Все о пенсиях в России

20.04.2024Какие выплаты положены при выходе на пенсию

20.04.2024Бессараб рассказала, как индексируют пенсию после ухода на заслуженный отдых

18.04.2024В Госдуме готовят законопроект о трудовых гарантиях для работников маркетплейсов

Гумерова рассказала, какие НИИ смогут готовить студентов

Закон, разрешающий научным организациям учить специалистов, подписал президент

08.02.2023 00:00

Автор: Юлия Сапрыгина

Гумерова рассказала, какие НИИ смогут готовить студентов
Лилия Гумерова © пресс-служба Совета Федерации

С 1 сентября 2023 года учить студентов смогут не только институты и университеты, но и научные организации. Такие поправки в закон об образовании сенаторы одобрили одними из первых в весеннюю сессию. 6 февраля в преддверии Дня российской науки закон подписал президент. Какие научные центры смогут готовить студентов и что для этого нужно, в пресс-центре «Парламентской газеты» рассказала председатель Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре, один из авторов закона Лилия Гумерова.

- Лилия Салаватовна, президент 6 февраля подписал закон, который позволяет научным организациям готовить кадры по программе специалитета. Такие поправки в закон об образовании были приняты в том числе по вашей инициативе. Зачем НИИ становиться вузами?

- Напомню, что еще в 2018 году по поручению президента на базе Научно-исследовательского медицинского центра имени Алмазова начали готовить кадры по программе специалитета по направлению «лечебное дело». Эксперимент оказался удачным, поэтому по поручению спикера Совета Федерации Валентины Матвиенко был разработан закон, распространивший эту возможность на другие научные организации.​

Для чего это нужно? Подготовка специалистов на базе научных центров позволит готовить кадры на стыке технологий, одновременно пользоваться достижениями фундаментальной и прикладной науки, оперативно реагировать на запросы рынка труда.​ Что уже доказал опыт Центра Алмазова.

- В каких научных организациях, на ваш взгляд, могут начать готовить специалистов в первую очередь?

- Мне видится, что это медицинские научные организации, организации, которые сегодня занимаются новейшими технологиями, например природоподобными (технологии, воспроизводящие системы и процессы живой природы. —​ Прим. ред.). У нас было выездное заседание комитета на базе Курчатовского научного центра по этой теме. Сегодня особенно важно использовать научный потенциал таких организаций. ​Напомню, что центры смогут учить специалистов с 1 сентября 2023 года. Сейчас Правительство готовит нормативно-правовую базу: разрабатывает критерии, которым должна соответствовать та или иная научная организация. Это инфраструктура, лицензия, научный и кадровый потенциал. После этого будет проведен конкурс среди НИИ, которые претендуют на то, чтобы готовить кадры по программе специалитета.

- Сегодня много споров о том, по каким критериям оценивать эффективность научных программ?

- Действительно, зачастую на первый план выходит публикационная активность, причем не в отечественных журналах. Напомню, что в марте 2022 года было приостановлено действие постановления Правительства, по которому результаты российских ученых оценивались в том числе по числу публикаций в иностранных журналах. В итоге создавалась ситуация, когда старые правила уже не действовали, а новые еще не были разработаны. Именно этот пробел и необходимо устранить. Кроме того, Правительством внесен законопроект о научной (научно-технической экспертизе). При этом наша задача — оценивать результаты научной деятельности, ставя во главу угла интересы нашей страны, формировать свой отечественный рейтинг научных достижений.

- Прошел первый год Десятилетия науки и технологий. Каковы его итоги?

- Без науки и технологий сегодня невозможно представить стратегическое развитие России. Главное, что сделано на этот момент — мы консолидировали все научные расходы в гражданской сфере, которые ранее были разбросаны по 34 программам, в единой госпрограмме. Это очень важно, потому что мы видим все направления, по которым надо двигаться, полный объем средств — а это огромные деньги, порядка 1,2 триллиона рублей ежегодно.

Что особенно важно для нас как для палаты регионов, невозможно представить стратегическое развитие страны без опоры на региональную науку, ведь именно там понимают, ​какие производства нужны, какие кадры востребованы. Сегодня это понимают и главы регионов, которые активно участвуют во всех программах и проектах. В итоге у нас, например, в региональных вузах, за два года количество бюджетных мест увеличилось более чем на 20 процентов. ​

Также в 2022 году впервые был сформирован рейтинг научно-технологического развития регионов. Лидерами стали Москва, Санкт-Петербург и Томская область, и, что мне особенно приятно, мой родной Башкортостан занял почетное четвертое место.

Читайте также:

• Эксперты рассказали, как привлечь молодежь в науку

- Если говорить о законодательной поддержке развития науки и технологий, какие инициативы готовит ваш комитет?

- Это, конечно, разработанный нами закон о молодых ученых. Кроме того, мы надеемся на принятие инициированного по просьбе северных регионов законопроекта о кочевых школах.

Также мы будем работать над реализацией перечня поручений президента по итогам Совета по реализации государственной политики в сфере защиты семьи и детей, где первым пунктом поручено законодательно закрепить возможность полного государственного финансирования кино для детей и юношества. Мы с коллегами уже разработали такой закон, он внесен в Госдуму и принят в первом чтении.

- К вопросу о кочевых школах. Обсуждения ведь шли не один год?

- Этот законопроект​ вносит поправки в закон об образовании. В частности, мы предлагаем дать регионам возможность создавать условия для получения коренными малочисленными народами дошкольного и начального общего образования в местах их традиционного проживания и хозяйственной деятельности,​ то есть непосредственно по маршрутам и в местах стоянок кочевников.

Некоторые регионы уже сейчас организуют такие школы, но в отсутствие закона у них возникают многочисленные трудности. Например, есть проблемы с получением лицензии, ведь такой формы обучения в законодательстве сейчас не существует. Возникают вопросы, на каком основании регион финансирует такие школы.

- Как помочь молодежи, особенно из отдаленных сел и малых городов, реализовать свои способности?

- Буквально на днях на площадке Совета Федерации был дан старт юбилейному ХХ конкурсу «Моя страна — моя Россия», который входит в президентскую платформу «Россия — страна возможностей».

За 20 лет участниками конкурса​ стали 500 тысяч молодых людей из всех регионов России. В минувшем году участниками конкурса стали более 93 тысяч ребят из всех регионов, а также 652 иностранных участника из 13 зарубежных стран. Конкурс объединяет​ молодых​ ребят​ во имя больших или маленьких дел — кто-то сделал детскую площадку, а кто-то создал сверхробота. ​Проекты самые разные — это и экология, и волонтерство, и развитие городов и сел.

Это тот случай, когда ребята открывают для себя огромное окно возможностей, ведь проекты-победители​ получают постконкурсное сопровождение, это может быть и материальная, и финансовая поддержка, и стажировки. ​