Все о пенсиях в России

вчераВ Госдуме готовят законопроект о трудовых гарантиях для работников маркетплейсов

вчераВ Тюменской области пенсионерам досрочно выплатят пенсию за апрель

два дня назадСпасателям в регионах со стажем от 25 лет хотят дать право на досрочную пенсию

Какие тексты и материалы могут признать экстремистскими

Сборники хадисов и труды исламских канонических школ хотят защитить законом

27.01.2023 17:27

Автор: Юлия Сапрыгина

Какие тексты и материалы могут признать экстремистскими
  © GR Stocks / Unsplash

По действующему законодательству Библия, Коран, Танах и Ганджур, их содержание и цитаты из них не могут быть признаны экстремистскими материалами. Однако предметом судебного разбирательства могут стать другие религиозные литературно-письменные памятники. Например, сборники хадисов и труды четырех исламских канонических школ: Ханафитский, Маликитский, Шафиитский и Ханбалитский мазхабы. На это обратили внимание в парламенте Чеченской Республики, где предложили расширить список защищенных религиозных текстов. Такой законопроект внесен в Госдуму 27 января.

Вразрез с 28-й статьей Конституции

Сборники хадисов (от арабского: речь, повествование, отчет. — Прим. ред.) — собрание рассказов о пророке Мухаммеде со слов его современников, включая его проповеди и описание поступков. Трактованием хадисов уже после смерти пророка занимались муджтахиды, исламские богословы. Самыми известными из них были Абу Ханифа, Малик, Аш-Шафиий и Ахмад Ибн Ханбаль, которые и стали основателями четырех исламских канонических школ, названных по их именам. 

«Сборники хадисов и труды четырех исламских канонических школ являются основными источниками вероучения и неотъемлемой частью религии Ислам после священной книги мусульман Корана», — отмечается в пояснительной записке к законопроекту чеченских парламентариев.

При этом, как отметили авторы инициативы, на практике они становятся предметом судебного разбирательства в делах об экстремистских материалах, что «ущемляет свободу вероисповедания и умаляет религиозные чувства верующих», говорится в пояснении к документу. Это, по их мнению, противоречит 28-й статье Конституции, которая гарантирует свободу совести, вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой.

Поэтому авторы законопроекта предлагают изменить Закон «О противодействии экстремистской деятельности», дополнив перечень религиозных писаний, не подлежащих признанию экстремистскими, сборниками хадисов и трудами четырех исламских канонических школ.

Читайте также:

• О чем нельзя писать в СМИ

По вине переводчиков

Ранее, в августе 2022 года, Минюст внес в список экстремистских материалов один из переводов сборника хадисов «Сахих аль-Бухари». Такое решение приняли по предписанию Лаишевского районного суда Татарстана и апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Верховного суда республики.

По мнению экспертов, текст содержал признаки враждебного отношения к лицам, не исповедующим ислам. Отметим, что речь шла о конкретном издании — вышедшем в 2007-м переводе на русский язык «Сахих аль-Бухари» (Краткое изложение). Этот 960-страничный труд и признали экстремистским.

Таким решением тогда возмутился глава Чечни Рамзан Кадыров. В своем Telegram-канале он отметил, что мусульманские ученые считают эту книгу первой по значимости после Корана. «Миллионы мусульман России находятся в недоумении: как исповедовать религию, если в стране начинают запрещать канонические религиозные издания?» — написал Кадыров.

«Для мусульман сборники хадисов и труды исламских канонических школ имеют такую же ценность, как для христиан Евангелие, Священное писание, Священное придание, — сказал «Парламентской газете» депутат Госдумы, выпускник Православного института святого Иоанна Богослова и университета юстиции Николай Николаев. — Поэтому говорить о запрете таких текстов нельзя, об этом неправильно даже думать».

Очевидно, что законодательная инициатива парламента Чеченской Республики появилась именно после августовских событий, которые имели большой общественный резонанс среди мусульман, добавил он.

Николай Николаев © Юрий Инякин/ПГ

Позднее, в сентябре 2022 года, муфтий Татарстана Камиль Самигуллин сообщил в своем telegram-канале, что администрация президента поддержала исключение трудов мусульманских ученых из числа экстремистских материалов.

При этом, по мнению Главы Координационного центра мусульман Северного Кавказа Исмаила Бердиева, переводчикам следует более бережно относится к исламским текстам, «чтобы богословская книга, если она будет переведена, была правильно и точно изложена, смыслы текстов верно и точно донесены до каждого читателя», — цитирует Бердиева РИА «Новости».

5334 экстремистских материала

Напомним, Федеральный список экстремистских материалов ведет Министерство юстиции. В него включают документы либо информацию на других носителях, признанные экстремистскими судом по месту обнаружения или распространения таких материалов. 

Такое решение может быть вынесено в отношении публикаций, оправдывающих национальное или расовое превосходство; публикаций, оправдывающих совершение преступлений против какой-либо этнической, социальной, расовой, национальной или религиозной группы.

«Парламентская газета» изучила список экстремистских материалов на сайте Минюста. Как выяснилось, по состоянию на 27 января 2023 года «Сахих аль-Бухари» по-прежнему числился в этом перечне под номером «5302».

Всего сейчас в  списке экстремистских материалов Министерства юстиции находится 5334 книги, видеозаписи, аудиофайлов, информационных материалов и так далее.

В последний раз список пополнили 29 декабря, включив в него пять материалов, в том числе аудиозапись «Правые славяне» по решению Североморского районного суда Мурманской области от 20 сентября 2022 года. Первым же в перечне стоит музыкальный альбом «Музыка белых», который признали экстремистским по решению Первомайского районного суда Омска еще от 23 ноября 2006-го.