Как оформить инвалидность

Правительство упростило порядок установления недееспособности граждан

Как оформить инвалидность

Фото: Агентство Москва

Чтобы оформить инвалидность, гражданам не придётся подавать дополнительные заявления в бюро Медико-социальной экспертизы (МСЭ). За них все документы в бюро передаст в онлайн-режиме медицинское учреждение. Соответствующие поправки в Правила признания инвалидом внесены постановлением, которое опубликовано 21 мая на официальном сайте Правительства. «Парламентская газета» разбиралась, как сегодня россияне могут оформить инвалидность.

Меньше документов, быстрее экспертиза

Ранее для того чтобы оформить инвалидность, гражданам нужно было посетить два учреждения: сначала больницу, которая после осмотра составляет направление на МСЭ, а затем бюро экспертизы — для подачи письменного заявления и пакета документов, на основании которых проводится обследование.

Постановлением Правительства последний этап отменяется — теперь нужно только письменное согласие гражданина. Оно будет оформляться сразу в больнице и направляться в бюро вместе с направлением на МСЭ в электронном виде. Переданных из больницы документов будет достаточно для того, чтобы человек мог пройти экспертизу в бюро. Дополнительного заявления больше не нужно.

«Такие меры позволят сократить сроки установления инвалидности. Поскольку для начала освидетельствования не нужно будет ждать обращения гражданина в бюро МСЭ для подачи им заявления, и бюро МСЭ без участия гражданина сможет оперативно получить у медицинской организации дополнительные сведения о состоянии здоровья гражданина», — пояснил суть упрощения министр труда и соцзащиты населения Максим Топилин.

Кроме того, теперь гражданам, имеющим инвалидность, не понадобится направление от медучреждения для обращения в бюро СМЭ для изменения программы реабилитации в случае:

  • уточнения характеристик или ранее рекомендованных технических средств реабилитации (ТСР);
  • внесения в программу ТСР за счёт средств материнского капитала;
  • изменения персональных данных;
  • выдачи копий акта и протокола экспертизы, дубликата справки и прочее.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Кабмин упростил порядок установления инвалидности

А с 1 октября граждане смогут направить запрос на получение копий актов и протоколов МСЭ, а также подать заявление на обжалование решения бюро с помощью портала «Госуслуги».

Как оформить инвалидность

  1. Получить направление на медико-социальную экспертизу (МСЭ).

Сделать это можно в любом из трёх учреждений:

  • в больнице или поликлинике;
  • в Пенсионном фонде;
  • в органе соцзащиты.

Больница даёт направление на МСЭ после диагностики / лечения / реабилитационных или абилитационных мероприятий, а также при наличии данных о стойком нарушении функций организма человека. Органы ПФР и соцзащиты могут дать направление на МСЭ при наличии заключения врача, подтверждающего основания получения инвалидности.

Данные о состоянии здоровья указываются в направлении на МСЭ. Само направление больница передаёт в бюро экспертизы в течение трёх дней в электронном виде.

Если учреждения откажут гражданину в направлении на экспертизу, то ему должны выдать справку — с ней можно обратиться в бюро самостоятельно.

  1. Записываться на МСЭ путём подачи письменного заявления и документов из больницы теперь не нужно. Вместо этого больница при оформлении направления возьмёт письменное согласие гражданина на прохождение экспертизы и отправит его вместе с остальными документами в бюро в электронном виде.
  2. Пройти МСЭ можно в бюро по месту жительства или пребывания. Она проводится в течение месяца с момента подачи документов в бюро.

Если требуются специальные или особо сложные виды обследования, человека могут перенаправить в главное или федеральное бюро МСЭ. Если гражданин по состоянию здоровья не может прийти в бюро, то экспертиза проводится на дому. Для этого нужно заключение медучреждения. Также экспертиза может быть проведена в стационаре, где лечится заявитель.

Освидетельствование может состояться и заочно. Такое решение бюро МСЭ может принять при наличии ряда оснований. Среди них хроническая болезнь почек второй-третьей стадии, нейродегенеративные заболевания головного мозга, злокачественные новообразования с метастазами, тяжёлые формы псориаза и прочие болезни, при которых транспортировать больного невозможно. Их полный перечень приведён в приложении IV к Правилам признания лица инвалидом. Также бюро может провести экспертизу заочно в случае, если человек проживает в труднодоступной местности, где нет регулярного транспортного сообщения.

Важно знать, что на проведение экспертизы гражданин может при желании пригласить любого специалиста (с его согласия), причём он будет иметь право совещательного голоса.

Весь ход проведения экспертизы фиксируется в специальном протоколе.

  1. После проведения экспертизы специалисты принимают решение о признании или непризнании гражданина инвалидом. Решение объявляется заявителю в присутствии всех участников экспертизы (причём они должны давать пояснения при необходимости).

Результат экспертизы, заключения специалистов, перечень документов и основные сведения, которые легли в основу решения комиссии, фиксируются в акте МСЭ. Гражданин имеет право получить копию акта и протокола экспертизы.

После подтверждения инвалидности для гражданина разрабатывают программу реабилитации. Она может быть рассчитана на один год, два года или не иметь ограничений по срокам. Для корректировки программы, как правило, требуется повторная экспертиза.

После признания гражданина инвалидом ему выдают справку, в которой указывается группа инвалидности и индивидуальная программа реабилитации.

В течение трёх дней после этого бюро должно направить в Пенсионный фонд в электронном виде выписку из акта МСЭ.

Если комиссия не признала гражданина инвалидом, по его желанию ему должны выдать соответствующую справку. С ней можно обратиться в вышестоящее бюро для обжалования решения. Напомним, с 1 октября такое заявление можно будет подать через «Госуслуги».

Просмотров 18362

21.05.2019 14:36



Загрузка...

Популярно в соцсетях