Инклюзивное образование набирает обороты

Татарстан реализует новые принципы в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья

Инклюзивное образование набирает обороты

Выездное заседание по инклюзивному образованию парламентское объединение «Мэрхэмэт — Милосердие» Госсовета РТ провело в 9-м лицее Зеленодольска. фото: Ильсия Завилейская

В Федеральном законе «Об образовании» от 2012 года впервые зафиксировано, что для людей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в нашей стране «создаются необходимые условия для получения без дискриминации качественного образования… в том числе посредством инклюзивного образования». Сегодня 183 школы Татарстана являются базовыми центрами для реализации полноценной инклюзивной системы. Парламентское объединение женщин-депутатов «Мэрхэмэт — Милосердие» Госсовета РТ ведёт мониторинг того, как реализуется норма закона в образовательных учреждениях республики.

Инклюзии нужна база

«Инклюзивное образование — дело для всех нас достаточно новое, тем не менее в республике в этом направлении сделано достаточно много, — говорит заместитель председателя Госсовета, руководитель объединения «Мэрхэмэт — Милосердие» Татьяна Ларионова. — Тут надо отметить, что Татарстан является пилотным регионом России по созданию доступной среды, и благодаря этой программе мы смогли многие школы адаптировать под возможности работы с детьми-инвалидами».

Под нужды детей с ОВЗ в регионе адаптированы уже 326 общеобразовательных школ. Там расширили дверные проёмы, построили пандусы, установили поручни по периметру стен. Но, безусловно, это было только первым шагом.

В Зеленодольском районе Татарстана инклюзию начали внедрять уже и в дополнительном образовании. фото: Ильсия Завилейская

Важным фактором, который облегчил школам внедрение инклюзивных подходов, стало наличие в республике сети детских реабилитационных центров. В своё время именно объединение «Мэрхэмэт» помогло этим центрам провести ремонт, получить необходимое оборудование, отрегулировать вопросы взаимодействия с учебными заведениями, чтобы на время лечения ребёнок не прекращал учёбу. Когда заговорили о необходимости инклюзии, то первые школы, внедряющие новый подход, работали в содружестве именно с этими центрами.

«Скажем, один из первых таких центров для детей с ДЦП появился у нас в Казани на улице Зорге. Рядом с ним находится 78-я школа. Они и раньше сотрудничали — дети из центра посещали внеклассные школьные мероприятия. И школа в нужное время оказалась психологически готова к инклюзии, — рассказывает Татьяна Ларионова. — Для детей, которые там учились, не было нонсенсом, что рядом с ними будут учиться дети-колясочники».

Ещё бы добавить тьюторов…

В целом, по данным Министерства образования и науки РТ, через систему повышения квалификации в вопросах инклюзивной педагогики в республике прошли более 1,5 тысячи учителей и руководителей школ. Это, конечно, не так много, если учесть, что всего в общем образовании у нас трудится больше 30 тысяч человек.Но большей проблемой является то, что в школах не хватает тьюторов — специалистов, которые дополнительно индивидуально работают во время уроков с детьми с ОВЗ. Они — необходимое звено в системе инклюзии, ведь учитель не может обеспечить индивидуальный подход каждому, он должен работать на весь класс.

Через систему повышения квалификации в вопросах инклюзивной педагогики в Татарстане прошли более 1,5 тысячи учителей и руководителей школ

До недавнего времени в школах вообще не были предусмотрены штатные ставки тьюторов. Благодаря постоянным обращениям депутатов в правительство по этой проблеме её частично удалось решить. По крайней мере, поясняет Татьяна Ларионова, вопрос закрыт в тех школах, где созданы ресурсные классы для детей-аутистов (с прошлого учебного года они действуют в пяти казанских школах).

Больше, чем просто учёба

О необходимости дополнительно рассмотреть возможность включения в штатное расписание общеобразовательных школ тьюторов, дефектологов, логопедов говорится в рекомендациях для Минобрнауки, принятых на мартовском выездном заседании объединения «Мэрхэмэт», посвящённом инклюзивному образованию. Заседание прошло на базе лицея №9 города Зеленодольска, который, отмечает Татьяна Ларионова, является примером успешного внедрения инклюзии в массовой школе.

В Зеленодольском районе интерес женщин-депутатов привлёк ещё один интересный опыт. Здесь реабилитацией детей с ОВЗ занимаются на одной из лыжных баз, где разработали для этого специальные лыжи. Сейчас по инициативе депутатов рассматривается вопрос о том, как наладить массовое производство такого спортинвентаря. И это уже следующий шаг по внедрению инклюзии — когда она приходит и в систему дополнительного образования.

«Ведь инклюзия — не самоцель, — констатирует Татьяна Ларионова. — Суть в том, чтобы здоровые дети и дети-инвалиды были вместе везде — в школе, в лагере, на сцене, на спортивной площадке. Чтобы они с детства чувствовали себя равными со всеми и во всём».

Просмотров 1795

15.05.2019 12:08



Загрузка...

Популярно в соцсетях