Из Крыма на Луну

Запуску лунохода, которым управляли из засекреченного посёлка под Симферополем, исполнилось полвека

Из Крыма на Луну

фото: Алексей Васильев / ПГ

Пятьдесят лет назад, 17 ноября 1970 года, на Луне начал работать один из самых удивительных аппаратов в истории человечества — луноход. Управляли аппаратом из засекреченного посёлка Школьное под Симферополем, который нельзя было найти ни на одной карте. Пункт управления луноходом, увы, не сохранился. Точнее, от него остались одни развалины. 

Они были первыми

Мы стоим на исторических руинах и слушаем грустный рассказ нашего «сталкера» — подполковника в отставке Владимира Пасюты: «Украине космическая программа оказалась не нужна, и здание, откуда управляли луноходом, просто пустили с молотка на стройматериалы».

«Сталкер» «Парламентской газеты» Владимир Пасюта. фото: Алексей Васильев / ПГ

«Крым занял достойное место в истории освоения космоса. На полуострове проходили подготовку многие советские космонавты, включая Юрия Гагарина. Здесь испытывали уникальный космический аппарат — луноход. Юбилей лунной программы, который отмечается в этом году, — значимая дата не только для Крыма и России, но и для всего мира», — говорит депутат Государственной Думы от Республики Крым Андрей Козенко.

Идея лунохода принадлежит Сергею Королёву, а его непосредственным создателем стал Главный конструктор Конструкторского бюро имени Лавочкина Георгий Бабакин. При проектировании аппарата пришлось решать множество сложнейших задач — например, надо было учитывать, что сила притяжения на Луне в шесть раз меньше, чем на Земле. А кто мог ответить конструкторам, какую смазку применить для трущихся деталей на 170-градусном морозе лунной ночью и 150-градусной жаре лунным днём? Ну и, наконец, как вообще управлять луноходом на расстоянии 400 тысяч километров?

Территория, где расположена антенна радиотелескопа, до сих пор является запретной зоной. фото: Алексей Васильев / ПГ

Отбор будущих водителей лунохода начался в 1968 году. О том, что им предстоит учиться управлять луноходом, кандидатам рассказал лично Бабакин: «Хочу с самого начала предупредить: будет трудно, техника, с которой предстоит работать, не то, что новая — это даже не то слово. Она создаётся на ваших глазах, и вы станете активными участниками этого процесса. Ну, скажем, как лётчики-испытатели высшего класса, которые есть в авиационных фирмах… Но там есть опыт, преемственность, традиция, а мы всё делаем с нуля, впервые».

Прогулка по Луне

Мы гуляем по… Луне. Правда, сейчас построенный в Школьном в шестидесятых годах прошлого века лунодром больше напоминает пустырь, однако здесь до сих пор сохранились искусственные кратеры, по которым когда-то двигался первый экспериментальный планетоход.

В нескольких десятках метров от лунодрома смотрит в небо огромная, диаметром в 32 метра, антенна радиотелескопа ТНА-400, принимавшая сигналы уже не экспериментального, а самого настоящего лунохода, которые он передавал со спутника Земли.

Сегодня в бывших «лунных кратерах» растут деревья. фото: Алексей Васильев / ПГ

Лунодром был построен в Школьном в августе 1968 года. «Кусочек Луны» площадью около гектара представлял собой копию участков лунной поверхности как её представляли тогдашние селенологи. Строители срезали растительный слой и заменили его песчаным грунтом, соорудили различные возвышенности, вырыли воронки для 54 кратеров, разложили в определённых местах 160 камней. Затем всю площадь лунодрома покрыли ракушечником и покрасили в серо-чёрный цвет.

В начале сентября на лунодром был доставлен технологический образец лунохода, который сейчас экспонируется в Музее космических войск в Краснознаменске. Это был полномасштабный макет с настоящим шасси, но без панели солнечной батареи, с телевизионными системами, с введённой задержкой, соответствующей времени распространения радиоволн от Земли до Луны и обратно. При этом, правда, связь с луноходом осуществлялась не по радиоканалу, как это должно быть в реальных условиях, а по кабелю.

