На российских дорогах появятся новые виды ограждений
Фото: ГИБДД
На смену стальным, бетонным и тросовым разделительным ограждениям на трассах могут прийти быстровозводимые конструкции из композитных материалов. В Госавтоинспекции МВД предложили применять их для разделения встречных потоков движения и на магистралях, и в городах. К инновационному решению можно присмотреться, но массово внедрять его стоит только после апробирования на экспериментальных участках, считают опрошенные «Парламентской газетой» депутаты Госдумы.
Эксперимент стартовал в Ижевске
По данным ГАИ, в 2017 году на российских дорогах произошло свыше 169 тысяч аварий, в которых погибли 19 тысяч человек, более 215 тысяч пострадали. Более четверти от общего числа погибших стали жертвами встречных столкновений, хотя это лишь десятая часть от всех ДТП.
«Для эффективного информирования водителей о разделении встречных транспортных потоков Госавтоинспекция МВД России планирует рекомендовать владельцам дорог применять инновационные быстровозводимые разделительные конструкции-ограждения из композитных материалов», — сообщили ТАСС в Госавтоинспекции. Там добавили, что такие ограждения могут вскоре разместить на автотрассе федерального значения М-7 «Волга».
Пока что на российских дорогах устанавливают три вида ограждений. Наиболее распространены барьерные из стали, которые гасят удар за счёт своей деформации. Бетонные ограждения не деформируются, но это увеличивает повреждения автомобилей и стоимость ремонта самого отбойника. Всё чаще встречаются тросовые ограждения. Один километр такого разделителя стоит на 25 процентов дешевле барьерного.
Однако в середине мая инновационные отбойники уже появились на 300-метровом участке улицы Новоажимова в столице Удмуртии Ижевске. Легкосборная конструкция призвана решить проблему обустройства участков дороги, где отсутствует возможность установки тросового или металлического барьерного ограждения. За ходом реализации проекта в Ижевске и на трассе «Волга» будут наблюдать представители экспертного сообщества и сотрудники Госавтоинспекции.
Пока что ижевские автомобилисты встретили инновацию скептически. При обсуждении нового ограждения в своей группе в Facebook некоторые из них высказали недоумение по поводу участка для установки, другие назвали отбойник «чисто декоративным».
Разделять, как в Европе
В европейских странах разделительные устройства на дорогах повсеместны, и к аналогичным стандартам безопасности необходимо как можно быстрее подтягиваться, полагает первый зампред думского Комитета по госстроительству и законодательству Вячеслав Лысаков.
«Если предлагают некий композит, то думаю, что он прошёл испытания, соответствует стандартам и не может быть декоративным, даже если внешне производит такое впечатление. Прежде всего он будет физически разделять дорогу на две части, и этого достаточно для профилактики выездов на «встречку». Если же автомобиль отбросит на него в результате аварии, то повреждения будут меньше, чем при наезде на бетонный блок», — объяснил законодатель.
Самые серьёзные аварии происходят как раз на «встречке», и если есть возможность как-то разделить потоки, то её надо обязательно использовать, уверен зампред Комитета Госдумы по транспорту и строительству Сергей Бидонько, который также курирует партийный проект «Единой России» «Безопасные дороги». «Если появляются какие-то новые подходы, которые позволяют быстро и дёшево соорудить разделительные конструкции, то почему бы их не задействовать? Другое дело, перед повсеместным внедрением надо на экспериментальных участках посмотреть, как эти конструкции себя поведут при эксплуатации», — отметил парламентарий.
Первый зампред Комитета Госдумы по транспорту и строительству Виталий Ефимов, который с 1990 по 1996 год возглавлял Минтранс, пояснил, что до сих пор значительной проблемой для установки отбойников была простая нехватка места на разделительной полосе. «Бетонные блоки там просто не поместятся, а тросовые ограждения в городской черте визуально смотрятся не очень хорошо. Другой вопрос, что эти композитные конструкции вряд ли выдержат наезд грузовика, но лучше такая преграда, чем никакой», — сказал депутат.
Если появляются какие-то новые подходы, которые позволяют быстро и дёшево соорудить разделительные конструкции, то почему бы их не задействовать?
В том или ином виде быстровозводимые конструкции появляются всё чаще на трассах даже внутри городов, отметил автоэксперт Алексей Дмитриев. «Те же тросовые ограждения получили массовое распространение. Если подобная конструкция проверена на прочность на испытаниях, то надо ставить. Тут прямая зависимость — чем больше дорог с разделёнными встречными потоками, тем меньше будет аварийность», — добавил он.
Ещё материалы: Виталий Ефимов, Сергей Бидонько , Вячеслав Лысаков