Все о пенсиях в России

два дня назадВ Госдуме готовят законопроект о трудовых гарантиях для работников маркетплейсов

два дня назадВ Тюменской области пенсионерам досрочно выплатят пенсию за апрель

17.04.2024Спасателям в регионах со стажем от 25 лет хотят дать право на досрочную пенсию

Госдума приняла в первом чтении законопроект о публичной власти

Тема: Пленарное заседание Госдумы 9 ноября 2021 года

09.11.2021 14:28

Автор: Елена Горская

Законопроект: № 1256381-7

Госдума приняла в первом чтении законопроект о публичной власти
Пресс-служба Госдумы

В законодательстве хотят уточнить нормы о деятельности региональных заксобраний. В частности, им могут разрешить принимать законы дистанционно. Также парламентарии предлагают дать возможность губернаторам возглавлять регионы более двух сроков подряд. Соответствующий законопроект Госдума приняла в первом чтении 9 ноября.

По словам главы Комитета Госдумы по госстроительству и законодательству Павла Крашенинникова, уже больше года действует обновлённая Конституция, в которой впервые закреплён принцип единства системы публичной власти. В развитие конституционных норм приняты законы «О Правительстве», «О Госсовете», «О Конституционном суде». Новый проект касается организации региональной власти.

Законопроект состоит из 11 глав и 65 статей. По Конституции, органы федеральной, региональной и местной власти входят в единую систему публичной власти. В документе выстраивается обновлённая модель организации публичной власти на территории субъекта Федерации, сказал Крашенинников. Субъектом управляет правительство, заксобрание, губернатор. Согласно проекту, официальным наименованием высшего должностного лица региона будет «глава», но в местных нормативно-правовых актах его смогут называть «губернатором» или «мэром», но не «президентом». Срок полномочий губернатора будет равен пяти годам. Сейчас этот срок устанавливают субъекты — он не может быть более пяти лет.

Региональным парламентам могут разрешить работать удалённо

При этом из законодательства хотят исключить ограничения по срокам губернаторских полномочий. Сейчас губернатор не может возглавлять регион более двух сроков подряд. Ответственность глав предлагают повысить, расширив основания для досрочного прекращения их полномочий в связи с утратой доверия президента. Глава государства сможет сделать губернатору предупреждение, выговор, отрешить от должности и временно отстранить. В течение пяти лет после отрешения экс-губернатор не сможет возглавить ни один субъект.

Законопроект предусматривает, что в субъектах будут созданы финансовые и контрольно-счётные органы для более стабильного экономического развития регионов и совершенствования межбюджетных отношений. Их руководителей назначат с участием Минфина.

Документ также уточняет условия работы местных депутатов. По словам Павла Крашенинникова, на сегодняшний день существует профессиональная, непрофессиональная и полупрофессиональная деятельность депутатов. Это вызывает путаницу с исчислением стажа, оплатой их труда. В законопроекте предлагается оставить только две формы — профессиональная и непрофессиональная.

«Если депутаты работают на профессиональной основе, то получают зарплату. Если работают без отрыва от основной деятельности, то депутатскую зарплату не получают, а зарабатывают на хлеб там, где они работают», — пояснил депутат. Также предлагается дифференциация ответственности в зависимости от формы работы. Затем в антикоррупционное законодательство предстоит внести соответствующие поправки.

С учётом развития цифровых технологий и пандемии в законопроекте предусмотрели, что заксобрания могут работать дистанционно, и это должно быть указано в регламенте. Кроме того, хотят сократить срок рассылки законопроектов совместного ведения из Госдумы в субъекты с 30 до 15 дней.

В проекте есть нормы о региональных полномочиях. Предлагается пересмотреть перечень полномочий субъектов Федерации с целью их укрупнения и излишней детализации.

Предполагается, что закон вступит в силу с 1 июня 2022 года. В связи с его принятием потребуются поправки более чем в 60 федеральных законов, а также изменения в местные конституции и уставы.

По словам председателя Госдумы Вячеслава Володина, это базовый законопроект, который закладывает параметры организации и работы региональной власти.

Что может узаконить новая Госдума

«Данный законопроект — очередной шаг в системной работе по приведению законодательства в соответствие с новыми положениями Конституции. В Основном законе страны был впервые закреплён принцип единства системы публичной власти. Для его реализации ранее уже были одобрены законы о Правительстве и о Госсовете. Теперь на очереди — принятие норм, касающихся деятельности законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации», — сказал спикер.

По его словам, законопроект о региональной власти является рамочным.

«Он предоставляет возможности законодательным собраниям регионов принимать решения, исходя из специфики субъектов Федерации. Например, в будущем они смогут решать, давать ли главе региона право оставаться на посту более двух сроков подряд», — пояснил Вячеслав Володин.

При этом в законопроекте есть ряд положений, которые носят обязательный характер. Документ, в частности, обязывает регионы создать контрольно-счётные органы, которые должны будут заниматься проверкой региональных бюджетов и внебюджетных фондов. Раньше это отдавалось на усмотрение субъектов Федерации.

«Принятие данной нормы повысит качество регионального парламентского контроля», — сказал спикер Госдумы.

Читайте также:

• Закон о региональной власти могут принять в декабре, сообщил Крашенинников • Клишас: закон о региональной власти может быть принят до конца года

Согласно законопроекту, региональные органы прокуратуры в обязательном порядке получат право законодательной инициативы. «Считаю, что это правильное решение. Прокуратура, исполняя контрольно-надзорные полномочия, сталкивается с правоприменительной практикой, видит несовершенство законодательной базы, её слабые стороны», — заявил Вячеслав Володин.

По его словам, именно от согласованных действий всех уровней власти — федерального, регионального и местного — зависит решение многих экономических и социальных задач в каждом субъекте и в стране в целом. «Результатом принятия закона должно стать чёткое распределение полномочий, установление ответственности должностных лиц, повышение уровня открытости и подотчётности органов власти», — отметил председатель Госдумы.