брания — Государственная Дума — прошла не менее извилистый путь самореформирования с момента ее первого созыва в 1993 году. Меня­лась ее политическая роль в формате «президентской республики», менялся способ ее формирования, значитель­но менялся ее состав. Причем именно ее состав и определял, так сказать, физиономию российского истеблиш­мента на текущий политический момент со всеми нюансами, положи­тельными и не очень.

Нынешняя Госдума в основном представляет интересы всех социаль­ных слоев населения России в строго пропорциональном порядке. В ре­зультате того, что российская избира­тельная система из года в год десяти­летиями подвергалась тщательному анализу со стороны критиков из-за рубежа, удалось создать оптимально функционирующий механизм, вполне себе конкурентоспособный по срав­нению с так называемыми западны­ми аналогами даже на поверхностный взгляд.

Этот механизм сегодня гарантиру­ет представительство не только поли­тическим партиям, по итогам голосо­вания достойным формировать свои фракции, но и прямым образом де­легирует в депутатские кресла пред­ставителей избирателей по одномандатным округам — в пропорции 50 на 50. В результате Госдума сама по себе является более или менее сбаланси­рованным инструментом для реали­зации политики в интересах широких слоев населения страны.

Очевидно, что в Государственной Думе постепенно сформировался ко­стяк законодателей, опытных и про­фессиональных, переизбирающихся из созыва в созыв по одной простой причине: именно они составляют от­ряд законотворцев, формирующих и корректирующих крайне сложную российскую нормативно-правовую систему.

Последний созыв нижней пала­ты парламента, сформированный в крайне негативных внешнеполи­тических условиях: под давлением так называемых антироссийских санкций и третирования российских властей в целом, судя по текущим изменениям регламента, еще и под­вергается строгой дисциплинарной реформе.

По совокупности все эти условия направили развитие Государственной Думы и Совета Федерации в сторону формирования «суперпарламента». Теперь многое будет зависеть от то­го, насколько его нынешний состав и руководство готовы реализовать намеченный, видимо, план: сделать наконец из обеих палат единый ин­струмент для оптимального функцио­нирования законодательной базы Рос­сии. Пока предпринимаемые действия внушают такой оптимизм.

Читайте нас в Дзен
Просмотров 2129

Ещё материалы: Алексей Мухин