Как путешествовать по России на автомобиле

Пока автотуризм в нашей стране приравнивается к экстремальному виду отдыха

Как путешествовать по России на автомобиле

Фото: ИТАР-ТАСС/ Александра Мудрац

В России есть все необходимые предпосылки для развития в туристической отрасли отдельного блока — автотуризма. Для эффективного законодательного регулирования этой сферы в рамках думского Комитета по спорту и туризму создана специальная рабочая группа. До 15 августа она подготовит предложения по модернизации туристического законодательства.

На свой страх и риск

Нет ничего проще, чем сесть в свой собственный автомобиль вместе со своей семьёй и поехать туда, куда хочется. Автомобильные путешествия имеют ряд преимуществ. Отправляясь в поездку на личном авто, не обязательно заранее планировать дату выезда и покупать билеты на поезд или самолёт, а также сдавать билеты, если вдруг дата путешествия изменится по каким-либо причинам.

Согласно ряду социологических исследований, ежегодный прирост автомобильных путешествий на собственном авто составляет 10-15 процентов. Тем не менее автомобильный туризм до сих пор занимает не более одного процента общего внутрироссийского туристического потока, отметил глава рабочей группы при думском Комитете по туризму, председатель комитета Московской торгово-промышленной палаты по вопросам развития устойчивых транспортных систем Сергей Лобарев.

«Ежегодно российские автошколы выпускают 1,5-2 миллиона автомобилистов, а ездить им, по сути, некуда, — пояснил эксперт «Парламентской газете». — Зачем мы строим дорогие автомагистрали, восстанавливаем памятники архитектуры, если нет условий для автопутешествий, нет придорожной инфраструктуры: кемпингов, кемпстоянок, точек обслуживания».

37 миллиардов евро в год равен общий оборот в индустрии караванинга к 2018 году в Европе.
По его словам, инфраструктурный вопрос превращает автопутешествие по стране в экстрим. «Статистика неумолима, — пояснил Лобарев, — 20 процентов тяжелейших автоаварий происходят по вине уставшего и невыспавшегося водителя».

Тем не менее, по словам председателя правления Ассоциации Российских производителей товаров и услуг для автотуризма Павла Садчикова, интерес к автотуризму в стране высок. Известный автопутешественник, исколесивший весь мир, напомнил, что во времена Советского Союза это направление централизовано развивали — были отдельные секции и программы развития автотуризма. Хотя машин тогда было ещё очень мало.

«В России всегда было и остаётся огромное количество любителей автопутешествий, — подчеркнул он. — Любая дорога на юг сейчас забита путешественниками. Люди едут на свой страх и риск, понимая, что в пути их не ждёт никакого сервиса, не будет никаких удобств».

Что мешает развитию

В законодательстве нет понятия «автотуризм», соответственно не фигурирует он и в специальной федеральной целевой программе по развитию туризма. Как правило, автотуристы упоминаются через запятую или в скобках.

По мнению Сергея Лобарева, предложения по развитию автотуризма следует предусмотреть в ФЦП, посвящённой развитию внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации на 2019-2025 годы, обязательно отнеся отрасль в разряд приоритетных.

самый главный тормоз автотуризма — это отсутствие придорожной инфраструктуры для автопутешественников. Фото: Константин Лемешев/ТАСС

Но самый главный тормоз автотуризма — это отсутствие придорожной инфраструктуры для автопутешественников. К примеру, в Москве только один автокемпинг — в Сокольниках. Один в Московской области — в Коломне, ещё один — в Суздале Владимирской области. То есть всего три на весь Центральный регион, наиболее привлекательный для туризма.

Специалисты подсчитали, что протянуть к кемпингу свет, газ, оборудовать к нему съезд и выезд на федеральную трассу стоит около 50 миллионов рублей. Во всём мире эти расходы берёт на себя государство, у нас же пока получается замкнутый круг: бизнес не строит инфраструктуру, пока не подсчитает гарантированную будущую прибыль от потребителей, но путешественники не поедут, пока не появятся комфортные условия для отдыха. Тем же, кто отваживается сегодня на дальние поездки, приходится останавливаться в лесу, на трассах, других глухих уголках для удовлетворения своих нужд.

