Делиться властью

В Москве грядет революция… Без баррикад, но с реальным переделом власти.

Столичные чиновники поделятся полномочиями с московскими муниципалитетами, пообещал, выступая на съезде муниципальных депутатов города Москвы, мэр города Сергей Собянин.

Делиться властью  

До недавнего времени местное самоуправление в Москве вроде бы и было, но уж очень странное. В прочих субъектах Российской Федерации к вопросам местного значения относится до 50 функций: организация для граждан электро-, тепло-, газо- и водоснабжения, услуг связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания, благоустройство дворов, строительство и содержание детских садов, обеспечение малоимущих жильем и содержание муниципального жилого фонда и многое другое, что составляет основу жизнеобеспечения человека. Столичные муниципалитеты из всего многообразия полномочий были озадачены всего четырьмя: созданием условий для занятий спортом и проведением досуга, опекой и попечительством да организацией работы комиссий по делам несовершеннолетних.

Местные власти мало влияли на жизнь в городе, а москвичи в большинстве своем не понимали, для чего им вообще нужны депутаты. И вот с 2012 года ситуация начала стремительно меняться. На мартовских выборах за каждый мандат боролись в среднем по 4 кандидата. Такой интерес к муниципальной работе отчасти объяснялся общим всплеском общественно-политической активности в стране, но гораздо вероятнее тем, что в муниципальной политике Москвы наметились ощутимые перемены. Возглавив столицу, Сергей Собянин пообещал изменить подходы к организации местного самоуправления. И слово свое сдержал, на съезде Ассоциации муниципальных образований города Москвы представил план муниципальной реформы в столице.

По замыслу градоначальника, к депутатам переходит контроль за распределением и использованием средств, выделяемых на проведение капитального ремонта домов, благоустройство дворов, скверов и парков. Деньги на это тратятся немалые. Только в текущем году на ремонт домов, комплексное благоустройство дворов, парков и скверов запланировано израсходовать 26 миллиардов рублей. Сейчас, после принятия Московской городской Думой соответствующего закона, конкретные адреса, по которым пройдут работы, их объем и стоимость определяет решение муниципальных собраний. Депутаты же будут осуществлять и оперативный контроль за ходом выполнения работ. Им предоставлено право подписывать акты сдачи-приемки. Как полноправные участники согласительных комиссий, депутаты получают возможность потребовать устранения недоделок и запросить у подрядчиков детальный отчет.

Кроме того, депутаты получат 5 миллиардов в год на исполнение наказов избирателей. Фактически у муниципалитетов появляется «второй» бюджет, по размеру сопоставимый с существующим, средства из которого народные избранники могут самостоятельно распределять на решение самых острых проблем своих районов.

По новому закону депутаты имеют право контролировать содержание жилых домов, заслушивать отчеты управляющих компаний и в случае необходимости созывать собрания собственников жилья для разрешения возникающих конфликтов, смены управляющей компании, изменения способа управления домом. Обеспечение граждан качественными коммунальными услугами по доступным ценам — одна из самых болезненных проблем сегодняшнего дня. Не секрет, что большинство граждан, получивших квартиры в собственность, не обладают необходимыми знаниями, чтобы эффективно отстаивать свои права в спорах с коммунальщиками. Более информированные, активные и облаченные полномочиями депутаты придут им на помощь. И есть надежда, что тогда ситуация на столичном рынке коммунальных услуг пойдет на поправку.

Еще одним правом депутатов стало согласование объектов, которые будут строиться на территории муниципалитетов. В первую очередь это касается гаражей и различных культовых объектов. В последние годы их строительство провоцировало в городе социальные конфликты, вплоть до массовых акций протеста. Задача муниципальных депутатов — учесть все мнения и, исходя из пожелания избирателей, вынести вердикт. Кроме того, муниципальные собрания утверждают размещение «объектов шаговой доступности», которые составляют инфраструктуру района. В случаях, если речь идет о строительстве помещений площадью не более 1500 квадратных метров, предназначенных под размещение магазинов и рынков, химчисток, прачечных, ремонтных мастерских, аптек, спортивных секций, решение принимается только после согласования с депутатами.

