Как туристу не попасться на уловки мошенников

За последний год тысячи путешественников по всему миру пострадали от аферистов, предлагающих услуги в туристической сфере

Как туристу не попасться на уловки мошенников

Фото: Агентство Москва

Самые распространённые способы отъёма денег у граждан, собирающихся в путешествие, это продажа поддельных авиабилетов, сдача в аренду фиктивного жилья, а также организация чрезмерно дорогих паломнических туров. Эксперты поделились с «Парламентской газетой» мнениями о том, грозит ли эта напасть россиянам, а также порекомендовали, как не попасться на удочку злоумышленников.

Потери исчисляются миллионами

Популярный британский таблоид The Sun опубликовал статистику о масштабах обмана туристов. По оценке экспертов туристической ассоциации ABTA (Action Fraud и Get Safe Online), самые распространённые способы отъёма денег у граждан, собирающихся в путешествие, это продажа поддельных авиабилетов, сдача в аренду фиктивного жилья, а также организация запредельно дорогих паломнических туров. За прошлый год рост таких преступлений в Соединённом королевстве составил 14 процентов, а общая сумма потерь превысила семь миллионов фунтов стерлингов.

Между тем россиянам пока опасаться нечего, считают эксперты туристической индустрии. «Конечно, мошенники есть везде, во всех отраслях, в том числе и в туристической. Но виды и характер мошенничества в Великобритании заметно отличаются от российского. Единственная точка совпадения — это фейковые сайты отелей. А всё что касается таймшера, подложных электронных билетов и так далее — этого у нас просто нет», — сообщила «Парламентской газете» исполнительный директор Ассоциации туроператоров России (АТОР) Майя Ломидзе. Она обратила внимание, что за последние три года было всего пять громких случаев мошенничества в сфере туризма, когда люди потеряли значительные средства.

«Жалоб на подобные действия практически не поступает. Нет и резонансных историй с возбуждёнными уголовными делами по факту мошенничества. Соответственно, угроза преувеличена», — согласен член Комитета Совета Федерации по социальной политике, руководитель Экспертного совета палаты по развитию туризма Игорь Фомин.

Пауки в электронных сетях

Впрочем, не обращать внимания на угрозу тоже нельзя, полагают специалисты. Ведь рост числа мошеннических сделок прямо пропорционален динамике роста рынка электронных продаж в сфере туризма. «С появлением электронных систем бронирования, случаи мошенничества сделались реальной проблемой в туристической сфере», — пояснил председатель правления Всероссийского объединения туристов Роман Бобылёв.

Эксперт подчёркивает, что в большинстве случаев мошенничество совершается в онлайн-режиме — через так называемые «зеркальные» сайты, в точности копирующие интерфейс реальных участников электронного рынка. Чаще всего интернет-сайты, содержащие предложения поддельных авиабилетов или фиктивного жилья, выглядят достоверно, а их надёжность подтверждается отзывами счастливых «клиентов». В результате туристы переводят деньги мошенникам, не подозревая, что их ждёт обман. Попутно злоумышленники делают всё для того, чтобы получить доступ к личной информации и банковским счетам путешественников.

«Чаще всего это происходит в связи с приобретением авиабилетов и при бронировании отелей. Скажем, туристы пытаются приобрести билеты через ложные электронные агрегаторы, которые заманивают клиентов сверхвыгодными предложениями. Туристы клюют на эту уловку и приобретают фальшивые билеты», — привёл пример эксперт.

Победить аферистов поможет регулирование интернет-рынка

60 миллионов составило число туристов в России в 2018 году, включая более 5 миллионов иностранных туристов, что на 7 процентов больше, чем в 2017 году.
Для того чтобы устранить эту опасность, надо навести порядок на интернет-рынке в целом, считает Игорь Фомин. По мнению сенатора, выделять туристические сайты или агрегаторы в отдельную категорию нет нужды, достаточно установить схожие и понятные правила игры для любых онлайн-площадок.

«А для этого надо принимать изменения в законодательстве, совершать первые шаги — как это сейчас делается в отношении интернет-магазинов, к которым предъявляются требования по их реестровому учёту, по привязке их юридических лиц к открытым ими интернет-страничкам», — пояснил «Парламентской газете» Фомин. Он уверен, что любой интернет-сайт должен быть накрепко привязан к конкретному юрлицу — с указанием его ИНН, адреса и других тому подобных данных, чтобы было к кому предъявлять претензии за некачественно оказанную (или не оказанную вовсе) услугу. Те же онлайн-ресурсы, которые не будут привязаны к конкретному юридическому лицу, можно будет просто закрыть.

Как не попасться на удочку

Для тех, кто планирует самостоятельно организовать себе отдых в России или за рубежом, эксперты рекомендуют быть предельно внимательными при выборе и использовании электронных площадок по реализации авиабилетов и аренде жилья. Так, не стоит доверять неизвестным или вызывающим подозрения агрегаторам. Нет нужды зариться на подозрительно выгодные предложения — нужно помнить, что бесплатный сыр бывает лишь в мышеловке. Нелишне будет и посмотреть отзывы пользователей о данной компании на сторонних интернет-ресурсах.

«Надо пользоваться только проверенными, хорошо известными пользователю площадками, их на сегодняшний день достаточно много. А если какие-то уж очень выгодные цены предлагает какой-то совершенно неведомый сайт, то ни в коем случае не надо на это вестись. Это слишком рискованно», — поделился рекомендацией руководитель Союза потребителей России Пётр Шелищ.

Эксперты напоминают путешественникам: бесплатный сыр бывает только в мышеловке. Фото: Агентство Москва

Что же касается неопытных интернет-пользователей, то таковым эксперты рекомендуют и вовсе передоверить организацию своего отдыха профессионалам. «Людям, не имеющим не то что элементарных, а даже и средних базовых навыков по работе с Сетью, категорически не советую бронировать жильё и билеты через поисковые системы, — сказал «Парламентской газете» Роман Бобылёв. — Неподготовленным пользователям при планировании путешествий по России и за рубежом лучше обращаться в офлайновые туристические агентства. Это будет самым надёжным способом, поскольку туристы смогут получить всю необходимую информацию и, самое главное, не будет никаких переплат».

Автор: Фидель Агумава

Ещё материалы: Игорь Фомин

Просмотров 4044

08.05.2019 16:00