Какие пропаганда и рекламная агитация запрещены законом

В январе Госдума планирует рассмотреть ряд поправок в Закон «О рекламе»

Какие пропаганда и рекламная агитация запрещены законом

Фото: flickr.com/photos/moscow-live

В январе депутаты планируют обсудить поправки в статью 7 Закона «О рекламе», предлагающие запретить пропаганду либо рекламу так называемого веселящего газа (закиси азота). Это не единственная инициатива в законодательном портфеле Государственной Думы с ограничениями или запретами в базовый рекламный закон. Впрочем, черный список того, что нельзя рекламировать и пропагандировать, должен знать не только рекламщик, но и любой гражданин.

ТОВАРЫ, РЕКЛАМА КОТОРЫХ НЕ ДОПУСКАЕТСЯ

В Законе «О рекламе» так называется статья 7, устанавливающая прямой запрет рекламы различных товаров и услуг. Прежде всего тех, производство и реализация которых запрещены российским законодательством.

В этом списке:

  • наркотики и психотропные вещества (прекурсоры и содержащие их растения);
  • взрывчатые вещества и материалы (за исключением пиротехники);
  • органы и ткани человека как объекты торговли;
  • товары, подлежащие госрегистрации, лицензированию, обязательной сертификации или иному обязательному подтверждению соответствия техрегламентам;
  • табак, табачные изделия и курительные принадлежности (в том числе трубки, кальяны, сигаретная бумага, зажигалки);
  • услуги по искусственному прерыванию беременности;
  • услуги по подготовке и написанию диссертаций, выпускных квалификационных и других работ, предусмотренных государственной системой научной аттестации.

Есть специальная статья для защиты несовершеннолетних «от злоупотреблений их доверием и недостатком опыта», запрещающая дискредитацию родителей и воспитателей, подрыв доверия к ним.

В частности, нельзя создавать у несовершеннолетних искаженное представление о доступности товара для любой семьи и впечатления о том, что обладание им ставит детей и подростков в предпочтительное положение перед сверстниками (с формированием комплекса неполноценности у тех, кто не владеет рекламируемым товаром). Также запрещен показ несовершеннолетних в опасных ситуациях, побуждающих к совершению действий, представляющих угрозу их жизни и здоровью.

Фото: pixabay.com

Помимо рекламных запретов, закон прописывает и ряд существенных ограничений. Например, по рекламе алкогольной продукции, которая не должна:

  • содержать утверждение о том, что употребление алкоголя имеет важное значение для достижения общественного признания, профессионального, спортивного или личного успеха либо способствует улучшению физического или эмоционального состояния;
  • осуждать воздержание от употребления алкоголя;
  • содержать утверждение о том, что алкоголь безвреден или полезен для здоровья, в том числе о наличии в нем БАД и витаминов;
  • содержать упоминание, что алкоголь — один из способов утоления жажды;
  • обращаться к несовершеннолетним;
  • использовать образы людей и животных, в том числе мультипликационные.

Определенные ограничения установлены и по размещению рекламы алкоголя в периодических печатных изданиях, аудио- и видеопродукции, в теле- и радиопрограммах, на всех видах транспортных средств общего пользования, в детских, образовательных, культурных, медицинских, спортивных и других организациях и рядом с ними, а также в Интернете.

При этом разрешенная реклама алкогольной продукции в каждом случае должна сопровождаться предупреждением о вреде ее чрезмерного потребления, причем такому предупреждению должно быть отведено не менее чем десять процентов рекламной площади.

Определенные табу существуют и для рекламы лекарственных средств, которая, в частности, не должна:

  • обращаться к несовершеннолетним;
  • отсылать к конкретным случаям излечения от заболеваний в результате применения объекта рекламы;
  • создавать представление о преимуществах лекарства, ссылаясь на исследования, обязательные для его госрегистрации;
  • способствовать созданию у здорового человека впечатления о необходимости применения объекта рекламы;
  • создавать впечатление ненужности обращения к врачу;
  • гарантировать положительное действие объекта рекламирования, его безопасность, эффективность и отсутствие побочных действий.

Аналогичные требования относятся и к рекламе продуктов детского питания, биологически активных и пищевых добавок.

Также реклама лекарств, медицинских изделий и услуг, в том числе методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации, должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к их применению, необходимости ознакомления с инструкцией или получения консультации специалистов.

Фото: pixabay.com

Не допускается и реклама продукции военного назначения и оружия, за некоторыми исключениями, например для развития военно-технического сотрудничества с иностранными государствами. Реклама гражданского оружия, в том числе оружия самообороны, спортивного, охотничьего и сигнального оружия, возможна в специализированных печатных изданиях; в местах его производства, реализации, экспонирования и стрельбы из оружия; в теле- и радиопрограммах с 22 до 7 часов местного времени.

Нормы по рекламе игр, основанных на риске, и пари, в частности, запрещают:

  • обращаться к несовершеннолетним;
  • создавать впечатление, что это является способом заработка;
  • преувеличивать вероятность выигрыша и преуменьшать риск;
  • создавать впечатление, что выигрыш гарантирован.

Реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг и финансовой деятельности также регламентирована. Так, она не должна содержать гарантии или обещания в будущем доходности вложений (в том числе основанные на реальных показателях в прошлом), если эта доходность не определена в соответствующем договоре. Запрещено умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг как влияющих на сумму доходов, так и на сумму расходов. Не допускается реклама ценных бумаг, предложение которых не предусмотрено федеральным законодательством, имущественных прав под видом рекламы ценных бумаг и биржевых облигаций до даты допуска их биржей к торгам.

А реклама услуг по заключению договоров ренты, в том числе договора пожизненного содержания с иждивением, не должна содержать, в частности, утверждение о преимуществе перед завещанием и осуждение родственников потенциального потребителя таких услуг, якобы не заботящихся о нем.

Конкретная ответственность за незаконную пропаганду и рекламную агитацию прописана уже в кодексах.

Просмотров 2819

03.01.2019 14:27



Загрузка...

Популярно в соцсетях