И, наконец, депутатам передаются рычаги воздействия на органы исполнительной власти и бюджетные учреждения. Закон предполагает обязательные отчеты перед депутатами главы управы, главного районного врача и руководителя многофункционального центра. Эта практика существовала во многих муниципалитетах и ранее. Однако встречи и отчеты руководителей носили добровольный характер: захочу — встречусь с муниципальным собранием, не захочу — никто не заставит. Теперь ежегодные отчеты — обязанность должностных лиц. Более того, депутатам предоставлено право выражать недоверие главам управы. За это решение должны проголосовать две трети народных избранников. И, как предупредил Сергей Собянин, решение о недоверии станет серьезным сигналом для руководителей города. Если такое решение основано на серьезных фактах, глава управы вряд ли останется на своем посту. Совет муниципальных образований Москвы совместно с Департаментом территориальных органов исполнительной власти организовал обучение по новым полномочиям. Его прошли более 800 депутатов.

То, что мэр явился инициатором реформы, предполагающей «децентрализацию» полномочий в масштабах столицы, кажется удивительным. Казалось бы, какой начальник добровольно поделится властью? Однако в перспективе выгода такого решения выглядит несомненной. С одной стороны, в лице муниципальных депутатов мэр получает дополнительные рычаги контроля за действиями многочисленных московских чиновников. До недавнего времени им было предоставлено право самостоятельно распределять выделенные деньги, выбирать подрядчиков, заключать с ними контракты и самим же принимать работу. Да, конечно, делали они это всё в соответствии с Федеральным законом №94, регламентирующим правила государственных закупок. Проводились открытые конкурсы и аукционы, подрядчики выбирались на конкурентной основе. Но, как говорится, в России «закон что дышло», и управленцы быстро научились составлять конкурсные задания так, чтобы исход был предрешен заранее. Появление в отлаженных схемах дополнительных согласований с муниципальными депутатами существенно осложнит ситуацию для любителей «пилить» бюджетные деньги. Ведь муниципалитет принимает решение коллективно, а договориться с группой депутатов всегда сложнее, чем с отдельно взятым чиновником. Эти же депутаты будут и принимать выполненные работы. И здесь ответственность перед жителями не даст им прикрыть глаза на очевидные недоработки.

Муниципальная реформа даёт шанс ликвидировать нарастающее отчуждение между жителями и властями. Не секрет, что московские власти предпочитали не разговаривать с жителями.

Важнейшие решения городской жизни — от масштабных строек до народных гаражей, от транспортных схем до благоустройства конкретных дворов — утверждались в тиши кабинетов. Возможно, власти искренне заботились о горожанах, стремились сделать их жизнь комфортной и удобной. Другие бы только спасибо говорили, а «заевшиеся» москвичи проявляли недовольство и задавали неудобные вопросы. Например, почему во дворах асфальт перекладывают по два раза в год, а до детских и спортивных площадок регулярно не доходят руки? Чаще всего вопросы повисали в воздухе — виноватых и ответственных было не найти, воздействовать на их работу или призвать к ответу — невозможно. Теперь ответственными за процессы благоустройства, капремонта и строительства становятся свои, близкие депутаты. Им можно задать вопрос, им можно отправить запрос и в случае, если не реагируют, не переизбрать на следующих выборах. Это реальный рычаг влияния на ситуацию.

Смысл реформы Сергея Собянина — в усилении контроля со стороны представительной власти. Она не предполагает передачу муниципалитетам дополнительного имущества, прав на заключение подрядов и выполнение хозяйственных работ. И в этом есть своя логика. Передача муниципалитетам дополнительных хозяйственных функций автоматически повлекла бы стремительное увеличение количества мелких чиновников, сидящих у денежных потоков, которые, как это часто случается, очень быстро начинают перетекать в частные карманы.    Сегодня депутаты сами не распределяют финансовые средства, но обладают всеми полномочиями для контроля за их распределением. И это реальный способ поставить власть под контроль общества, граждан, сделать управление в Москве более прозрачным, а расходование бюджетных средств — эффективным.

 Светлана РАЗВОРОТНЕВА, председатель Комиссии по местному самоуправлению.

Просмотров 3547

24.02.2013 15:56



Загрузка...

Популярно в соцсетях