Клиникам хотят запретить подменять бесплатные услуги платными

Для этого предлагают печатать договоры крупным шрифтом, а льготников подробно извещать об их правах

05.11.2021 00:00

Автор: Юлия Сапрыгина

Клиникам хотят запретить подменять бесплатные услуги платными
АГН Москва

Cегодня за лечением в частные клиники регулярно обращается примерно каждый четвёртый россиянин. Количество таких пациентов остаётся неизменным год от года, говорят эксперты. А вот сам рынок платных медицинских услуг изменился из-за пандемии. Если раньше россияне чаще всего обращались к платным стоматологам, то в последние два года львиную долю выручки частных клиник составляет плата за ПЦР-тесты.

При этом и те, и другие услуги в России можно получить бесплатно. Об этом решило напомнить Министерство здравоохранения. В ведомстве предложили обновить правила оказания платных медуслуг. Соответствующий проект постановления опубликован на федеральном портале проектов нормативных правовых актов. 

Утром — деньги, вечером — УЗИ

Подмена бесплатных услуг платными в России происходит повсеместно, в том числе и в государственных клиниках, рассказал «Парламентской газете» член Комитета Совета Федерации по социальной политике, заслуженный врач России Владимир Круглый.

«Например, приходит пациент на УЗИ — свободная запись есть только через неделю. При этом платно такую процедуру можно сделать уже сегодня. Это подмена бесплатных услуг платными», — привёл пример сенатор.

Он также отметил, что то же УЗИ в медицинских организациях государственной и муниципальной систем здравоохранения делается на оборудовании, купленном за счёт государства, то есть налогоплательщиков, а значит, и тех же пациентов, которые вынуждены эту услугу оплачивать.

Другой пример — приезжает человек лечиться из региона в федеральный центр. «По закону у нас пациент может получать лечение в выбранной клинике. Но ему говорят: «Мы не доверяем вашим анализам, их надо переделать, причём срочно и причём опять же за деньги», — рассказал Круглый.

В итоге в 2020 году топ-100 федеральных центров и топ-50 региональных больниц заработали на платных услугах в общей сложности 64 миллиарда рублей. А общий объём этого сегмента в 2020 году составил 680,6 миллиарда рублей, привёл сенатор данные Аналитического центра Vademecum.

Вопрос о платных услугах в бюджетных медучреждениях не раз ставили и в парламенте, напомнил Круглый.

«Звучали даже предложения вообще запретить бюджетным медучреждениям оказывать услуги за деньги. Однако я не сторонник таких кардинальных мер. Так как это уведёт часть пациентов к частникам», — отметил он.

Анонимы, иностранцы и другие «платники»

Существующая нормативная правовая база не позволяет чётко разграничить, какие услуги должны оказываться гражданам бесплатно, а какие могут быть оказаны дополнительно за отдельную плату, наконец, признали и в Минздраве.

Кроме того, там согласились, что «оказание платных медицинских услуг на оборудовании, в помещениях, с использованием расходных материалов, предназначенных для оказания бесплатных медицинских услуг, может приводить к замещению бесплатных медицинских услуг платными». Об этом говориться в пояснительной записке к проекту постановления.

В связи с этим в ведомстве предложили обновить действующие ещё с 2012 года Правила оказания платных медицинских услуг. Для этого подготовили «исчерпывающий перечень оснований предоставления платных медицинских услуг».

Так, если документ примут, платными услугами в государственных клиниках смогут воспользоваться пациенты, желающие лечиться «на иных условиях, чем предусмотрено программой лечения», или пациенты, «которые обращаются за помощью самостоятельно», а не по назначению врача, а также анонимные пациенты или пациенты-иностранцы.

При этом, как отметили в Минздраве, оказание платных услуг не должно ухудшать качество медицинской помощи для всех остальных. А значит, бесплатные пациенты не должны дольше ждать записи к врачу или назначения необходимых процедур.

Зуб за зуб: больше всего претензий к стоматологам

Кроме того, в Минздраве обратили внимание на отсутствие специального регулирования претензионного порядка споров о качестве предоставления платных медицинских услуг.

Речь идёт о том, что потребитель вправе направить исполнителю претензию по качеству медицинских услуг, которая должна быть рассмотрена в порядке, установленном Правилами, либо обратиться с иском непосредственно в суд, прокомментировал эту норму «Парламентской газете» руководитель юридической службы Союза потребителей России Антон Недзвецкий.

«Новые Правила уточняют порядок направления претензий и ответа на них. Но, потребитель не обязан сначала писать претензию в саму медицинскую организацию о восстановлении нарушенных прав и возмещении вреда, ждать пока исполнитель её рассмотрит и только потом обращаться в суд», — сказал юрист.

Эксперт также рассказал, что в Союз потребителей регулярно обращаются граждане с жалобами на качество платных медицинских услуг. Чаще всего это касается стоматологических услуг, уточнил он. При этом до 80 процентов таких заявлений рассматриваются и решаются в пользу пациентов, отметил он.

Читайте также:

• Можно ли одновременно заболеть ковидом и гриппом? • Школьные медики могут войти в педсоветы • Онкобольных подростков будут лечить в детских клиниках до достижения ими 21 года

Для упрощения процедуры решения споров в проект постановления также включили норму о том, что договор об оказании платных медицинских услуг исполнителем должен храниться не менее трёх лет. Кроме того, медицинские организации хотят обязать вести сайт, книгу отзывов и предложений, в том числе в электронном виде.

Что бы ещё хотелось добавить в документ в плане защиты потребителей — это роль страховых организаций в этом вопросе, сказал Владимир Круглый.

«На мой взгляд, она прописана недостаточно. При этом именно страховые организации, по идее, должны в первую очередь контролировать, каким образом предоставляется услуга, в том числе платная она или бесплатная», — сказал сенатор.

Больше информации крупным шрифтом

Согласно другим предложениям, клиники обязаны сделать информацию об оказываемых услугах более доступной и понятной.

Например, в документе прописано, что договор на оказание платных услуг должен быть напечатан шрифтом не мельче 14-го кегля. Ранее аналогичные требования уже вводили к банкам, которым запретили писать мелким шрифтом особые условия договоров.

Кроме того, проект предполагает расширение состава информации, которую исполнитель услуги обязан довести до потребителя. Это, в частности, сведения о квалификации и образовании медработников, которые участвуют в оказании услуги; перечень льготников, имеющих право на скидку за услугу и так далее.

Проект новых правил также предусматривает, что пациенту письменно сообщают о возможности получить услугу бесплатно, обратила внимание первый заместитель председателя Комитета Госдумы по вопросам семьи, женщин и детей Татьяна Буцкая.

«Платные медицинские услуги — это всегда определенные риски, и это нужно понимать. Чтобы их минимизировать, важно не стесняться спросить лицензию медицинской организации, необходимо внимательно читать информацию на стендах и информационных щитах организации, тщательно изучать все документы и договоры», — также посоветовала депутат.

Вместе с тем, если пациенту предстоит сложное и дорогостоящее лечение, прежде чем подписывать такие договоры, лучше их показывать юристам, обратила внимание парламентарий.