Все о пенсиях в России

00:00Как узнать размер будущей пенсии

20.04.2024Какие выплаты положены при выходе на пенсию

20.04.2024Бессараб рассказала, как индексируют пенсию после ухода на заслуженный отдых

Клиникам хотят запретить подменять бесплатные услуги платными

Для этого предлагают печатать договоры крупным шрифтом, а льготников подробно извещать об их правах

05.11.2021 00:00

Автор: Юлия Сапрыгина

Клиникам хотят запретить подменять бесплатные услуги платными
АГН Москва

Cегодня за лечением в частные клиники регулярно обращается примерно каждый четвёртый россиянин. Количество таких пациентов остаётся неизменным год от года, говорят эксперты. А вот сам рынок платных медицинских услуг изменился из-за пандемии. Если раньше россияне чаще всего обращались к платным стоматологам, то в последние два года львиную долю выручки частных клиник составляет плата за ПЦР-тесты.

При этом и те, и другие услуги в России можно получить бесплатно. Об этом решило напомнить Министерство здравоохранения. В ведомстве предложили обновить правила оказания платных медуслуг. Соответствующий проект постановления опубликован на федеральном портале проектов нормативных правовых актов. 

Утром — деньги, вечером — УЗИ

Подмена бесплатных услуг платными в России происходит повсеместно, в том числе и в государственных клиниках, рассказал «Парламентской газете» член Комитета Совета Федерации по социальной политике, заслуженный врач России Владимир Круглый.

«Например, приходит пациент на УЗИ — свободная запись есть только через неделю. При этом платно такую процедуру можно сделать уже сегодня. Это подмена бесплатных услуг платными», — привёл пример сенатор.

Государство оплатит лечение в частной клинике

Он также отметил, что то же УЗИ в медицинских организациях государственной и муниципальной систем здравоохранения делается на оборудовании, купленном за счёт государства, то есть налогоплательщиков, а значит, и тех же пациентов, которые вынуждены эту услугу оплачивать.

Другой пример — приезжает человек лечиться из региона в федеральный центр. «По закону у нас пациент может получать лечение в выбранной клинике. Но ему говорят: «Мы не доверяем вашим анализам, их надо переделать, причём срочно и причём опять же за деньги», — рассказал Круглый.

В итоге в 2020 году топ-100 федеральных центров и топ-50 региональных больниц заработали на платных услугах в общей сложности 64 миллиарда рублей. А общий объём этого сегмента в 2020 году составил 680,6 миллиарда рублей, привёл сенатор данные Аналитического центра Vademecum.

Вопрос о платных услугах в бюджетных медучреждениях не раз ставили и в парламенте, напомнил Круглый.

«Звучали даже предложения вообще запретить бюджетным медучреждениям оказывать услуги за деньги. Однако я не сторонник таких кардинальных мер. Так как это уведёт часть пациентов к частникам», — отметил он.

Анонимы, иностранцы и другие «платники»

Существующая нормативная правовая база не позволяет чётко разграничить, какие услуги должны оказываться гражданам бесплатно, а какие могут быть оказаны дополнительно за отдельную плату, наконец, признали и в Минздраве.

Кроме того, там согласились, что «оказание платных медицинских услуг на оборудовании, в помещениях, с использованием расходных материалов, предназначенных для оказания бесплатных медицинских услуг, может приводить к замещению бесплатных медицинских услуг платными». Об этом говориться в пояснительной записке к проекту постановления.

В связи с этим в ведомстве предложили обновить действующие ещё с 2012 года Правила оказания платных медицинских услуг. Для этого подготовили «исчерпывающий перечень оснований предоставления платных медицинских услуг».

Так, если документ примут, платными услугами в государственных клиниках смогут воспользоваться пациенты, желающие лечиться «на иных условиях, чем предусмотрено программой лечения», или пациенты, «которые обращаются за помощью самостоятельно», а не по назначению врача, а также анонимные пациенты или пациенты-иностранцы.

Дмитрий Хубезов: коронавирус сегодня «помолодел»

При этом, как отметили в Минздраве, оказание платных услуг не должно ухудшать качество медицинской помощи для всех остальных. А значит, бесплатные пациенты не должны дольше ждать записи к врачу или назначения необходимых процедур.

Зуб за зуб: больше всего претензий к стоматологам

Кроме того, в Минздраве обратили внимание на отсутствие специального регулирования претензионного порядка споров о качестве предоставления платных медицинских услуг.

Речь идёт о том, что потребитель вправе направить исполнителю претензию по качеству медицинских услуг, которая должна быть рассмотрена в порядке, установленном Правилами, либо обратиться с иском непосредственно в суд, прокомментировал эту норму «Парламентской газете» руководитель юридической службы Союза потребителей России Антон Недзвецкий.

«Новые Правила уточняют порядок направления претензий и ответа на них. Но, потребитель не обязан сначала писать претензию в саму медицинскую организацию о восстановлении нарушенных прав и возмещении вреда, ждать пока исполнитель её рассмотрит и только потом обращаться в суд», — сказал юрист.

Эксперт также рассказал, что в Союз потребителей регулярно обращаются граждане с жалобами на качество платных медицинских услуг. Чаще всего это касается стоматологических услуг, уточнил он. При этом до 80 процентов таких заявлений рассматриваются и решаются в пользу пациентов, отметил он.

Читайте также:

• Можно ли одновременно заболеть ковидом и гриппом? • Школьные медики могут войти в педсоветы • Онкобольных подростков будут лечить в детских клиниках до достижения ими 21 года

Для упрощения процедуры решения споров в проект постановления также включили норму о том, что договор об оказании платных медицинских услуг исполнителем должен храниться не менее трёх лет. Кроме того, медицинские организации хотят обязать вести сайт, книгу отзывов и предложений, в том числе в электронном виде.

Что бы ещё хотелось добавить в документ в плане защиты потребителей — это роль страховых организаций в этом вопросе, сказал Владимир Круглый.

«На мой взгляд, она прописана недостаточно. При этом именно страховые организации, по идее, должны в первую очередь контролировать, каким образом предоставляется услуга, в том числе платная она или бесплатная», — сказал сенатор.

Больше информации крупным шрифтом

Согласно другим предложениям, клиники обязаны сделать информацию об оказываемых услугах более доступной и понятной.

Например, в документе прописано, что договор на оказание платных услуг должен быть напечатан шрифтом не мельче 14-го кегля. Ранее аналогичные требования уже вводили к банкам, которым запретили писать мелким шрифтом особые условия договоров.

Кроме того, проект предполагает расширение состава информации, которую исполнитель услуги обязан довести до потребителя. Это, в частности, сведения о квалификации и образовании медработников, которые участвуют в оказании услуги; перечень льготников, имеющих право на скидку за услугу и так далее.

Проект новых правил также предусматривает, что пациенту письменно сообщают о возможности получить услугу бесплатно, обратила внимание первый заместитель председателя Комитета Госдумы по вопросам семьи, женщин и детей Татьяна Буцкая.

«Платные медицинские услуги — это всегда определенные риски, и это нужно понимать. Чтобы их минимизировать, важно не стесняться спросить лицензию медицинской организации, необходимо внимательно читать информацию на стендах и информационных щитах организации, тщательно изучать все документы и договоры», — также посоветовала депутат.

Вместе с тем, если пациенту предстоит сложное и дорогостоящее лечение, прежде чем подписывать такие договоры, лучше их показывать юристам, обратила внимание парламентарий.