Одним из водителей лунохода стал живущий сегодня в Москве крымчанин Вячеслав Довгань — сейчас он профессор, академик, генерал-майор военно-космических сил в отставке.

На обломках узла связи с советских времен сохранилось панно с изображением Спасской башни. фото: Алексей Васильев / ПГ

В экипаж лунохода входили пять человек — командир, водитель, оператор, бортинженер и штурман, рассказывает Довгань в своей книге «Лунная одиссея отечественной космонавтики». По его словам, труднее всего было научиться по плоской картинке оценивать объёмные характеристики — в частности, расстояние до предметов и промежутки между ними, а без этого нельзя и думать о безаварийном лунном путешествии, ведь на Луне не будет ориентиров (ограничительных столбиков, бордюров, кюветов, ширины дороги, указателей поворотов), позволяющих водителю в земных условиях хотя бы примерно оценивать обстановку.

Космические шахматы

«Это был странный способ управления, так как каждый раз на экране появлялось изображение, которое не было похоже на предыдущее. Об исполнении команды и меняющейся обстановке водитель узнаёт с задержкой, то есть видит события в прошлом. Поэтому управление на расстоянии требует определённого умения предугадывать события, и водителя лунохода можно сравнить с шахматистом, который обязан предвидеть развитие партии на несколько ходов вперёд. Надо было хорошо вжиться в эту работу, полностью отрешиться от всего земного и вести себя так, словно сам находишься на луноходе. Трудно придумать что-либо похожее в земных условиях, чтобы понять, как чувствует себя водитель лунохода. По крайней мере, естественных процессов, похожих на эти, у нас на Земле не происходит. В результате тренировок мы научились «жить в будущем», — писал Довгань.

Памятник ветеранам освоения космоса в Школьном. фото: Алексей Васильев / ПГ

Время работы каждого расчёта экипажа врачи ограничили всего двумя часами, потому что после этого трудоспособность резко снижалась. По оценке медиков, нагрузку на нервы, сердце и мозговой центр членов экипажа лунохода трудно сравнить с чем-то в наземных условиях — даже с разминированием.

Антенна радиотелескопа ТНА-400, принимавшая сигналы лунохода. фото: Алексей Васильев / ПГ

Автоматическая межпланетня станция «Луна-17» с «Луноходом-1» стартовала с космодрома Байконур 10 ноября 1970 года. 17 ноября в 03:46:50 по всемирному времени станция благополучно прилунилась в Море дождей. Командир лунохода Николай Ерёменко так вспоминал о первом сеансе связи: «Когда «Луна-17» благополучно совершила посадку, после раздавшихся аплодисментов и многочисленных поздравлений к нам подошёл Бабакин и спросил: 

Луноход в цифрах: - проработал 302 суток;
— проехал 10 540 метров;
— передал на Землю 211 лунных панорам и 25 тысяч фотографий;
— 2 км/ч — максимальная скорость движения лунохода.

— Братцы, вы готовы?

- Так точно, — сдерживая волнение, отрапортовал я.

- Тогда «по коням»!

Полученные с помощью фототелевизионных камер панорамы приблизили к нам далёкую и загадочную поверхность Луны. Она простиралась впереди и сзади лунохода, относительно ровная, очень похожая на один из участков нашего лунодрома, десятки раз переезженный нами.

«Первая, вперёд!» — скомандовал я.

Послушный воле человека — водителя Латыпова, луноход двинулся вниз по трапам…

- Луноход коснулся поверхности Земли! — разнёсся левитановский голос бортинженера. Он тоже волновался. Конечно же, поверхности… Луны.

«Луноход-1» начал отпечатывать свою первую колею по лунной поверхности, удалившись от посадочного устройства на двадцать метров».

Эти события навсегда вошли в историю. Председатель Совета ветеранов Школьненского сельского поселения Светлана Пасюта мечтает о том, что когда-нибудь в посёлке будет создан музей, рассказывающий об этом уникальном месте, где создавалась слава отечественной космонавтики, однако пока до этого далеко — кажется, даже дальше, чем до Луны.

Просмотров 1442

17.11.2020 00:00

Пример



Популярно в соцсетях