Ещё одна проблема — Россия не производит ни одного типа автомобиля для путешествий. Понятия «автодом» или «караван» отсутствуют у отечественных автопромышленников. По дорогам страны колесит очень много самодельных автодомов, но они не всегда безопасны. Значит, следует предусмотреть и меры законодательной поддержки по этому направлению.

Ожидается, что к 15 августа эксперты рабочей группы при Комитете Госдумы по физической культуре, спорту, туризму и молодёжной политике определятся со всеми законодательными инициативами, реализация которых позволит повысить интерес к автопутешествию по стране у более чем 50 миллионов автовладельцев. Развитие внутреннего автотуризма послужит началом для активных действий в регионах по развитию автотуристических кластеров и промышленному производству автодомов и жилых автоприцепов.

Фото: ИТАР-ТАСС/ Владимир Астапкович

Караван идёт по Европе

На Западе такого понятия, как автотуризм, не существует. В Европе под автопутешествиями подразумевается караванинг — наиболее комфортный вид автотуризма, когда люди путешествуют в автодомах и жилых прицепах.

Как рассказал «Парламентской газете» вице-президент «Лиги караванеров» Вадим Дашук, караванинг в Европе - это целая индустрия для автопутешествий, имеющая серьёзный экономический и социальный эффект, ежегодно приносящая в бюджет 37 миллиардов евро.

Единственный путь, который может разорвать замкнутый круг, мешающий развитию придорожной инфраструктуры для автотуристов — государственное финансирование кемпингов.

В Евросоюзе эта индустрия получает прямую поддержку государства. Например, во Франции 40 процентов кемпингов муниципальные. Существует программа развития туристических регионов, согласно которой в каждом мало-мальском городке, который находится на туристическом маршруте, есть муниципальный кемпинг.

«Он полностью сделан за счёт государства и передан в управление бизнесу, — пояснил эксперт. — С нашей точки зрения, это единственный путь, который может разорвать замкнутый круг, мешающий развитию придорожной инфраструктуры для автотуристов».

Практические советы и предостережения автопутешественникам

Федеральные трассы М2 «Крым» и М4 «Дон» — это ключевые дороги, по которым россияне едут к морю. В высокий сезон поток на этих магистралях увеличивается в пять раз. Координатор общественного движения Motocitizen Павел Сосков рассказал«Парламентской газете», что надо знать, отправляясь на машине на юг.

«Мототуризм в стране развит гораздо лучше, — отметил он. — К тому же у мотопутешественников накоплен огромный опыт, как во время длительных поездок обходиться без придорожной инфраструктуры».

На трассе М-4 «Дон». Фото: Виталий Тимкив/ТАСС

Первое: путешествие на автомобиле требует определённой подготовки. Необходимо заранее тщательно продумать весь маршрут: через какие города и по каким трассам будет пролегать ваш путь, где вы будете ночевать и заправляться. Для правильного планирования маршрута вам также необходим атлас автомобильных дорог, а самое главное — карты областей и республик.

Второе: будьте готовы, что на ключевых российских трассах шиномонтаж по ночам не работает. Следите за дорогой внимательнее.

Третье: в выходные дни на юге ни в одном населённом пункте не работают автосервисы. Российская сиеста может доставить немало хлопот при поломке вашего авто.

Четвёртое: опытные путешественники советуют обзавестись заранее телефонами автоэвакуаторов на всём протяжении маршрута. Их можно найти в Интернете, но следует заранее проверить актуальность этих контактов, так как может случиться, что такая фирма уже не работает.

Читайте наши новости в Яндекс.Дзен
Просмотров 3666

31.07.2018 16:15

Загрузка...

Популярно в соцсетях


Загрузка...