Дорожные штрафы в Москве будут назначать не полицейские, а местные чиновники

Соответствующий законопроект Госдума рассмотрит до конца этого года

22.11.2017 12:21

Автор: Ксения Редичкина

Дорожные штрафы в Москве будут назначать не полицейские, а местные чиновники

Фото: ПГ / Владимир Афанасьев

Законопроект, передающий функции ГИБДД городским органам исполнительной власти, Государственная Дума рассмотрит до конца 2017 года.​ Пока за выполнением требований Правил дорожного движения следит Госавтоинспекция, местные власти занимаются организацией дорожного движения и взиманием штрафов. В Правительстве считают, что все эти функции для большей эффективности должны быть сосредоточены в одних руках.

Грядёт тотальное беззаконие?

Если депутаты одобрят новую правительственную инициативу, московским органам исполнительной власти могут быть переданы полномочия по взиманию штрафов по 38 из 128 составов нарушений ПДД. Среди них — санкции за превышение скорости, за проезд на красный свет светофора, за выезд на выделенную полосу, за нарушение правил проезда пешеходных переходов.

На скорейшем принятии подобных нововведений ранее настаивал вице-премьер Игорь Шувалов. В Госдуму проект закона был внесён Правительством ещё в мае 2015 года, а непосредственным инициатором поправок в Административный кодекс выступил глава департамента транспорта Москвы Максим Ликсутов.

Законопроектом вносятся изменения в статью 23.79 Административного кодекса, которая позволяет передать властям Москвы часть полномочий МВД по привлечению лиц к ответственности за правонарушения, зафиксированные видео- и фотокамерами. В Правительстве считают, что это позволит повысить эффективность правового регулирования общественных отношений, складывающихся в области безопасности дорожного движения.

Комитет Госдумы по госстроительству и законодательству 21 ноября рекомендовал палате принять документ. При этом не все члены комитета с этим согласились. Например, первый зампред комитета Вячеслав Лысаков, который предложил коллегам альтернативный законопроект о создании Единого федерального центра автоматизированной фиксации административных правонарушений в области дорожного движения.

Депутат уверен, что передача дополнительных функций Москве может обернуться многочисленными нарушениями закона, как это произошло при передаче столице полномочий по взиманию штрафов за неправильную парковку. «Есть риски вынесения постановлений о штрафах в ста процентах случаев, даже если на фото и видео не различить цвет и модель машины. Сейчас Госавтоинспекция отправляет в корзину все сомнительные фото, которые истолковываются в пользу водителей», — подчеркнул Лысаков. Он уверен, что правительственная инициатива поспособствует тому, чтобы взимание штрафов превратилось в процедуру зарабатывания, вместо того чтобы быть профилактикой нарушения ПДД.

Он напомнил, что уже сейчас за сбор средств отвечают министерства финансов регионов, и полученные деньги закладываются в проекты бюджетов на следующий год, в их доходную часть. «А это уже странно», — отметил депутат.

Штрафные деньги — неплохое подспорье бюджетам

В 2016 году доходы московского бюджета от штрафов за нарушение ПДД составили 11,5 миллиарда рублей. В этом году, по состоянию на 17 ноября, сумма поступлений от водителей-нарушителей выросла и достигла 13 миллиардов рублей.

Интересно отличие Санкт-Петербурга от Москвы в этом вопросе. В Северной столице платные парковки ввели на два года позже, чем в Москве — в 2015 году. Но по факту платными их назвать нельзя — водители почти сразу узнали, что штрафы за неоплату не приходят, и перестали платить. Всё дело в том, что питерские полицейские отказались разглашать персональные данные водителей в пользу города.

Статистика штрафов в Москве* 2,3 млн штрафов было погашено автомобилистами за 10 месяцев 2017 года

65% из них отдали за год за нарушения ПДД до 500 рублей;

25% водителей отдали штрафов на сумму от 500 до 1000 рублей;

9% отдали штрафы на сумму от 1000 до 5000 рублей;

1% отдали штрафов на сумму 5000 рублей и больше.

*пресс-служба сервиса «Яндекс.Деньги», октябрь 2017 года

А в Москве городскими парковками занимается «Центр организации дорожного движения», который вполне законно выписывает недобросовестным водителям штрафы за неоплаченную парковку. В Петербурге же за все платные парковочные места непосредственно отвечает город, и полиция не выдаёт его администрации информацию о том, кого именно надо штрафовать.

Вячеслава Лысакова поддержали на заседании комитета его коллеги — депутаты от ЛДПР: вице-спикер Госдумы Игорь Лебедев и глава социального комитета Ярослав Нилов. Последний обратил внимание на отсутствие логики в ситуации, когда в одних руках сосредотачиваются организация процесса и надзор за ним.

Кроме того, считают либерал-демократы, в московскую административную дорожную инспекцию (МАДИ) на работу берут не понятного кого: «Эти люди ходят, фотографируют машины, а потом граждане платят штрафы, зачастую не в силах доказать, что они ничего не нарушали. И если мы передадим властям Москвы взимание штрафов, то суммы только увеличатся, причём в пользу частных лиц. Я согласен с тем, что закладывать административные штрафы с автомобилистов в доходные статьи проектов бюджетов — нонсенс». Хотя так получается, что штрафные деньги — неплохое подспорье региональным бюджетам.

Нилов подчеркнул, что в правительственном законопроекте нет ничего, кроме безудержного желания Москвы заработать на пустом месте. Понятно, что регионы, равняясь на опыт Москвы, начнут вводить такие же правила у себя.

За Москвой последуют регионы

Необходимость предлагаемых мер по передаче функций Госавтоинспекции городским чиновникам доказывал первый зампред МВД Александр Горовой. По его данным, личный состав ГАИ за пять лет сократился на 22 процента — 31 тысячу человек. При этом по дорогам России ездит 56,6 миллиона автомобилей — это много. «Личный состав, который должен фиксировать нарушение ПДД, просто не справляется со своей работой, и мы хотим, пока только в Москве, облегчить его работу», — отметил замминистра.

«За 10 месяцев 2017 года в Москве зафиксировано на камеру 22 миллиона правонарушений, и взимать штрафы по ним просто некому и некогда», — сообщил чиновник. 

В целом же количество водителей, которые не хотят платить за правонарушения, только растёт: если в 2015 году приставы возбудили 17,3 миллионов дел на сумму 14,5 миллиарда рублей, в 2016 году этот показатель вырос до 23,8 миллиона штрафов на сумму 21,3 миллиарда рублей.

Тем не менее Вячеслав Лысаков настаивает, что альтернативный законопроект выгоден государству больше. «При создании единого федерального центра никакого давления с мест на него не будет, все транспортные средства страны будут как на ладони и их будет легче координировать. Но главное, что появление одного федерального центра, вместо множества региональных, сэкономит немало средств», — считает депутат.

Глава думского комитета Павел Крашенинников, в свою очередь, сообщил, что ко второму чтению в документ могут быть внесены поправки. «Этот закон внесён в соответствии с частью второй статьи 78 Конституции, где такая передача полномочий разрешена. Теперь что касается субъектов. Мы считаем, что ко второму чтению это будет не только Москва, но и другие регионы. Например, республика Татарстан».