Коллекторов предложено защитить от… должников

Минюст хочет обезопасить взыскателей долгов, скрыв от неплательщиков их настоящие имена

04.02.2020 15:40

Автор: Дмитрий Гончарук

Коллекторов предложено защитить от… должников
ФотО: pixabay.com

Российским коллекторам могут дать возможность работать с должниками не под реальными именами, а под цифровыми «псевдонимами», которые будут содержать идентификационный код. Такая норма содержится в доработанном Министерством юстиции проекте федерального закона «О деятельности по возврату просроченной задолженности физических лиц».

Уважение должно быть с обеих сторон

В 2016 году начал действовать Закон «О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности», известный как «закон о коллекторах». Его целью было упорядочить отношения между кредиторами и заёмщиками. Сейчас коллекторам, сотрудникам банков или микрофинансовых организаций нужно представляться в начале разговора с должниками. Согласно доработанной версии документа, которая размещена на федеральном портале проектов нормативных актов, сборщики долгов смогут не называть свои полные имена и ограничиваться специальными идентификаторами. Таким способом взыскателей хотят защитить от агрессии со стороны должников.

Однако коллекторы слишком часто сами не выполняют требования федерального законодательства, поэтому странно ждать ответной любезности от должников, утверждает генеральный директор Лиги защиты должников по кредитам Сергей Крылов.

«Минюст, защищая персональные данные коллекторов, ссылается на то, что потребитель финансовых услуг ведёт себя как-то нехорошо, но давайте подумаем, как будет выглядеть, если средь бела дня и «без объявления войны» вам звонит некое лицо и не самым добрым голосом, с эмоциональным давлением в интонациях заявляет, что знает о ваших долгах. Какой реакции он ожидает?» — недоумевает эксперт.

Крылов напомнил, что в статье 9 так называемого закона о коллекторах говорится о том, что кредитор, прежде чем передать на взыскание третьему лицу, обязан исполнить определённые требования. «В 30-дневный срок он должен направить должнику ценным письмом с уведомлением информацию о том, какая организация с ним будет взаимодействовать, с каких телефонов с ним будут связываться и так далее. Когда должник получает звонок с номера из уведомления, то ему, по большому счёту, всё равно, назовётся коллектор Иваном Ивановичем или Иваном-1234. В реалиях это требование закона практически не исполняется. Получается, что должники получают звонки с совершенно неизвестных номеров непонятных компаний, совершенно не понимая, обладают ли те полномочиями на переговоры и обработку персональных данных», — резюмировал Сергей Крылов.

Должны ли частники выбивать долги?

По мнению члена Комитета Совета Федерации по социальной политике Сергея Леонова, проблему взимания долгов следует решать только на государственном уровне.

«Всё должно проходить в конструктивном русле. Если люди под какими-то кодовыми номерами, не то коллекторы, не то мошенники-шантажисты, будут заниматься этими вопросами, то просто-напросто мы вернёмся к 90-м годам. Они будут вести себя ещё наглее и настойчивее, а это в любом случае будет отражаться на жизни граждан», — опасается сенатор.

Леонов подчеркнул, что неоднократно выступал за то, чтобы вовсе запретить коллекторский бизнес в России.

«У нас для этого есть специальный государственный орган — Федеральная служба судебных приставов. Они-то и должны заниматься взысканием долгов и с физлиц, и с компаний, выполнять решения судов. ФССП необходимо укреплять как финансово, так и на законодательном уровне, если службе необходимы дополнительные полномочия», — убеждён законодатель.

Законопроект о запрете коллекторской деятельности 21 января внесли в Госдуму депутаты Сергей Вострецов («Единая Россия») и Юрий Волков (ЛДПР). В декабре 2019 года ФССП обнародовала информацию о том, что число жалоб на взыскателей просроченной задолженности с января по октябрь выросло на 35 процентов по сравнению с аналогичным периодом 2018 года, отмечают авторы инициативы.

«Микрофинансовые организации зачастую без письменного согласия граждан передают коллекторским агентствам права взыскания по потребительским займам с персональными данными третьих лиц, указанных в этих договорах», — констатирует Вострецов.

Для жалоб на коллекторов предлагают организовать горячую линию

У коллектора и должника должны быть равные права, считает эксперт в области безопасности и лидер движения «Сильная Россия» Антон Цветков.

«Не надо хамить и угрожать во время звонков и общения, тогда и бояться будет нечего. Большинство должников — люди порядочные, просто со сложным материальным положением, а анонимность коллектора лишь облегчит работу всевозможным мошенникам и агрессивным сотрудникам», — пояснил эксперт.

По его оценке, угроз в адрес коллекторов со стороны должников не так уж и много. Если же они поступают, то должны записываться и передаваться правоохранителям.

Не надо хамить и угрожать во время звонков и общения, тогда и бояться будет нечего. Большинство должников — люди порядочные, просто со сложным материальным положением.

«Надо в целом продолжать наводить порядок в сфере взыскания долгов, — продолжил Цветков. — Должников запугивают, доводят до нервного срыва, разрисовывают стены в подъездах, устраивают прессинг в соцсетях — это не выдумки, а реальные случаи. И надо разбираться с этим. Надо защищать прежде всего наших граждан, поскольку жалоб на действия коллекторов меньше не становится».

По словам эксперта, в «Сильной России» не раз предлагали создать единую горячую линию коллекторских организаций: «Человек, оказавшийся в непростой ситуации, тогда смог бы получить бесплатную юридическую консультацию, как ему себя вести в тех или иных случаях. А бизнес должен взять на себя функцию правового информирования граждан во избежание проблем».

Читайте нас в Одноклассниках

Ещё материалы: Сергей Вострецов

Просмотров 3340